Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 05.02.2009 по делу N А12-15628/2008 Суд признал незаконным постановление о привлечении к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ в связи с ошибочной квалификацией административным органом выявленных нарушений, поскольку указанная норма предусматривает ответственность за невыполнение мероприятий, предшествующих деятельности, в процессе которой образуются отходы, а несоблюдение экологических требований при обращении с отходами влечет административную ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 февраля 2009 г. по делу N А12-15628/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области, город Волгоград,

на решение от 03.10.2008 Арбитражного суда Волгоградской области и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2008 по делу N А12-15628/2008

по исковому заявлению открытого акционерного общества “Калачевский порт“, город Волгоград к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Волгоградской области, город Волгоград об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

установил:

открытое акционерное общество “Калачевский порт“ (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (далее - административный орган) о признании недействительным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 08.09.2008 N 38/22-08-Вк.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03.10.2008 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2008 решение Арбитражного суда Волгоградской области оставлено без изменения.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит, в которой просит указанные судебные акты отменить, заявленные управлением требования удовлетворить.

В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, оснований для их отмены не находит.

Как следует из материалов дела, 14.08.2008 административным органом была проведена проверка по исполнению требований природоохранного законодательства в деятельности ОАО “Калачевский порт“.

В ходе проверки установлено, что Общество занимается хозяйственной деятельностью, производит погрузо-разгрузочные работы по перевалке серы, связанной с осуществлением неорганизованного сброса тало-дождевых вод с территории предприятия, что является нарушением правил ст. ст. 9, 20, 34 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 “Об охране окружающей среды“, Постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 “О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления“ без разрешения, выданного территориальным органом специально
уполномоченного органа исполнительной власти в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

На основании постановления Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора от 14.08.2008 о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, государственным инспектором по контролю за использованием и охраной ввозных объектов по Волгоградской области вынесено постановление N 8/22-08-Вк по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым ОАО “Калачевский порт“ привлечено к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

ОАО “Калачевский порт“, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилось в арбитражный суд, судебными актами которого заявленные требования удовлетворены.

Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.

Согласно статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

При таких обстоятельствах судами сделан правильный вывод о том, что выявленные в ходе проверки деятельности Общества
нарушения ошибочно квалифицированы административным органом по статье 8.1 КоАП РФ.

Указанная норма предусматривает ответственность за невыполнение мероприятий, предшествующих деятельности, в процессе которой образуются отходы., тогда как статья 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при непосредственном обращении с отходами производства и потребления.

Следовательно, несоблюдение экологических требований при обращении с отходами влечет привлечение к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.

Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.10.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2008 по делу N А12-15628/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.