Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 15.01.2009 по делу N А55-7926/2008-43 Установление границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 января 2009 г. по делу N А55-7926/2008-43

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, город Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.07.2008 по делу N А55-7926/2008-43,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “СК “Премиум“, город Самара, о признании незаконными действий Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, город Самара, по невозможности подготовки акта выбора и проекта границ земельного участка для размещения клуба многоцелевого и специализированного назначения со встроенным информационным центром и выставочным залом, обязании Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, город Самара, обеспечить выбор земельного
участка для строительства с предварительным согласованием места размещения клуба многоцелевого и специализированного назначения со встроенным информационным центром и выставочным залом на земельном участке площадью 4100 кв. м., расположенного по адресу: город Самара, Советский район, переулок Канатный, между домами 5, 5а, 7, 7а, 9, 9а в аренду под строительство, обязании Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, город Самара, принять решение о предварительном согласованием места размещения объекта, утвердить акт выбора земельного участка, принять решение о предоставлении земельного участка площадью 4100 кв. м., расположенного по адресу: город Самара, Советский район, переулок Канатный, между домами 5, 5а, 7, 7а, 9, 9а в аренду под строительство,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “СК “Премиум“, город Самара (далее по тексту - Общество), обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением:

о признании незаконными действий Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, город Самара (далее по тексту - Департамент), по невозможности подготовки акта выбора и проекта границ земельного участка для размещения клуба многоцелевого и специализированного назначения со встроенным информационным центром и выставочным залом,

об обязании Департамента обеспечить выбор земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения клуба многоцелевого и специализированного назначения со встроенным информационным центром и выставочным залом на земельном участке площадью 4100 кв. м., расположенного по адресу: город Самара, Советский район, переулок Канатный, между домами 5, 5а, 7, 7а, 9, 9а в аренду под строительство,

об обязании Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, город Самара (далее по тексту - Министерство), принять решение о предварительном согласованием места размещения объекта, утвердить акт выбора земельного участка, принять решение о предоставлении земельного участка
площадью 4100 кв. м., расположенного по адресу: город Самара, Советский район, переулок Канатный, между домами 5, 5а, 7, 7а, 9, 9а в аренду под строительство.

Заявление Общества мотивировано следующими обстоятельствами: действия Департамента незаконны, поскольку законом предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в предоставлении земельного участка, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне “Ж-3“, строительство клуба на испрашиваемом земельном участке не противоречит закону.

Министерство в отзыве на заявление указало следующее: Министерство наделено полномочиями по предоставлению земельных участков для строительства, Департаментом, как уполномоченным органом местного самоуправления, отказано в проведении работ по выбору земельного участка, проекты планировки и межевания ряда территорий в городе Самаре отсутствуют, обязанность по выбору земельного участка возложена на орган местного самоуправления, рассмотрение вопроса оставлено на усмотрение суда.

Департамент в возражениях на заявление просил в удовлетворении требований отказать, поскольку Общество в Департамент по вопросу предоставления в аренду земельного участка и об осуществлении работ по выбору земельного участка не обращалось, Обществом не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов в предпринимательской деятельности, обжалование вышеуказанных действий Департамента не предусмотрена процессуальным законодательством.

В дополнениях к отзыву Министерство просило в удовлетворении требований к Министерству отказать, поскольку данное требование не может быть удовлетворено в связи с отсутствием документов, подлежащих утверждению.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.07.2008 заявление Общества удовлетворено частично, действия Департамента признаны незаконными, Департамент обязан устранить нарушения прав и интересов Общества, требования об обязании Министерства совершить определенные действия оставлены без удовлетворения.

Решение суда первой инстанции мотивировано следующими обстоятельствами: в части удовлетворения заявления - испрашиваемый земельный участок находится в зоне, где разрешено строительство указанного Обществом объекта, доказательства наличия оснований для отказа Обществу
в предоставлении земельного участка Департаментом не представлены, орган местного самоуправления обязан обеспечить выбор земельного участка, разработка проекта планировки не может препятствовать предоставлению земельного участка.

В порядке апелляционного производства законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялись.

Не согласившись с выводами судебных инстанций, Департамент обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить и отказать в удовлетворении требований.

В обоснование поданной по делу кассационной жалобы Департамент ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Судом не учтено следующее: земельный участок не может быть сформирован в связи с отсутствием утвержденного проекта планировки территории, проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территории, действия Департамента являются правомерными.

Министерство в отзыве на кассационную жалобу просило оставить судебный акт без изменения, поскольку проект планировки нужен в случае предоставления земельного участка в соответствии с градостроительной документацией, при отсутствии проекта планировки и проектов межевания земельный участок, испрашиваемый не для жилищного строительства может быть предоставлен и орган местного самоуправления обязан обеспечить выбор земельного участка.

Общество в отзыве на кассационную жалобу просило оставить судебные акты без изменения, поскольку порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта регламентирован земельным законодательством, правила градостроительного законодательства в данном случае не применяются, отсутствие документации по планировке территории свидетельствует о возможности предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, выбор земельного участка является обязательной процедурой при рассмотрении вопроса о предоставлении земельного участка, правомерность отказа Департаментом не доказана.

В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствии не
явившихся в судебное заседание представителей Департамента и Министерства, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу. Обратили внимание судебной коллегии на то обстоятельство, что подготовка проекта планировки территории не может препятствовать проведению работ по выбору земельного участка.

Проверив законность принятого по делу судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы Департамента, отзывов Министерства и Общества на кассационную жалобу, заслушав представителей Общества, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.

Материалами дела установлено следующее.

30.01.2008 Общество обратилось в Министерство с заявлением N 2197/об о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для предоставлении в аренду земельного участка для размещения клуба многоцелевого и специализированного назначения со встроенным информационным центром и выставочным залом, расположенного по адресу: город Самара, Советский район, Канатный переулок, между домами 5, 7, 9, 9а, 5а, 7а.

В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, выбор земельного участка для строительства начинается с направления заинтересованным юридическим лицом заявления в орган власти, уполномоченный на распоряжение земельными участками.

На основании Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, заявление о выборе земельного участка Министерство направило в Департамент для обеспечения выбора земельного участка.

Департаментом 22.02.2008 было подготовлено и направлено в Министерство заключение N
СП-9/239-0-1 о невозможности осуществления работ по формированию земельного участка для строительства клуба многоцелевого и специализированного назначения со встроенным информационным центром и выставочным залом на указанном земельном участке, так как принятие решения по данному вопросу возможно после разработки проекта планировки территории и его утверждения. Принятие решения по выбору земельного участка для строительства объекта Общества возможно только после разработки проекта планировки территории и его утверждения.

Министерством 03.03.2008 в адрес Общества был направлен ответ N Ж-21/328 о результате рассмотрения заявления, согласно которому в соответствии с заключением Департамента невозможно подготовить акта выбора и плана границ земельного участка для строительства объекта Общества на испрашиваемом земельном участке.

Вышеуказанные действия Департамента послужили Обществу основанием для обращения в суд за защитой нарушенного права на получение в пользование земельного участка.

Удовлетворяя заявление Общества в части требований к Департаменту, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.

В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования места размещения объекта.

Согласно пункту 5 данной нормы земельного законодательства, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) проведение работ по формированию земельного участка;

3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Решение о предварительном
согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка (содержащий проект его границ), в соответствии с пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации действует в течение трех лет и является основанием для последующего принятия органом местного самоуправления в этот срок решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Без предварительного согласования места размещения объекта земельный участок для строительства предоставляется в случаях, если земельный участок испрашивается в собственность (пункт 2 статьи 30 Земельного кодекса РФ), для жилищного строительства и комплексного освоения (п. 1 ст. ст. 30.1, 30.2 Земельного кодекса РФ), при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса РФ).

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29.10.2002 N 150 утверждена Инструкция о порядке разработки, согласовании, экспертизы и утверждения градостроительной документации, которая включена в Систему нормативных документов в строительстве.

Часть 2.3 указанной инструкции предусматривает, что градостроительная документация о застройке территорий поселений включает в себя: - проекты планировки частей территорий поселений; - проекты межевания территорий; - проекты застройки кварталов, микрорайонов, других элементов планировочной структуры поселений.

Часть 1 пункта 3.2.1 указанной инструкции предусматривает, что проект планировки - градостроительная документация, разрабатываемая для частей территорий поселений.

На территории городского округа Самара на момент обращения Общества действовали: - Правила застройки и землепользования в городе Самара, утвержденные Постановлением Самарской
городской Думы от 26.04.2001 N 61; - Генеральный план городского округа Самара, утвержденный Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539.

В соответствии с положениями статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Согласно статье 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.

Как правомерно указано судом первой инстанции, установление границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков не является основанием, предусмотренным пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса российской Федерации, для отказа в предоставлении земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.

Испрашиваемый Обществом земельный участок, согласно постановлению Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61 “Об утверждении правил застройки и землепользования в городе Самаре“, расположен в зоне “Ж-3“ (среднеэтажной жилой застройки 3-6 этажей). Согласно данному постановлению строительство клуба многоцелевого и специализированного назначения на данном земельном участке соответствует основному разрешенному виду использования земельного участка.

Департаментом доказательства наличия обстоятельств, препятствующих обеспечению выбора земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в материалы дела не представлены.

Отсутствие проекта планировки территории
и соответственно проектов межевания земельного участка не может являться препятствием для выбора земельного участка, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления по заявлению юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса РФ исполнительного органа государственной власти обязан обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

При изложенных выше обстоятельствах судом первой инстанции с учетом положений земельного и градостроительного законодательства правомерно удовлетворены предъявленные Обществом к Департаменту требования, в связи с чем, судебной коллегией кассационной инстанции правовые основания к отмене обжалованного судебного акта не установлены.

Расходы по государственной пошлине по кассационной жалобе в силу положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия относит на заявителя кассационной жалобы.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 110, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 29.07.2008 по делу N А55-7926/2008-43 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.