Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.08.2009 по делу N А60-17480/2009-С8 В удовлетворении исковых требований о взыскании неустойки за нарушение лесохозяйственных требований при заготовке древесины по лесорубочному билету отказано, поскольку освидетельствование лесосек проведено и факты нарушений выявлены после того, как нормативный правовой акт, предусматривавший взыскание неустойки, утратил силу.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 12 августа 2009 г. по делу N А60-17480/2009-С8

Резолютивная часть решения принята 10 августа 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 12 августа 2009 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.А. Сушковой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.А. Кадниковой, рассмотрел в судебном заседании дело по иску

государственного учреждения Свердловской области “Ново-Лялинское лесничество“ (ИНН 6647000954)

к обществу с ограниченной ответственностью “Лесопромышленный комбинат “Лобва“ (ИНН 6647003360)

о взыскании 6061 руб. 96 коп.,

Истец и ответчик в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного
заседания на сайте суда.

На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие сторон.

Отводов составу суда не заявлено. Заявлений, ходатайств не поступило.

Государственное учреждение Свердловской области “Ново-Лялинское лесничество“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с ответчика неустойки в сумме 6061 руб. 96 коп. за нарушение Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации при заготовке древесины по лесорубочному билету N 140 от 22 июня 2006 года, на основании акта освидетельствования мест рубок N 71 от 02 июля 2008 года.

Ответчиком в материалы дела представлен отзыв, согласно которому факт выявленного нарушения ответчик не оспаривает, вместе с тем ссылается на то, что исковое заявление следует оставить без рассмотрения, поскольку ущерб был причинен до введения процедуры конкурсного производства в отношении общества с ограниченной ответственностью “Лесопромышленный комбинат “Лобва“ и указанные обязательства не являются текущими платежами.

Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Лесопромышленный комбинат “Лобва“ на основании лесорубочного билета от N 140 от 22 июня 2006 года производило заготовку древесины в квартале N 76 делянки 2 Павдинского участкового лесничества Каменского участка Ново-Лялинского лесничества.

По окончании заготовки древесины истцом 02 июля 2008 года произведено освидетельствование мест рубок, в ходе которого выявлено нарушение ответчиком лесохозяйственных требований, установленных Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 года N 551, а именно: оставление недорубов березы 19,7 куб. м, ели 4,9 куб. м.

Данное нарушение отражено в акте освидетельствования мест рубок N 71 от 02 июля 2008 года. Лесозаготовитель на освидетельствования не явился, о времени и
месте проведения освидетельствований был надлежащим образом извещен.

На основании действовавших на момент выдачи лесорубочного билета и совершения правонарушения Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 года N 551, истцом ответчику была начислена неустойка за выявленные лесонарушения в размере 6061 руб. 96 коп.

Направленное истцом в адрес ответчика претензионное письмо от 07 октября 2008 года N 384 об уплате неустойки в добровольном порядке в срок до 25 октября 2008 года оставлено без ответа, в связи с чем истец обратился в суд с иском о взыскании неустойки с ООО “Лесопромышленный комбинат “Лобва“.

Исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении требований истца следует отказать, исходя из следующего.

Указом Губернатора Свердловской области от 03.12.2007 N 1208-УГ “О создании государственных учреждений Свердловской области в области лесных отношений“ в соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации в целях совершенствования системы управления лесами на территории Свердловской области созданы государственные учреждения Свердловской области, в том числе, государственное учреждение Свердловской области “Ново-Лялинское лесничество“, утверждены их уставы.

Согласно Уставу государственного учреждения Свердловской области “Ново-Лялинское лесничество“ целью его деятельности является обеспечение рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства лесов, в интересах Российской Федерации и Свердловской области. Учреждению предоставлено право предъявлять иски о возмещении ущерба (вреда), причиненного лесам в результате нарушения лесного законодательства.

В силу части 2 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной контроль и надзор осуществляется органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных статьями 81 - 83 настоящего Кодекса.

С учетом передачи полномочий Российской Федерации
в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, перечисленных в статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации, в Свердловской области государственный лесной контроль и надзор осуществляется государственными учреждениями Свердловской области (лесничествами), в том числе государственным учреждением Свердловской области “Ново-Лялинское лесничество“.

Таким образом, государственное учреждение Свердловской области “Ново-Лялинское лесничество“ является надлежащим истцом по настоящему делу.

В силу статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Порядок отвода лесосек, передачи их лесопользователям, заготовки древесины при рубках, а также размеры неустоек за нарушение лесохозяйственных требований установлены Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, действовавшими в период осуществления ответчиком деятельности по заготовке древесины на основании лесорубочного билета N 140 от 22 июня 2006 года со сроком окончания заготовки и вывозки 21 июня 2007 года.

Факт допущенного ответчиком нарушения лесохозяйственных требований подтверждается актом освидетельствования мест рубок N 71 от 02 июля 2008 года. Расчет неустойки в сумме 6061 руб. 96 коп., начисленной по вышеуказанному акту освидетельствования мест рубок составлен в соответствии с требованиями Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, действовавшими в период заготовки древесины ответчиком по лесорубочному билету N 140 от 22 июня 2006 года.

Правоотношения сторон по осуществлению лесопользования по выданному обществу вышеуказанному лесорубочному билету возникли до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации (т.е. до 01.01.2007 года - статья 1 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 года).

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 04.12.2006 года N 201-ФЗ
“О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ до приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (редакции 2006 года) законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу Российской Федерации 2006 года.

В переходный период порядок и основания применения к лесопользователям, допустившим нарушения лесохозяйственных требований, такой меры ответственности, как неустойка, и ее размеры устанавливались Правилами отпуска древесины на корню, которые в связи с принятием Правительством Российской Федерации постановления от 13.03.2008 года N 169, утратили силу 01 апреля 2008 года.

Освидетельствование и выявление факта нарушения лесохозяйственных требований, ответственность за которые устанавливалась постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 года N 551, имели место (02 июля 2008 года) после того, как нормативный акт - Правила отпуска древесины на корню утратили силу, то есть после 31 марта 2008 года.

С учетом изложенных выше обстоятельств, суд полагает, что оснований для применения ответственности в виде взыскания с ответчика неустойки за нарушение лесохозяйственных требований в соответствии с Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, отмененными Правительством Российской Федерации постановлением от 13.03.2008 года N 169, не имеется.

Довод ответчика о том, что исковое заявление следует оставить без рассмотрения ввиду того, что ущерб, о взыскании которого заявляет истец, был причинен до введения процедуры конкурсного производства в отношении общества с ограниченной ответственностью “Лесопромышленный комбинат “Лобва“ и указанные обязательства не являются текущими платежами, судом
не принимается, исходя из следующего.

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 31 июля 2006 года по делу N А60-19170/2006-С11 принято к производству заявление о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью “Лесопромышленный комбинат “Лобва“.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04 сентября 2007 года общество с ограниченной ответственностью “Лесопромышленный комбинат “Лобва“ признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства.

В силу пункта 1, пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 года N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.

Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 29 от 15.12.2004 года “О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входят взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

Поскольку акт освидетельствования мест рубок N 71 от 02 июля 2008 года составлен в ходе конкурсного производства, задолженность по уплате неустойки относится к текущим платежам, которая погашается вне очереди за счет конкурсной массы (вне рамок дела о банкротстве).

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 171 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении исковых требований государственному учреждению Свердловской области “Ново-Лялинское лесничество“ отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

СУШКОВА С.А.