Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.07.2009 по делу N А26-5337/2009 Заявление Пенсионного фонда о взыскании финансовых санкций удовлетворено, поскольку предприниматель не представил в установленный срок сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; порядок привлечения предпринимателя к ответственности Пенсионным фондом соблюден.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 29 июля 2009 г. по делу N А26-5337/2009

Резолютивная часть решения объявлена 29 июля 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 29 июля 2009 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Одинцова М.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сергеенко Д.А.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Суоярвском районе Республики Карелия

к предпринимателю Ф.И.О. br>
о взыскании 303 руб. 30 коп.,

при участии представителей:

заявителя, Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Суоярвском районе Республики Карелия, - Пивоварова В.С. - руководитель группы (доверенность N 6 от 06.10.08 г. в деле, личность установлена
по паспорту);

ответчика, предпринимателя Ф.И.О. - не явился, сведения о надлежащем извещении имеются;

установил:

заявитель, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Суоярвском районе Республики Карелия (далее - заявитель, Фонд), обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. о взыскании 303 руб. 30 коп. - суммы финансовой санкции за нарушение требований статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования“ (далее по тексту - Закон N 27-ФЗ) по тем основаниям, что ответчик уклонился от уплаты суммы финансовой санкции в добровольном порядке в установленные сроки, а Законом N 27-ФЗ предусмотрен только судебный порядок принудительного взыскания суммы такой санкции.

В судебном заседании представитель Фонда поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, сведения о надлежащем извещении ответчика о времени и месте проведения предварительного заседания, а также о возможности перехода к рассмотрению дела по существу, в материалах дела имеются: определение суда получено под роспись 10.07.09 г. Письменных возражений против заявленных Фондом требований, а также возражений против завершения подготовки дела к судебному разбирательству, и против перехода к рассмотрения спора по существу ответчиком не представлено.

Учитывая наличие сведений о надлежащем извещении ответчика о времени и месте рассмотрения дела, отсутствие письменных возражений против рассмотрения дела в его отсутствие, в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика.

Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства дела.

Из материалов дела усматривается, что Фондом проведена проверка своевременности представления
в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования. По результатам проверки было установлено, что в нарушение статьи 11 Закона N 27-ФЗ предприниматель в срок до 2 марта 2009 г. не представил сведения по индивидуальному (персонифицированному) учету за 2008 г., о чем составлен акт проверки N 118 от 31.03.09 г. (л.д. 6).

Данный акт направлен в адрес ответчика заказной почтой 31.03.09 г., о чем свидетельствует реестр заказной почты (л.д. 7), исходящий номер 1446. Из содержания акта проверки усматривается, что предпринимателю было предложено в течение 10 дней с момента получения акта представить письменные возражения по акту, а также документы, подтверждающие обоснованность возражения, а также страхователь извещен о том, что рассмотрение материалов камеральной проверки состоится 22 апреля 2009 г. в 10 ч. 30 мин. в помещении Фонда.

Возражений предпринимателя по акту проверки в Фонд не поступало, на рассмотрение материалов проверки ответчик не явился,

По результатам проверки 22 апреля 2009 г. Фондом вынесено решение N 92 о привлечении предпринимателя к ответственности за непредставление в установленный срок сведения, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде взыскания штрафа в сумме 303,30 рублей (л.д. 10).

Данное решение, а также требование об уплате финансовой санкции за тем же номером, были направлены в адрес ответчика заказной почтой, что подтверждается реестром заказной корреспонденции (л.д. 9-11), исходящий номер 1880.

В установленный для добровольного исполнения срок - до 8 мая 2009 г. сумма финансовой санкции ответчиком уплачена не была, что и послужило основанием для обращения с данным заявлением в арбитражный суд.

Суд полагает, что заявленные
Фондом требования являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее по тексту - Закон N 167-ФЗ) к числу страхователей отнесены не только лица, выступающие в роли работодателей, но и индивидуальные предприниматели, производящие уплату страховых взносов за самих себя.

Статьей 7 Закона N 167-ФЗ определено, что граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуальные предприниматели, являются застрахованными лицами.

Таким образом, индивидуальные предпринимателя, у которых отсутствуют наемные работники, одновременно являются и страхователями, и застрахованными лицами.

Согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

В целях организации индивидуального (персонифицированного) учета лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут быть отнесены как к категории страхователей, так и к категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.

Так, в силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ к страхователям в числе прочих относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, признаются застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающих страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Законом N 167-ФЗ.

Статьей 4 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что одним из принципов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования является соответствие сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым страхователем, в том числе физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, для индивидуального (персонифицированного) учета, сведениями о фактически уплаченных и поступивших суммах страховых взносов.

В соответствии со статьей 5 Закона N 27-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации является органом, осуществляющим индивидуальный учет в системе государственного пенсионного страхования.

Абзацем 3 пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ установлено, что физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователей.

Пунктом 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Согласно пункту 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения, предусмотренные пунктом 5 названной статьи, представляются вместе с копией платежного документа.

В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта, в орган Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения о страховых взносах и страховом стаже. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют сведения в том же порядке.

Из анализа статьи 11 Закона N 27-ФЗ следует, что срок сдачи сведения персонифицированного учета установлен только для страхователей, уплачивающих страховые взносы за своих наемных работников.
Срок для представления физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, указанных сведений настоящим Законом не установлен.

Согласно статье 19 Закона N 27-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.

Во исполнение указанной статьи постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 г. N 318 “О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования“ утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования“ (далее по тексту - Инструкция), в пункте 38 которой установлено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет ежегодно до 1 марта в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа. При этом к застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся и физические лица - индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Законом N 167-ФЗ (пункт 2 Инструкции).

Статьей 115 Конституции Российской Федерации и статьей 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации“ установлено, что Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления.

В соответствии со статьей 8.1 Закона N 27-ФЗ, устанавливающей общие правила учета сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской
Федерации.

Таким образом, Правительство Российской Федерации, установив в Инструкции срок представления сведений о страховом стаже и страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, действовало в пределах полномочий, предоставленных ему статьей 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации“, а также статьей 19 Закона N 27-ФЗ.

В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из содержания указанной нормы следует, что субъектами ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, являются и страхователи, и физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы.

Факт непредставления ответчиком индивидуальных сведения в отношении себя за 2008 год нашел документальное подтверждение. Размер страховых взносов, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем в виде фиксированного платежа в 2008 г. определен Законом N 167-ФЗ, и составляет, с учетом периода осуществления предпринимательской деятельности с 19.03.08 г.,: на страховую часть пенсии 2022,0 рублей, на накопительную часть пенсии - 1011,0 рублей.

Размер обязательств ответчика по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа определен Фондом правильно, общая сумма страховых взносов составляет 3033,0 рублей. Размер финансовой санкции, взыскиваемой с предпринимателя, определен заявителем верно и составляет 10 процентов от суммы страховых взносов, подлежащих уплате за 2008 г.

Порядок привлечения
предпринимателя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, Фондом не нарушен.

Согласно пункту 1 статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение. Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.

Акт вручается лицу, совершившему налогового правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считает шестой день, считая с даты его отправки (пункт 4 статьи 101.4 НК РФ).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “пунктом 45 статьи 101.4 НК РФ“ имеется в виду “пунктом 45 статьи 101.4 НК РФ“.

В соответствии с пунктом 45 статьи 101.4 НК РФ лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, в также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее правонарушение, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя
(заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствии этого лица. При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства (пункт 7 статьи 101.4 НК РФ).

В силу пункта 12 статьи 101.4 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.

Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.

Из материалов дела усматривается, что акт проверки, в котором был зафиксирован факт совершения ответчиком правонарушения, был направлен в адрес ответчика 31 марта 2009 г. вместе с требованием N 238 об уплате сумм фиксированного платежа за 2008 г. В соответствии с п. 4 статьи 101.4 Налогового кодекса РФ данный акт считается полученным ответчиком на шестой день, считая с даты его направления ответчику.

Из содержания акта усматривается, что предпринимателю разъяснялся порядок представления своих письменных, документально подтвержденных возражений по акту проверки, а также ответчик заблаговременно был извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Явку своего представителя или свою собственную явку ответчик не обеспечил, решение о привлечении ответчика в ответственности было принято Фондом при наличии
сведений о надлежащем извещении ответчика о времени и месте рассмотрения материалов проверки и при отсутствии письменных возражений по акту. Принятое Фондом решение, а также требование об уплате финансовой санкции с установленным сроком для добровольного исполнения, было направлено в адрес ответчика заказной почтой. В установленный срок и в установленном порядке решение о привлечении предпринимателя к ответственности оспорено не было, как не было и исполнено в добровольном порядке.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что факт совершения ответчиком нарушения требований статьи 11 Закона N 27-ФЗ нашел документальное подтверждение в ходе судебного разбирательства, наличие в действиях ответчика смягчающих ответственность обстоятельств не установлено, ответчик не представил своих возражений на заявленные Фондом требования, что также расценивается судом, как фактическое признание ответчиком обоснованности заявленных требований.

Учитывая, что сумма финансовой санкции, взыскиваемое по настоящему делу, составляет 303,3 рубля, а, также учитывая, что Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с данным заявлением в арбитражный суд, суд считает возможным размер государственной пошлины, взыскиваемой с ответчика, снизить до 100 рублей.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить полностью.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Ф.И.О. ОГРН 308103807900017, в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Суоярвском районе Республики Карелия сумму финансовых санкций в размере 303,30 рублей, а также в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 100 рублей.

2. Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

3. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект 50-52);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).

Судья

ОДИНЦОВА М.А.