Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.12.2009 по делу N А60-36318/2009-С10 Требование о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в выдаче справки со сведениями об имеющейся у общества задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов, удовлетворено, поскольку исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов, в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату налоговым органом возможности ее взыскания.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 15 декабря 2009 г. по делу N А60-36318/2009-С10

Резолютивная часть решения объявлена 8 декабря 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 15 декабря 2009 года.

Арбитражный суд Свердловской области

в составе судьи О.А. Пономаревой,

при ведении протокола судебного заседания судьей О.А. Пономаревой,

рассмотрел в судебном заседании дело N А60-36318/2009-С10 по заявлению Открытого акционерного общества “Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала“ (ИНН 7705018828, ОГРН 1056604000970) (далее по тексту - заявитель, Общество)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга (далее по тексту - заинтересованное лицо, Инспекция)

3-е лицо - Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области,

о признании незаконными действий,

при участии
в судебном заседании:

от заявителя: Копылова С.В. - представитель по доверенности от 16.02.2009 N 09-06;

от заинтересованного лица: Горбунова С.И. - представитель по доверенности от 26.12.2008 N 09-03; Остапенко Р.В. - представитель по доверенности от 16.02.2009 N 09-06;

от 3-го лица - Слепцова А.Б. - представитель по доверенности от 26.01.2009 N 03-32.

Объявлен состав суда. Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности, право отвода суду. Отводов составу суда не заявлено.

Заявитель ходатайствует об изменении предмета заявленных требований. Данное ходатайство судом удовлетворено в силу ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ходатайств и заявлений от лиц, участвующих в деле, не поступило.

Заявитель просит признать незаконными действия заинтересованного лица по отказу в выдаче справки с указанием достоверной информации о наличии задолженности у организации перед бюджетом - указанием сумм задолженности, по которым налоговым органом право на взыскание утрачено в размере 161 356 142 рубля 75 копеек, а также обязании заинтересованного лица выдать справку с указанием реальных налоговых обязательств, подлежащих взысканию, с обособленным указанием на суммы задолженности, по которым право на взыскание утрачено. При этом заявитель ссылается на несоответствие отказа Инспекции положениям ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушение прав и законных интересов. Также заявитель просит обязать 3-е лицо в дальнейшем выдавать справку о состоянии расчетов с бюджетом с указанием на невозможность взыскания сумм, по которым право на взыскание налоговым органом утрачено.

Заинтересованное лицо отзыв уточненным требованиям представило, требования заявителя отклоняет со ссылкой на отсутствие законных оснований для выдачи вышеназванной справки в связи с тем, что Приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206 утверждена форма справки, которая
не предусматривает информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке. Также Инспекция ссылается на отсутствие нарушения прав и законных интересов заявителя.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, арбитражный суд

установил:

22.05.2009 Общество направило в Инспекцию заявление N ЮИ-/07/4495, которым предложило в досудебном порядке:

1) откорректировать карточку лицевого счета;

2) исключить суммы задолженности, по которым утрачено право на взыскание по предыдущему месту учета в сумме 151 356 142 рубля 75 копеек, в том числе пени по налогам - 61 148 165 рублей 41 копейка, штрафы - 87 207 977 рублей 34 копеек.

3) сформировать и выдать Обществу справку о состоянии расчетов по налогам, пени и штрафам с указанием достоверной информации о наличии задолженности перед бюджетом.

Письмом Инспекции от 02.06.2009 N 12-18 Обществу отказано в исключении из состава задолженности сумм, по которым утрачено право взыскание и корректировке лицевого счета со ссылкой на отсутствие оснований для списания данной задолженности.

Общество, не согласившись с данными действиями Инспекции, в порядке Главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось с Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом изменения предмета заявленных требований от 03.11.2009) о признании незаконными действий должностных лиц Инспекции по отказу в выдаче справки с указанием достоверной информации о наличии задолженности у организации перед бюджетом - указанием сумм задолженности, по которым налоговым органом право на взыскание утрачено в размере 151 356 142 рубля 75 копеек, а также об обязании Инспекции выдать справку с указанием реальных налоговых обязательств, подлежащих взысканию, с обособленным указанием на суммы задолженности, по которым право на взыскание утрачено. Также
заявитель просит обязать 3-е лицо в дальнейшем выдавать справку о состоянии расчетов с бюджетом с указанием на невозможность взыскания сумм, по которым право на взыскание налоговым органом утрачено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, может быть признан судом недействительным, в случае, если он не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает права и охраняемые законом интересы юридического лица, причем необходимо наличие этих условий в совокупности.

Всесторонне исследовав и оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, имеющиеся в материалах дела, суд полагает, что отказ Инспекции в выдаче Обществу справки с указанием достоверной информации о наличии задолженности у организации перед бюджетом - указанием сумм задолженности, по которым налоговым органом право на взыскание утрачено в размере 151 356 142 рубля 75 копеек, не соответствует закону и нарушает права Общества в связи со следующим.

Факт наличия у Общества задолженности по пеням и штрафам в сумме 151 356 241 рубля 75 копеек право на взыскание которой утрачено, Инспекцией не отрицается.

Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает каких-либо обстоятельств, при наступлении которых
у налогового органа возникает обязанность списать задолженность по налоговым платежам. Невозможность взыскания такой задолженности в принудительном порядке не может рассматриваться как основание к признанию такого долга безнадежным и его списанию.

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 “О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам“, изданное в соответствии со ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривает для юридического лица лишь одно основание для признания долга налогоплательщика безнадежным - ликвидацию его в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поэтому у Инспекции отсутствовали основания для признания безнадежной и списания задолженности Общества по пеням и штрафам в сумме 151 356 142 рубля 75 копеек.

Согласно п.п. 10 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа

Неполная информация о задолженности по налогам сборам, пеням и штрафа числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.

Обществу справка о состоянии задолженности по налоговым платежам с отражением реальных сумм задолженности и указанием сумм задолженности безнадежной ко взысканию необходима была для: 1) решения ОАО “Газпромбанк“ вопроса о снижении процентных ставок по действующим договорам об открытии кредитной линии (письмо от 16.10.2009 N 18860), 2) привлечения заемных средств с предоставлением обеспечения в виде государственных
гарантий, выданных в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 103 “О предоставлении в 2009 году государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым организациями, отобранными в поярке, установленном Правительством Российской Федерации“.

Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.

Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетом в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2009 N 4381/09).

Таким образом, в силу положений п. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования Общества о признании незаконными действий должностных лиц Инспекции по отказу в выдаче справки с указанием достоверной информации о наличии задолженности у организации перед бюджетом - указанием сумм задолженности, по которым налоговым органом право на взыскание утрачено в размере 151 356 142 рубля 75 копеек подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.п. 3 п. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения об оспаривании действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконным и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершит определенные действия, принять решения или
иным способом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

В связи с изложенным, суд полагает необходимым в качестве способа устранения прав и законных интересов Общества возложить на 3-е лицо - Межрайонную Инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области, в которой Общество с 05.10.2009 состоит на налоговом учете (уведомление от 05.10.2009 N 03/2-11/24087 имеется в материалах дела) - обязанность в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу выдать Обществу справку с указанием достоверной информации о наличии задолженности перед бюджетом - указанием сумм задолженности, по которым налоговым органом право на взыскание утрачено в сумме 151 356 142 рубля 75 копеек.

Предложенное Обществом возложение на 3-е лицо обязанности в дальнейшем выдавать справку о состоянии расчетов с бюджетом с указанием на невозможность взыскания сумм, по которым право на взыскание налоговым органом утрачено, не может быть применено в данном случае, поскольку способ устранения должен быть направлен на устранении имеющихся нарушений прав и законных интересов Общества, а не на предотвращение будущих возможных нарушений.

В порядке распределения судебных расходов уплаченная Обществом при подаче заявления государственная пошлина в сумме 2 000 рублей взыскивается с Инспекции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Требования Открытого акционерного общества “Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала“ удовлетворить.

2. Признать незаконными действия должностных лиц Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга по отказу в выдаче справки с указанием достоверной информации о наличии задолженности у организации перед бюджетом - указанием сумм задолженности, по которым налоговым органом право
на взыскание утрачено в размере 151 356 142 рубля 75 копеек.

3. Обязать Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области устранить нарушение прав и законных интересов Открытого акционерного общества “Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала“ - в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу выдать справку с указанием достоверной информации о наличии задолженности у организации перед бюджетом - указанием сумм задолженности, по которым налоговым органом право на взыскание утрачено в размере 151 356 142 рубля 75 копеек.

4. Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга в пользу интересов Открытого акционерного общества “Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала“ 2 000 (две тысячи) рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

6. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить
соответственно на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

ПОНОМАРЕВА О.А.