Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 03.03.2009 по делу N А12-16324/2008 Налоговые органы при проведении проверки соблюдения правил применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с населением не наделены полномочиями проводить оперативно-розыскные мероприятия, к которым, в частности, относится контрольная закупка.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 марта 2009 г. по делу N А12-16324/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда,

на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 ноября 2008 г.

по делу N А12-16324/2008,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Инвалиды внутренних войск России“, г. Волгоград о признании недействительным постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда от 24 сентября 2008 г. N 010911 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 30 000 руб.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью
“Инвалиды внутренних войск России“, г. Волгоград (далее - ООО “Инвалиды внутренних войск России“, общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда (далее - налоговый орган, инспекция) от 24 сентября 2008 г. N 010911 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 30 000 руб.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16 - 17 октября 2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 ноября 2008 г. решение суда первой инстанции отменено. Признано недействительным постановление налогового органа от 24 сентября 2008 г. N 010911 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 30 000 руб.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции, сославшись на нарушение норм материального и процессуального права.

В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.

Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.

Из материалов дела усматривается, что 30 июля 2008 г. налоговым органом при проведении проверки киоска “Хлеб“, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Глазкова, 60, принадлежащего ООО “Инвалиды внутренних войск России“ выявлено нарушение законодательства в сфере применения контрольно-кассовой техники.

24 сентября 2008 г.
на основании акта проверки от 30 июля 2008 г. N 003679, протокола об административном правонарушении от 31 июля 2008 г. N 001530 инспекцией было вынесено постановление N 010911 о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 30 000 руб.

Административное правонарушение выражено в том, что при продаже, в киоске “Хлеб“, одной булочки “Улитка“ по цене 12 руб. и 1 единицы сока “Любимый сад“ по цене 13 руб., продавцом Малышевой Е.Г. допущено осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В силу положений статьи 23.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрение дел рассмотрение дел данной категории отнесено
к компетенции налоговых органов.

В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности“ контрольная закупка отнесена к оперативно-розыскным мероприятиям. Данный Закон и статья 31 Налогового кодекса Российской Федерации не наделяет должностных лиц налоговых органов полномочиями по проведению оперативно-розыскных мероприятий.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Однако, налоговым органом не доказано то, что продажа одной булочки “Улитка“ по цене 12 руб. и 1 единицы сока “Любимый сад“ по цене 13 руб., продавцом Малышевой Е.Г. была произведена посторонним лицам, а не инспекторам налогового органа.

В соответствии со статьей 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается использование доказательств, с нарушением федерального закона.

Инспекция не имеет право использовать доказательства административного правонарушения, таким образом, т.е. посредством проверочной закупки без привлечения органов наделенных правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.

Данный довод подтверждается также статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции

постановил:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 ноября 2008 г. по делу N А12-16324/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.