Постановление ФАС Поволжского округа от 04.03.2009 по делу N А55-8397/2008 Дело о взыскании штрафа за задержку вагонов под грузовыми операциями в части направлено на новое рассмотрение, в ходе которого суду необходимо установить наличие у железной дороги доказательств принадлежности спорных вагонов к собственности государств-участников Соглашения о разделе инвентарного парка стран СНГ и с учетом оплачиваемого технологического времени проверить размер начисленного штрафа.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2009 г. по делу N А55-8397/2008
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице Самарского отделения структурного подразделения Куйбышевской железной дороги, г. Москва
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.09.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2008 по делу N А55-8397/2008,
по исковому заявлению открытого акционерного общества “Российские железные дороги“, г. Москва к открытому акционерному обществу “АвтоВаз“, г. Тольятти,
третье лицо: открытое акционерное общество “АвтоВазТранс“, г. Тольятти о взыскании 40 800 рублей.
установил:
открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице Самарского отделения структурного подразделения Куйбышевской железной дороги (далее - железная дорога, ОАО “РЖД“) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к открытому акционерному обществу “АвтоВаз“ (далее - общество “АвтоВаз“) о взыскании 40 800 рублей штрафа за задержку вагонов под грузовыми операциями.
Иск основан на положениях статей 62; 99; 100; 101 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, договоре на эксплуатацию путей необщего пользования, заключенного между сторонами, а также факте нарушения технологического срока оборота вагонов, принадлежащих железной дороге.
В качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено открытое акционерное общество “АвтоВазТранс“.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.09.2008, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2008, иск удовлетворен частично, с открытого акционерного общества “АвтоВаз“ взыскано 29 000 рублей штрафа, в остальной части иска отказано.
Суды двух инстанций исходили из того, что факт нарушения ответчиком срока возврата вагонов, принадлежащих железной дороге, подтвержден документально, при этом отказывая в иске за задержку вагонов, принадлежащих странам СНГ, судебные инстанции посчитали, что Соглашение о разделении инвентарных парков и контейнеров бывшего МПС СССР между государствами - участниками содружества (Минск, 22.01.1993) не предусматривает право взыскания штрафа в пользу открытого акционерного общества “РЖД“.
В кассационной жалобе, поданной открытым акционерным обществом “РЖД“ в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты в части отказа во взыскании штрафа за задержку вагонов, принадлежащих странам СНГ, предлагается отменить, иск удовлетворить, по мотиву неполной оценки всех обстоятельств дела и неправильного толкования положений международного соглашения.
В отзыве на жалобу общество “АвтоВаз“ возражает против ее удовлетворения.
Представитель железной дороги в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе, и просил суд об ее удовлетворении, представитель общества “АвтоВаз“ возражал против удовлетворения жалобы.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, отзыве на нее и выступлениях представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты в части отказа во взыскании штрафа в размере 11 800 рублей подлежит отмене по следующим основаниям.
Предметом договора от 30.06.2006 N 3/369, заключенного между ОАО “РЖД“ (дорога), открытым акционерным обществом “АвтоВазТранс“ (владелец) и открытым акционерным обществом “АвтоВаз“ (контрагент), является эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу, примыкающего к четной горловине станции Тольятти и обслуживаемого локомотивом владельца.
Пунктом 12 названного договора стороны предусмотрели технологический срок оборота вагонов - 14,51 часа.
В соответствии с пунктом 16 договора общество “АвтоВаз“ обязуется оплачивать штрафы, предусмотренные Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В период с 26.02.2008 по 28.02.2008 и с 04.03.2008 по 11.03.2008 на станции Тольятти допущена задержка под грузовыми операциями прибывших в адрес открытого акционерного общества “АвтоВаз“ на путях владельца.
Данный факт подтверждается памятками приемосдатчика N 548; 591; 620; 668; 681; 645; 694; 647; 697; 651; 702; 703; 704; 706; 713; 714; 2020 и ведомостями подачи и уборки вагонов (форма ГУ-46 ВЦ) N 2028; 3006; 3008; 3009; 3010; 3011.
Претензионное заявление от 11.04.2008 N 696/НОДЮ-3 оставлено обществом “АвтоВаз“ без удовлетворения.
Данные обстоятельства и послужили правовым основанием для обращения железной дороги с настоящим иском о взыскании штрафа за нарушение установленного договором технологического срока оборота вагонов.
Содержащиеся в судебных актах выводы о том, что железная дорога не вправе требовать штрафа за задержку вагонов, находящихся в совместном пользовании государств - участников содружества, не соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей по данному вопросу судебно-арбитражной практике.
В соответствии с пунктом 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и пунктом 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30, разъяснившего применение названной нормы, в отношениях урегулированных договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, обслуживаемого локомотивом владельца пути, или договором на подачу и уборку вагонов, ответственность, предусмотренная частью 2 статьи 99; статьями 100; 101 Устава, наступает в случае задержки вагонов владельцем железнодорожных путей необщего пользования на выставочные пути более чем на 24 часа сверх технологических сроков оборота вагонов, установленных договором.
Согласно пункту 3.1 Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утвержденного Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 29.09.2003 N 67, указанное технологическое время состоит из времени, затрачиваемого владельцем или пользователем железнодорожного пути необщего пользования на выполнение маневровой работы своим локомотивом с вагонами, поступающими в адрес обслуживаемых их грузоотправителей, грузополучателей при подаче и расстановке вагонов на месте погрузки, выгрузки грузов таких грузоотправителей, грузополучателей и уборки вагонов с этих мест.
С учетом этого, исходя из положений статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации плата за пользование вагонами в данном случае вносится перевозчику владельцем железнодорожного пути на железнодорожных выставочных путях до момента возвращения их на железнодорожные выставочные пути. В оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки грузов и уборкой вагонов с указанных мест.
Вероятно, вместо Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.03.2007 N 15126/66 имеется в виду Постановление от 27.03.2007 N 15126/06.
Аналогичная правовая позиция высказана в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.01.2007 N 11978/06 и от 27.03.2007 N 15126/66.
Факт задержки под грузовыми операциями вагонов, прибывших в адрес общества “АвтоВаз“, подтвержден ведомостями подачи и уборки вагонов, памятками приемосдатчика, подписанных сторонами, и не опровергнут акционерным обществом “АвтоВаз“.
Расчет времени простоя произведен железной дорогой с учетом момента передачи вагонов владельцу пути на железнодорожных выставочных путях и возвращения их на железнодорожные выставочные пути.
В соответствии со статьей 3 Соглашения о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР между государствами - участниками содружества, Азербайджанской Республикой, Республикой Грузия, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой и их дальнейшем совместном использовании (Минск, 22.01.1993), перевозка грузов железнодорожным транспортом осуществляется на основе совместного использования грузов и контейнеров, являющихся собственностью государств - участников соглашения.
Пунктом 1.2 Соглашения о принципах совместного использования грузовых вагонов в межгосударственном сообщении предусмотрено, что все вагоны совместного пользования должны иметь обозначения государства-собственника.
К перевозкам, как внутри железнодорожной администрации, так и между железнодорожными администрациями допускаются собственные грузовые вагоны, зарегистрированные в Автоматизированном банке данных парка грузовых вагонов (пункт 1.12 Правил эксплуатации), пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств.
При этом пунктом 4.1 названных Правил эксплуатации предусмотрено, что железнодорожная администрация - пользовательница оплачивает железнодорожной администрации - собственнице вагонов за пользование грузовыми вагонами ее инвентарного парка.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и в силу пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Анализ названных международных соглашений позволяет сделать вывод, что в период нахождения грузовых вагонов, являющихся собственностью стран СНГ, на территории Российской Федерации, их использование железнодорожной администрацией осуществляется на праве возмездного пользования.
Правила статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусматривают ответственность за задержку вагонов принадлежащих перевозчику.
Суды двух инстанций дали неверное толкование содержанию названной нормы, поскольку в ней не содержится положений о том, что перевозчик должен являться собственником (либо титульным собственником) грузовых вагонов, контейнеров.
Следовательно, сам факт нахождения вагонов, собственником которых являются страны СНГ, в возмездном пользовании открытого акционерного общества “РЖД“, не исключает право последнего требовать штрафа за их задержку от неисправного контрагента.
В соответствии с частью 3 статьи 133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65 “О подготовке дела к судебному разбирательству“, в целях единообразия толкования и применения норм материального и процессуального права судье необходимо в каждом случае при подготовке дела к судебному разбирательству проанализировать судебную практику, применение законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Между тем судами при применении Соглашения о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР не учтена судебно-арбитражная практика по вопросу использования железнодорожной администрацией грузовых вагонов, являющихся собственностью стран СНГ, на территории Российской Федерации.
В материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие принадлежность вагонов N 24537631; 24110934; 26269993; 23584766 странам СНГ, соответственно выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
С учетом положений подпункта 2 пункта 3 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяющих полномочия суда кассационной инстанции, дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо исследовать относимость спорных вагонов странам СНГ и с учетом оплачиваемого технологического времени проверить размер начисленного штрафа.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08.09.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2008 по делу N А55-8397/2008 в части отказа во взыскании 11 800 рублей штрафа за задержку вагонов отменить.
Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.