Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 05.02.2009 по делу N А55-311/2008 Земельный участок, об истребовании которого предъявлен иск, не сформирован в установленном законом порядке и не обладает признаками индивидуально определенной вещи, в связи с чем не может быть истребован. Учитывая, что ответчиком платежи за пользование земельным участком были внесены и предъявленная ко взысканию истцом сумма неосновательного обогащения не превышает уплаченной ответчиком суммы, суд пришел к выводу об отсутствии со стороны ответчика неосновательного обогащения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 февраля 2009 г. по делу N А55-311/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, г. Самара,

на решение от 18.07.2008 Арбитражного суда Самарской области и

постановление от 31.10.2008 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А55-311/2008

по иску территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, г. Самара, к закрытому акционерному обществу “Гилея“, г. Тольятти Самарской области, об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения и взыскании 542,64 руб.,

третьи лица: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области,
г. Самара, федеральное государственное учреждение “Национальный парк “Самарская Лука“, г. Жигулевск Самарской области,

установил:

территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области (далее - истец, Росимущество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском (с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к закрытому акционерному обществу “Гилея“ (далее - ответчик, Общество) об истребовании земельного участка площадью 0,5 гектара, расположенный по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, лесничество Больше-Рязанское, квартал 8 из чужого незаконного владения, обязав общество, передать указанный земельный участок по акту приема-передачи Росимуществу, взыскать с ответчика в федеральный бюджет проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 542 рублей 64 копеек.

Исковые требования мотивированы тем, что спорный земельный участок был предоставлен ответчику в соответствии с договором от 25.04.2005 N 6 федеральным государственным учреждением “Национальный парк “Самарская Лука“ в нарушение требований статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, указанный договор не зарегистрирован в установленном порядке.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 21.02.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области и федеральное государственное учреждение “Национальный парк “Самарская Лука“ (далее - Национальный парк).

Решением суда первой инстанции от 18.07.2008 в иске отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2008 решение Арбитражного суда Самарской области от 18.07.2008 оставлено без изменения.

Суд апелляционной инстанции в постановлении указал на незаключенность и ничтожность договора аренды, поскольку в договоре не определен его предмет, договор не прошел государственную регистрацию, Национальный парк не вправе был предоставлять земельный участок в
аренду, истребование невозможно, поскольку земельный участок не сформирован.

В кассационной жалобе Росимущество просит принятые по делу судебные акты отменить, мотивируя неправильным применением судебными инстанциями норм материального права, несоответствие выводов установленным по делу обстоятельствам. Судебными инстанциями не учтено следующее: отнесение имущества национальных парков к федеральной собственности свидетельствует о наличии федеральной собственности и на земельные участки, занимаемые национальными парками, Обществом допущено самовольное пользование земельным участком, в федеральный бюджет средства за пользование земельным участком не вносились, у Национального парка отсутствовали полномочия на предоставление земельного участка в аренду, Росимущество как уполномоченный представитель собственника вправе получить земельный участок по акту, отсутствие кадастрового учета земельного участка не препятствует его изъятию, судами не дана оценка отсутствию у Национального парка права на распоряжение земельным участком.

Проверив законность обжалованных судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 N 161 создан государственный природный национальный парк “Самарская Лука“, в пользование национальному парку предоставлен земельный участок площадью 69,0 тыс. гектаров. Данным же постановлением в состав национального парка включено 62 тыс. гектаров земель колхозов и совхозов и 3 тыс. гектаров земель других землепользователей, расположенных на территории Самарской Луки, без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.

Решением Исполнительного комитета Куйбышевского облсовета от 10.08.1984 N 333 подтверждены границы созданного национального парка и список землепользователей, входящих в состав Государственного природного национального парка.

В соответствии с положениями статьи 11 Земельного кодекса РСФСР 1970 года землепользование без заранее установленного срока признается бессрочным (постоянным).

В силу статьи 20 Земельного кодекса
Российской Федерации государственным учреждениям земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, и право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной и муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан и юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.

Согласно Положению о Национальном парке, утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 09.03.2004 N 259, организационно-правовой формой Национального парка является федеральное государственное учреждение.

В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона “Об особо охраняемых природных территориях“ национальные парки отнесены исключительно к федеральной собственности, земельные участки, занимаемые национальными парками, так же являются федеральной собственностью. Отсутствие государственной регистрации права собственности не может свидетельствовать об отсутствии права собственности Российской Федерации на земельный участок.

Судами установлено, что в соответствии с договором аренды от 25.04.2005 N 6 Национальный парк предоставил обществу в аренду (временное пользование) земельный участок, природный объект, площадью 0,5 гектара, расположенный по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, лесничество Больше-Рязанское, квартал 8 (пункт 1.1 договора).

Кадастровый номер земельного участка в договоре не указан, государственную регистрацию, учитывая срок аренды до 31.12.2054, договор не прошел.

При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о незаключенности договора аренды ввиду не согласования в установленном порядке сторонами по договору предмета договора и отсутствии государственной регистрации.

Признавая договор аренды ничтожной сделкой, апелляционный суд сослался на положения статьи 6 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства“ и установил отсутствие у Национального парка полномочий на
предоставление земельного участка в аренду.

Данные выводы апелляционного суда найдены судебной коллегией правомерными. Пунктом 2 статьи 17 Федерального закона “Об особо охраняемых природных территориях“, при наличии соответствующих лицензий ее владельцам могут быть предоставлены в аренду земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на условиях, определенных соответствующими договорами, заключаемыми с дирекциями национальных парков.

В то же время, согласно положениям статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, к отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы. К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Как правильно указал суд апелляционной инстанции, подписанный между Национальным парком и обществом договор не может служить основанием для владения и пользования обществом земельным участком площадью 0,5 га в границах Национального парка.

В то же время, отказывая в удовлетворении требований об истребовании земельного участка, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.

Объектом истребования на основании статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть лишь индивидуально-определенная вещь.

Земельный участок, об истребовании которого предъявлены требования истцом, не сформирован в установленном законом порядке и не обладает признаками индивидуально-определенной вещи, в связи с чем, не может быть истребован.

Учитывая, что ответчиком платежи за пользование земельным участком были внесены, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному
выводу об отсутствии со стороны ответчика неосновательного обогащения, в связи с чем судебная коллегия считает правильными выводы судов об отказе в удовлетворения иска в части взыскания суммы процентов за пользование чужими денежными средствами.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов, основанных на материалах дела при правильном применении норм материального и процессуального права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение от 18.07.2008 Арбитражного суда Самарской области и постановление от 31.10.2008 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А55-311/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.