Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.08.2009 по делу N А60-17478/2009-С10 В удовлетворении исковых требований о взыскании неустойки за нарушение лесохозяйственных требований при заготовке древесины по лесорубочному билету отказано, поскольку освидетельствование лесосек проведено и факты нарушений выявлены после того, как нормативный правовой акт, предусматривавший взыскание неустойки, утратил силу.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 12 августа 2009 г. по делу N А60-17478/2009-С10

Резолютивная часть решения принята 06 августа 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 12 августа 2009 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.М. Классен при ведении протокола судебного заседания судьей Н.М. Классен, рассмотрел в судебном заседании дело по иску

Государственного учреждения Свердловской области “Ново-Лялинское лесничество“ (ИНН 6647000954)

к обществу с ограниченной ответственностью “Лесопромышленный комбинат “Лобва“ (ИНН 6647003360)

о взыскании 23709 руб. 81 коп.,

Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного
заседания на сайте суда.

Отводов суду не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступило.

Истец просит взыскать с ответчика неустойку в сумме 23709 руб. 81 коп. за нарушение Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации

Ответчик возражений по существу заявленных требований не представил.

Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

ООО “Лесопромышленный комбинат “Лобва“ на основании лесорубочного билета от 22.12.2006 N 475 производило заготовку древесины в квартале N 143 делянки 1 Конопляноского участкового лесничества Шайтанского участка Ново-Лялинского лесхоза.

По окончании заготовки древесины истцом произведено освидетельствование мест рубок, в ходе которого выявлены нарушения ответчиком лесохозяйственных требований, установленных Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551, а именно: уничтожено подроста и молодняка, подлежащих сохранению, ель - 0,2 га.; неудовлетворительная очистка мест рубок - 0,5 га.; уничтожение и повреждение граничных квартальных, лесосечных и др., столбов - 1 шт.; оставлено недорубов: разрозненных: березы - 4,0 куб. м., ели - 3,1 куб. м.

Данное нарушение отражено в акте освидетельствования мест рубок от 10.07.2008 N 250. Лесозаготовитель на освидетельствование не явился, о времени и месте проведения освидетельствования был надлежащим образом извещен.

На основании действовавших на момент выдачи лесорубочного билета и совершения правонарушения Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 551 от 01.06.1998, истцом ответчику была начислена неустойка за выявленные лесонарушения в размере 23709 руб. 81 коп.

Направленное истцом в адрес ответчика претензионное письмо от 02.09.2008 N 327 об уплате неустойки в добровольном порядке в срок до 22.09.2008 оставлено без ответа, в связи с чем, истец обратился в суд с
иском о взыскании неустойки с ООО “Лесопромышленный комбинат “Лобва“.

Исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении требований истца следует отказать исходя из следующего.

Указом Губернатора Свердловской области от 03.12.2007 N 1208-УГ “О создании государственных учреждений Свердловской области в области лесных отношений“ в соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации в целях совершенствования системы управления лесами на территории Свердловской области созданы государственные учреждения Свердловской области, в том числе, государственное учреждение Свердловской области “Ново-Лялинское лесничество“, утверждены их уставы.

Согласно Уставу государственного учреждения Свердловской области “Ново-Лялинское лесничество“ целью его деятельности является обеспечение рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства лесов, в интересах Российской Федерации и Свердловской области. Учреждению предоставлено право предъявлять иски о возмещении ущерба (вреда), причиненного лесам в результате нарушения лесного законодательства.

В силу части 2 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной контроль и надзор осуществляется органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных статьями 81 - 83 настоящего Кодекса.

С учетом передачи полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, перечисленных в статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации, в Свердловской области государственный лесной контроль и надзор осуществляется государственными учреждениями Свердловской области (лесничествами), в том числе государственным учреждением Свердловской области “Ново-Лялинское лесничество“.

Таким образом, государственное учреждение Свердловской области “Ново-Лялинское лесничество“ является надлежащим истцом по настоящему делу.

В силу статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Порядок отвода
лесосек, передачи их лесопользователям, заготовки древесины при рубках, а также размеры неустоек за нарушение лесохозяйственных требований установлены Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, действовавшими в период осуществления ответчиком деятельности по заготовке древесины на основании лесорубочного билета 22.12.2006 N 475 со сроком окончания заготовки и вывозки 31.12.2007.

Факт допущенных ответчиком нарушений лесохозяйственных требований подтверждается актом освидетельствования мест рубок от 10.07.2008 N 250.

Расчет неустойки в сумме 23709 руб. 81 коп., начисленной по акту освидетельствования мест рубок от 10.07.2008 N 250 составлен в соответствии с требованиями Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, действовавшими в период заготовки древесины ответчиком по лесорубочному билету 22.12.2006 N 475.

Правоотношения сторон по осуществлению лесопользования по выданному обществу вышеуказанному лесорубочному билету возникли до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации (т.е. до 01.01.2007 - ст. 1 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006).

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ до приведения в соответствие с Лесным кодексом РФ (редакции 2006 года) законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу Российской Федерации 2006 года.

В переходный период порядок и основания применения к лесопользователям, допустившим нарушения лесохозяйственных требований, такой меры ответственности, как неустойка, и ее размеры устанавливались Правилами отпуска древесины на корню, которые в связи с принятием Правительством РФ
постановления от 13.03.2008 N 169, утратили силу 01.04.2008.

Из материалов дела следует, что освидетельствование и выявление факта нарушений лесохозяйственных требований, ответственность за которые устанавливалась постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 N 551, имели место (10.07.2008) после того, как нормативный акт - Правила отпуска древесины на корню утратили силу, то есть после 31.03.2008.

С учетом изложенных выше обстоятельств, суд полагает, что оснований для применения ответственности в виде взыскания с ответчика неустойки за нарушение лесохозяйственных требований, отраженных в акте освидетельствования мест рубок от 16.07.2008 N 91 на основании Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, отмененных Правительством Российской Федерации постановлением от 13.03.2008 N 169, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении исковых требований Государственного учреждения Свердловской области “Ново-Лялинское лесничество“ отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства
информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

КЛАССЕН Н.М.