Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.09.2009 по делу N А26-6166/2009 Заявление о признании незаконными действий по постановке ЗАО на налоговый учет в другой налоговый орган по виду деятельности удовлетворено, так как ЗАО не может быть отнесено к категории крупнейших налогоплательщиков, в то время как права и законные интересы ЗАО в сфере хозяйственной деятельности такими действиями нарушены в связи с возникновением дополнительных материальных и временных затрат при осуществлении взаимоотношений с налоговым органом, расположенным не по месту нахождения заявителя.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 29 сентября 2009 г. по делу N А26-6166/2009

Арбитражный суд Республики Карелия в составе:

судьи Подкопаева А.В.

при ведении протокола секретарем Павловской А.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества “Карлис-Пром“ к межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия о признании незаконными действий по снятию с налогового учета и к межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия о признании незаконными действий по постановке на налоговый учет,

при участии в заседании представителей:

от заявителя - Еремеева Ю.С. (доверенность от 27.08.2009), Мерзляковой Е.А. (доверенность от 27.08.2009),

от межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 5 по
Республике Карелия: Пугача Е.В. (доверенность от 09.01.2008),

от межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия: Кайгородовой О.Э. (доверенность от 14.01.2009),

установил:

закрытое акционерное общество “Карлис-Пром“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, в котором просит признать незаконными действия межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия (далее - налоговая инспекция N 5) по снятию общества с налогового учета и действия межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия (далее - налоговая инспекция N 10) по постановке на налоговый учет. Общество указывает, что 26 февраля 2004 года зарегистрировано и поставлено на налоговый учет по месту нахождения в налоговой инспекции N 5, в городе Сортавала. 18 мая 2009 года общество получило уведомление из налоговой инспекции N 5 о снятии с учета. В этот же день общество получило уведомление из налоговой инспекции N 10 о постановке общества на налоговый учет в налоговой инспекции N 10, расположенной в городе Петрозаводске. Данные действия налоговых органов, по мнению общества, нарушает положения статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации.

В отзыве на заявление налоговая инспекция N 10 не согласна с заявленными требованиями. Указывает, что 15 января 2009 года Управлением ФНС России по Республике Карелия утвержден Порядок постановки на учет налогоплательщиков в налоговой инспекции N 10. Согласно пункту 1.3 данного Порядка, в списки налогоплательщиков, подлежащих администрированию в налоговой инспекции N 10, включаются налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, организации, взаимозависимые с крупнейшими налогоплательщиками, и основные налогоплательщики, осуществляющие деятельность в сфере лесопромышленного и горнопромышленного комплексов Республики Карелия. Основным видом деятельности общества является производство пиломатериалов,
по этому признаку общество было включено в списки налогоплательщиков, подлежащих администрированию в налоговой инспекции N 10. Создание налоговой инспекции N 10 обусловлено необходимостью повышения качества налогового администрирования и обслуживания налогоплательщиков-предприятий ведущих отраслей республики. Постановка общества на налоговый учет в налоговую инспекцию N 10 не нарушает прав и интересов общества, более того, создает ряд преимуществ: индивидуальный подход к налогоплательщикам, отсутствие очередей, возможность выезда сотрудников налоговой инспекции к налогоплательщику по месту его нахождения, профессионализм и высокий уровень ответственности специалистов, своевременность проведения сверок расчетов, и т.п.

Представитель налоговой инспекции N 10 заявила ходатайство о приобщении к делу дополнительных документов. Ходатайство удовлетворено.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования.

Представитель налоговой инспекции N 5 не признал предъявленных требований, пояснил, что при снятии общества с налогового учета налоговая инспекция руководствовалась приказом Управления ФНС России по Республике Карелия.

Представитель налоговой инспекции N 10 в судебном заседании не признала предъявленных требований, дала пояснения, аналогичные изложенному в отзыве на заявление.

Заслушав представителей заявителя и ответчиков, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что 26 февраля 2004 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица - закрытого акционерного общества “Карлис-Пром“, о чем обществу выдано свидетельство, основной государственный регистрационный номер 1041001530360. 26 февраля 2004 года общество поставлено на налоговый учет в налоговой инспекции N 5, о чем выдано свидетельство серии 10 N 000472032.

Основным видом деятельности общества является производство пиломатериалов (ОКВЭД 20.10.1).

14 мая 2009 года налоговая инспекция N 5 уведомила общество о снятии с налогового учета на основании приказа УФНС России
по РК от 29 декабря 2008 года. 14 мая 2009 года общество поставлено на налоговый учет в налоговой инспекции N 10, о чем обществу выдано свидетельство серии 10 N 001172090.

Согласно пункту 1 статьи 83 Налогового кодекса РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом РФ. Министерство финансов РФ вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков.

Порядок постановки на учет и порядок снятия с учета организаций и физических лиц регулируется статьей 84 Налогового кодекса РФ. Так в качестве оснований, когда налоговый орган, в котором налогоплательщик состоял на учете, принимает решение о снятии его с налогового учета, Налоговый кодекс РФ относит следующие: изменение места нахождения или места жительства, ликвидация или реорганизация организации, прекращение деятельности обособленного подразделения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 84 Налогового кодекса РФ, если налогоплательщик изменил место нахождения, снятие с учета налогоплательщика-организации осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Поскольку общество не меняло место нахождения, не подавало соответствующих заявлений, у налоговой инспекции N 5 не было законных оснований для снятия общества с учета и направления ему соответствующего уведомления.

Ссылки ответчиков на Приказ Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия от 29 декабря 2008 года N 404 дсп, которым утвержден график постановки на учет прочих организаций в
налоговой инспекции N 10, суд считает несостоятельными.

Пунктом 1 названного приказа установлено, что администрирование организаций, соответствующих критериям отнесения юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, утвержденным приказом ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@, местом нахождения которых является территория Республики Карелия, осуществляется в налоговой инспекции N 10.

Согласно пункту 1 Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, утвержденных приказом Минфина России от 11 июля 2005 года N 85н, постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ ФНС России N ММ-3-06/308@ имеет дату 16.05.2007, а не 16.06.2007.

Приказом ФНС России от 16.06.2007 N ММ-3-06/308@ утверждены Критерии отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, согласно приложению к названному приказу.

Общество не подпадает под признаки крупнейшего налогоплательщика, что не оспаривается налоговой инспекцией N 5 и налоговой инспекцией N 10.

Общество указывает, что в связи с постановкой общество на учет в налоговой инспекции N 10 возросли расходы общества: увеличились почтовые расходы, расходы на командировки.

Поселок Вяртсиля находится в 55 км от города Сортавала и в 300 км от Петрозаводска, следовательно, у общества должны возрасти транспортные (либо командировочные) расходы в случае направления работника общества в командировку в налоговую инспекцию, а также почтовые расходы и расходы на услуги связи. Увеличение расходов подтверждено представленными документами.

Таким образом, оспариваемые действия налоговых инспекций нарушают права и законные интересы общества, являются незаконными, поэтому суд считает необходимым удовлетворить требования, признать оспариваемые действия незаконными, и
обязать ответчиков устранить допущенные нарушения прав и интересов общества.

Государственная пошлина, уплаченная заявителем при подаче заявления, подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

решил:

1. Заявление закрытого акционерного общества “Карлис-Пром“ удовлетворить. Признать действия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия по снятию 14 мая 2009 года с налогового учета закрытого акционерного общества “Карлис-Пром“ и действия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия по постановке на налоговый учет 14 мая 2009 года закрытого акционерного общества “Карлис-Пром“, незаконными, как не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации.

Обязать ответчиков устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО “Карлис-Пром“: межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия снять с налогового учета закрытое акционерное общество “Карлис-Пром“, межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия - поставить на налоговый учет закрытое акционерное общество “Карлис-Пром“.

2. Возвратить закрытому акционерному обществу “Карлис-Пром“ из федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению N 760 от 06 июля 2009 года.

3. Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения - в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Судья

А.В.ПОДКОПАЕВ