Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.06.2009 по делу N А60-7554/2009-С10 В удовлетворении исковых требований о взыскании неустойки за нарушение лесохозяйственных требований отказано, поскольку освидетельствование лесосек проведено и выявлены факты нарушений после того, как нормативный правовой акт, предусматривавший взыскание неустойки, утратил силу.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 10 июня 2009 г. по делу N А60-7554/2009-С10

Резолютивная часть решения объявлена 05 июня 2009 года

Полный текст решения изготовлен 10 июня 2009 года

Арбитражный суд Свердловской области

в составе судьи А.Д. Тимофеевой

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.А. Шустовой

рассмотрел 03 - 05.06.2009 в судебном заседании дело по исковому заявлению Государственного учреждения Свердловской области “Шалинское лесничество“ (ИНН 6625046049, ОГРН 1086625000220) (далее - истец)

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “...“Свердллес“...“ имеется в виду “...“Свердлес“...“.

к Закрытому акционерному обществу “Производственное объединение “Свердллес“ (ИНН 6662102051, ОГРН 1026605413163)

о взыскании неустойки в размере 1489113 руб. 17 коп. за нарушение лесного законодательства,

при участии
в судебном заседании:

от истца (до перерыва): Горин В.С., главный специалист лесного отдела, доверенность б/н от 30.04.2009, предъявлен паспорт;

от ответчика (до и после перерыва): Бай И.И., представитель, доверенность б/н от 01.02.2008, предъявлен паспорт.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

В судебном заседании 03.06.2009 был объявлен перерыв до 05.06.2009. После перерыва судебное заседание продолжено.

Заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле, не поступило.

ГУ СО “Шалинское лесничество“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к ЗАО “ПО “Свердлес“ о взыскании неустойки в размере 1489113 руб. 17 коп. за нарушение Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 г. N 551.

Ответчик в удовлетворении требований просит отказать по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд

установил:

как следует из материалов дела, на основании лесорубочных билетов N 162 от 19.10.2006, N 225 от 27.11.2006, N 362 от 21.12.2006, N 363 от 21.12.2006, N 364 от 21.12.2006, N 365 от 21.12.2006, N 366 от 21.12.2006, N 367 от 21.12.2006, N 368 от 21.12.2006, N 369 от 21.12.2006, N 370 от 21.12.2006, N 371 от 21.12.2006, N 372 от 21.12.2006, N 373 от 21.12.2006, N 374 от 22.12.2006, N 375 от 22.12.2006, N 376 от 22.12.2006, N 390 от 22.12.2006, N 391 от 22.12.2006, N 431 от 28.12.2006, N 445 от 28.12.2006 ЗАО “ПО “Свердлес“ осуществляло заготовку древесины в лесах Шалинского лесничества.

По истечении срока действия вышеназванных лесорубочных билетов, окончании заготовки и вывозки древесины истцом в мае - июле
2008 года проведено освидетельствование мест рубок, о чем составлены акты освидетельствования мест рубок (21 акт освидетельствования).

Освидетельствование мест рубок проведено при участии представителя ответчика - Тарасовой В.Я., действующей по доверенности N 449 от 08.05.2008.

При проведении освидетельствования выявлены нарушения ответчиком лесохозяйственных требований, установленных Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, а именно: рубка деревьев за пределами лесосек; оставление недорубов в виде куртин и отдельных деревьев; оставление невывезенной и нестрелеванной древесины; неудовлетворительная очистка мест рубок; оставление на лето неокоренной хвойной древесины без пролыски; уничтожение или повреждение столбов; рубка деревьев с оставлением пней высотой более 1/3 диаметра среза.

На основании названного акта освидетельствования и в соответствии с Правилами отпуска древесины, истец начислил неустойку в общей сумме 1489113 руб. 17 коп.

В адрес ответчика лесничеством направлено претензионное письмо N 3/67 от 09.10.2008, в котором предложило за выявленные лесонарушения уплатить указанную сумму неустойки в добровольном порядке в срок до 10.11.2008.

Поскольку обществом неустойка в рассматриваемой сумме в установленный срок в добровольном порядке уплачена не была, лесничество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд полагает, что в удовлетворении требований ГУ СО “Шалинское лесничество“ следует отказать, исходя из следующего.

Во исполнение требований статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации о передаче осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 120, 124, 125, 300 Гражданского кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Свердловской области N 79-ПП от 07 февраля 2007 года приняты в государственную собственность Свердловской области федеральные государственные учреждения (лесхозы), в том числе государственное учреждение “Шалинский лесхоз“, безвозмездно передаваемые из собственности Российской
Федерации в государственную собственность Свердловской области и переименованы в областные государственные учреждения.

Постановлением Правительства Свердловской области от 22 октября 2007 года N 1030-ПП областные государственные учреждения (лесхозы), в том числе государственное учреждение “Шалинский лесхоз“, реорганизованы путем преобразования в государственные унитарные предприятия Свердловской области.

Постановлением Правительства Свердловской области от 06 октября 2008 г. N 1072-ПП “О реорганизации государственных унитарных предприятий Свердловской области в области лесных отношений“ ГУП СО “Шалинский лесхоз“ реорганизовано путем присоединения к государственному унитарному предприятию Свердловской области “Лесохозяйственное производственное объединение“, которое является правопреемником имущественных и неимущественных прав и обязанностей, в том числе ГУП СО “Шалинский лесхоз“.

Указом Губернатора Свердловской области от 03.12.2007 N 1208-УГ “О создании государственных учреждений Свердловской области в области лесных отношений“ в соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации в целях совершенствования системы управления лесами на территории Свердловской области созданы государственные учреждения Свердловской области, в том числе, государственное учреждение Свердловской области “Шалинское лесничество“. Постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2007 N 1358-ПП “Об утверждении уставов государственных учреждений Свердловской области в области лесных отношений“ утвержден в том числе и устав государственного учреждения Свердловской области “Шалинское лесничество“.

В соответствии с положениями устава истца целью его деятельности является обеспечение рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов, их охраны и защиты, воспроизводства лесов, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного многоцелевого лесопользования в интересах Российской Федерации и Свердловской области (пункт 16 устава).

Одной из задач государственного учреждения Свердловской области “Шалинское лесничество“ является обеспечение охраны и
защиты лесов; учреждение вправе направлять в установленном порядке материалы о нарушениях природоохранного законодательства в суды, органы внутренних дел, прокуратуру (подпункт 6 пункта 17, подпункт 7 пункта 22 устава).

В силу части 2 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной контроль и надзор осуществляется органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных статьями 81 - 83 настоящего Кодекса.

С учетом передачи полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, перечисленных в статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации, в Свердловской области государственный лесной контроль и надзор осуществляется государственными учреждениями Свердловской области (лесничествами), в том числе государственным учреждением Свердловской области “Шалинское лесничество“.

Таким образом, обеспечение рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов, их охраны и защиты, воспроизводства лесов, невозможно без наличия права истца на обращение в арбитражный суд, в том числе за принудительным взысканием неустоек, начисленных за лесонарушения.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что истец является заинтересованным лицом, имеющим право, в порядке статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на обращение с рассматриваемым иском в арбитражный суд, следовательно, государственное учреждение Свердловской области “Шалинское лесничество“ является надлежащим истцом по настоящему делу. В связи с чем, довод ответчика о том, что истец не наделен полномочиями на обращение в суд с иском о взыскании неустоек за лесонарушения, судом признается несостоятельным.

С учетом вышеизложенного, суд считает несостоятельной и ссылку ответчика на то, что региональное учреждение не вправе обращаться в суд о взыскании неустойки, которая подлежит зачислению не в региональный, а в федеральный бюджет.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления. Арбитражные суды в случаях, предусмотренных федеральным законом, применяют обычаи делового оборота.

В переходный период порядок и основания применения к лесопользователям, допустившим нарушения лесохозяйственных требований, такой меры ответственности, как неустойка, и ее размеры устанавливались Правилами отпуска древесины на корню, которые в связи с принятием Правительством Российской Федерации постановления от 13.03.2008 N 169, утратили силу 01.04.2008.

Неустойка, предусмотренная разделом VIII Правил “Ответственность за нарушения лесохозяйственных требований“, являлась, по сути, административной санкцией, установленной актом публичного права за определенные нарушения правил поведения, общеобязательных для неограниченного круга лесопользователей.

Возможность взыскания неустоек за нарушение лесохозяйственных требований ранее предусматривалась статьей 116 во взаимосвязи со статьей 111 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ и Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551.

Вместе с тем, Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ в данной части утратил силу с 01.01.2007 (статья 12 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“).

Согласно пункту 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12.12.1993, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

С 01.01.2007 виды ответственности за нарушения лесного законодательства установлены главой 13 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006
N 200-ФЗ. Нормами данной главы предусмотрено, что правонарушители несут административную и уголовную ответственность.

Согласно статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке, при этом таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 “Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушений лесного законодательства“ утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ до приведения в соответствие с Лесным кодексом РФ (редакции 2006 года) законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу Российской Федерации 2006 года.

Из материалов дела следует, что рубка ответчиком осуществлялась в 2007 году, срок окончания заготовки и вывозки древесины по вышеперечисленным лесорубочным билетам был установлен до декабря 2007 г., таким образом, спорные правоотношения возникли после введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (после 01.01.2007 года).

Поскольку отношения по лесопользованию возникли в период действия Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04.12.2006 N 200-ФЗ), а освидетельствование лесосек и выявление фактов нарушений лесохозяйственных
требований установлены в мае - июле 2008 года, после того, как нормативный акт, предусматривавший взыскание неустойки, утратил силу, оснований для применения ответственности в виде взыскания с ответчика неустоек за нарушение лесохозяйственных требований не имеется.

При таких обстоятельствах, суд считает, что для взыскания с закрытого акционерного общества “Производственное объединение “Свердлес“ неустойки в общей сумме 1489113 руб. 17 коп. отсутствуют правовые основания.

Руководствуясь ст. 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении требований отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

ТИМОФЕЕВА А.Д.