Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 03.03.2009 по делу N А65-14728/2008 Осуществление пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных в лицензии, образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.3 КоАП РФ. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 марта 2009 г. по делу N А65-14728/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Коммунальные сети Черемшанского района“, с. Черемшан Республики Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.09.2008 по делу N А65-14728/2008 и на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2008 по тому же делу

по заявлению открытого акционерного общества “Коммунальные сети Черемшанского района“, с. Черемшан Республики Татарстан к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан, г. Казань, третье лицо: Управление по недропользованию по Республике Татарстан, г. Казань об оспаривании постановления,

установил:

открытое акционерное общество “Коммунальные сети
Черемшанского района“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан (далее - управление) от 10.07.2008 N 230 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Определением суда от 14.08.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по недропользованию по Республике Татарстан.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.09.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, общество, имея лицензию ТАТ 00647 ВЭ на право пользования недрами, осуществляет добычу подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения.

В ходе проведенной 25.06.2008 управлением проверки общества по вопросу соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды установлено, что общество в нарушение пункта 3.3.5 лицензионных условий не осуществляет в полном объеме мониторинг подземных вод. Кроме того, в нарушение пункта 3.3.17 общество не провело оценку эксплуатационных запасов подземных вод и не поставило их на государственный учет по состоянию на 01.01.2008.

По результатам проверки управлением составлен акт проверки от 25.06.2008 N 96, протокол об административном правонарушении от 25.06.2008 N 104 и вынесено постановление от
10.07.2008 N 230 о привлечении общества к административной ответственности согласно статье 7.3 КоАП РФ в виде 30 000 рублей штрафа.

Не согласившись с данным постановлением управления, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявления о признании недействительным оспариваемого постановления управления, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия в действиях общества состава административного правонарушения.

Статьей 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).

Пунктом 5 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах“ предусмотрено, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать сроки действия лицензии и сроки начала работ, в том числе представления геологической информации на государственную экспертизу.

В соответствии с нормой, изложенной в последнем абзаце указанной статьи, условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Согласно пункту 3.3.5 лицензионного соглашения общество обязано вести мониторинг подземных вод в установленном порядке, в том числе: учет отбора воды (ежедневно); наблюдения за динамическим уровнем воды (еженедельно), с занесением показателей в специальные журналы учета за наблюдением качества подземных вод. Осуществлять учет отбора воды и наблюдение за динамическим уровнем методами и приборами, удовлетворяющими требования действующих стандартов.

Судами установлено и материалами дела подтверждается, что данные обязанности обществом не исполнены.

Следовательно, общество осуществляет пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных в лицензии, что образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.3
КоАП РФ.

В части нарушения обществом пункта 3.3.17 лицензионного соглашения, суды установили, что срок исполнения обязанности предусмотренной лицензионным соглашением установлен только для оценки и утверждения эксплуатационных запасов. Как следует из лицензионных условий, постановка на государственный учет запасов подземных вод является последующей, т.е. может быть произведена после даты, установленной в пункте 3.3.17 лицензионных условий.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 названной статьи).

С учетом изложенного суды сделали правильные выводы о том, что общество не приняло все необходимые зависящие от него меры по соблюдению условий лицензионного соглашения (пункта 3.3.5 лицензионного соглашения), в его действиях имеется состав вменяемого правонарушения, и правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.

Переоценка данных фактических обстоятельств в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов, основанных на материалах дела и правильном применении норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.09.2008 по делу N А65-14728/2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2008
по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества “Коммунальные сети Черемшанского района“ - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.