Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 13.01.2009 по делу N А55-7027/2008 Суд признал обоснованными и законными требования предписания, выданного компетентным органом, возлагающего на заявителя как организацию, осуществляющую транспортировку нефтепродуктов судами, обязанность по проведению мероприятий, направленных на обеспечение безопасности на внутреннем водном транспорте.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 января 2009 г. по делу N А55-7027/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью “Инвестфлот Шиппинг“, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.09.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2008 по делу N А55-7027/2008,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Инвестфлот Шиппинг“, г. Самара, к Самарскому линейному отделу Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Самара, Волжскому управлению государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Нижний Новгород, третьи лица: Главное управление МЧС
России по Самарской области, г. Самара, Саморегулируемая организация “Ассоциации судоходных компаний“, г. Москва, Управление Ростехнадзора по Самарской области, г. Самара, о признании недействительным предписания от 24.04.2008 N 4/9,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Инвестфлот Шиппинг“ (далее - ООО “Инвестфлот Шиппинг“, Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Самарского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 24.04.2008 N 4/9.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.09.2008, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2008, производство по делу в части требований, заявленных к Самарскому линейному отделу Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, прекращено в связи с отсутствием у него статуса юридического лица, самостоятельного государственного органа. В удовлетворении остальной части требований отказано.

В кассационной жалобе Общество ссылается на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, судебными инстанциями были применены не подлежащие применению при рассмотрении данного дела Федеральные законы от 21.07.1997 N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов“ и от 22.08.1995 N 151-ФЗ “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей“, в результате чего сделаны ошибочные вводы о том, что транспортные средства Общества относятся к опасным производственными объектам, а собственные формирования организации - к аварийно-спасательным формированиям, в отношении которых требуется проводить аттестацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Самарский линейный отдел Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и
Главное управление МЧС России по Самарской области представили отзывы на кассационную жалобу, в которых просят ее отклонить и оставить судебные акты без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, 24.04.2008 Самарским линейным отделом Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Обществу выдано предписание N 4/9. Этим предписанием на ООО “Инвестфлот Шиппинг“ возложены следующие обязанности: создать, в связи с их отсутствием в настоящее время, собственное аттестованное формирование (подразделение) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с оснащением их специальными техническими средствами или заключить договор с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющие соответствующие лицензии и аттестованные в установленном порядке и способные обеспечить соответствующие мероприятия в границах деятельности флота“.

Общество, не согласившись с предписанием, обратилось в арбитражный суд с вышеназванным заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов“ (в редакции от 18.12.2006) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, в том числе, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

При этом в подпункте “в“ пункта 1 Приложения 1 к категории опасных производственных объектов отнесены объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся,
транспортируются горючие вещества: жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

В соответствии с пунктом 1 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240 “О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации“ данные Правила устанавливают требования к организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - мероприятия), направленных на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду. Организация мероприятий производится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов (далее - организации).

В силу пункта 4 Правил организации обязаны создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке.

На основании приведенных норм судом сделан правомерный вывод о том, что суда Общества, осуществляющие транспортировку нефтепродуктов, являются опасными производственными объектами.

Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.04.2008 N 53-ФЗ) аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до
минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций“ методическое руководство, координацию и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Согласно пункту 19 названного Постановления готовность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами, органами государственного надзора и контроля, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, создающими указанные службы и формирования.

Поэтому и выводы суда о законности требований предписания об аттестации аварийно-спасательных формирований для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов также являются правильными.

Следовательно, суд правомерно признал обоснованными и законными требования оспариваемого предписания, выданного компетентным органом, возлагающего на Общество, как организацию, осуществляющую транспортировку нефтепродуктов судами, обязанность по проведению вышеуказанных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности на внутреннем водном транспорте.

Другие доводы Общества, изложенные в его кассационной жалобе, также были предметом исследования и надлежащей оценки суда, правовых оснований для переоценки установленных судом обстоятельств у кассационной инстанции не имеется.

Судебная коллегия считает, что судами обеих инстанций правильно применены нормы права
и приняты законные судебные акта, оснований для их изменения либо отмены не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение от 11 сентября 2008 года Арбитражного суда Самарской области и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2008 года по делу N А55-7027/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.