Постановление ФАС Поволжского округа от 03.03.2009 по делу N А72-6526/2008 Апелляционный суд правомерно отменил решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, и удовлетворил заявление о признании недействительным постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 19.8 КоАП РФ, поскольку на момент рассмотрения судом апелляционной жалобы была отменена обязанность финансовых организаций направлять в антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в любой форме с любыми организациями.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2009 г. по делу N А72-6526/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2008
по делу N А72-6526/2008
по заявлению открытого акционерного общества акционерный коммерческий банк “РОСБАНК“ в лице Ульяновского филиала открытого акционерного общества акционерный коммерческий банк “РОСБАНК“, г. Ульяновск к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск об оспаривании постановления от 29.08.2008 N 157 о назначении административного наказания
установил:
открытое акционерное общество акционерный коммерческий банк “РОСБАНК“ в лице Ульяновского филиала открытого акционерного общества акционерный коммерческий банк “РОСБАНК“ (далее - общество, Банк) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - управление) от 29.08.2008 N 157 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 06.10.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2008 решение суда первой инстанции отменено, заявление общества удовлетворено.
В кассационной жалобе управление просит отменить указанный судебный акт, мотивируя неправильным применением судом норм материального и процессуального права и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Судом установлено, что постановлением от 29.08.2008 по делу об административном правонарушении N 4768-К/02-2008 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 19.8 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 150 000 рублей.
В качестве объективной стороны административного правонарушения обществу вменено непредставление в установленный срок уведомления о заключении им с закрытым акционерным обществом “Ульяновск-GSM“ договора от 21.08.2007 N 93, предметом которого является установление порядка взаимодействия сторон при реализации кредитных программ.
Отказывая в удовлетворении заявления о признании недействительным оспариваемого постановления управления, суд первой инстанции исходил из доказанности факта совершения обществом административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции также признал доказанным факт совершения обществом административного правонарушения. Вместе с тем суд установил, что после внесения изменений в Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ с 11.11.2008 отсутствует обязанность финансовых организаций направлять в федеральный антимонопольный орган уведомления обо всех соглашения, достигнутых в любой форме с любыми организациями. Апелляционный суд, применив положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, отменил решение суда первой инстанции.
В соответствии с частью 4 статьи 19.8 КоАП РФ непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган уведомлений, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, представление уведомлений, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи уведомлений, является основанием для привлечения нарушителя к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 35 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (в редакции, действующей на момент совершения правонарушения) (далее - Закон N 135-ФЗ) финансовые организации обязаны направлять в федеральный антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в любой форме между ними или с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также с любыми организациями в порядке, предусмотренном Законом, за исключением:
соглашений между финансовыми организациями, имеющими в совокупности долю на товарном рынке менее норматива, установленного Правительством Российской Федерации;
соглашений, являющихся договорами о предоставлении финансовых услуг;
соглашений, являющихся договорами, заключаемыми финансовой организацией в процессе обычной финансовой деятельности.
Обязанность уведомить федеральный антимонопольный орган о достижении соглашения в письменной форме исполняется лицом, достигшим соглашения, в течение пятнадцати дней с даты его достижения.
Исходя из вышеуказанных норм права, суд апелляционной инстанции обоснованно поддержал выводы суда первой инстанции о том, что договор от 21.08.2007 N 93 отвечает критериям соглашения, в отношении которого пунктом 9 статьи 35 Закона N 135-ФЗ установлена обязанность уведомления антимонопольного органа. Данное обстоятельство банком не оспаривается. Действия банка правомерно квалифицированы по части 4 статьи 19.8 КоАП РФ.
Вместе с тем на основании Федерального закона от 08.11.2008 N 195-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции“ часть 9 статьи 35 данного закона изложена в новой редакции, в соответствии с которой финансовые организации обязаны направлять в антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в письменной форме между ними или ними и федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Указанный Закон опубликован в официальном печатном издании “Российская газета“ 11.11.2008 N 232 и вступил в силу 11.11.2008.
Следовательно, с 11.11.2008 обязанность финансовых организаций направлять в федеральный антимонопольный орган уведомления обо всех соглашения, достигнутых в любой форме с любыми организациями, отменена.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. При этом отмена или признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, является основанием для прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания.
Положения данной нормы изложены и в абзаце 1 пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“.
На момент рассмотрения судом апелляционной инстанции жалобы общества устранена административная ответственность за неуведомление антимонопольного органа о достижения соглашения о взаимодействии сторон при реализации кредитных программ.
Постановление о назначении административного наказания в отношении общества не исполнено.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно отменил решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, и удовлетворил заявление общества о признании недействительным оспариваемого постановления управления.
При принятии обжалуемого судебного акта каких-либо нарушений норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для отмены постановления отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2008 по делу N А72-6526/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.