Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.05.2009 по делу N А60-6805/2009-С10 Статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Нарушение порядка и формы предоставления отчетности не образует состава правонарушения, предусмотренного данной статьей.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 29 мая 2009 г. по делу N А60-6805/2009-С10

Резолютивная часть решения объявлена 28 мая 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 29 мая 2009 года.

Арбитражный суд Свердловской области

в составе судьи О.Э. Шавейниковой,

при ведении протокола судебного заседания судьей О.Э. Шавейниковой,

рассмотрел дело по заявлению

Муниципального общеобразовательного учреждения вечерняя (сменная) общеобразовательная школа N 1

(ОГРН 1026601903558, ИНН 6634007663)

к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Свердловской области

о признании недействительным решения налогового органа N 3440-1131/04-40 от 28.10.2008

при участии в заседании:

от заявителя: М.В. Кригер - юрисконсульт, доверенность N 2 от 25.03.2009, предъявлен паспорт.

Представители заинтересованного лица в судебное заседание не явились, о времени и месте
рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Заинтересованным лицом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Ходатайство от 27.05.2009 изложено в письменном виде и приобщено к материалам дела. Ходатайство судом удовлетворено.

На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей заинтересованного лица.

Объявлен состав суда, истцу разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов суду не заявлено.

Заявителем заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела доверенности N 2 от 25.03.2009. Ходатайство судом удовлетворено.

Заинтересованным лицом заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела письменного ходатайства от 27.05.2009; отчета о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств N 03621502940 на 20.05.2009; расчета штрафа N 06-26/07095 от 19.04.2009; Лицевых карточек по ЕСН на 18 листах; копии письма инспекции от 22.12.2008 N 04-40/50071@ с копией почтового уведомления на 5 листах; квитанции об отправке расчета штрафа заявителю. Ходатайство судом удовлетворено.

В предварительном судебном заседании от 30.04.2009 заявителем заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование решения налогового органа.

В силу ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании недействительным ненормативного акта государственного органа может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

По смыслу указанной нормы необходимость рассмотрения судом вопроса о наличии уважительных причин пропуска срока и о возможности его восстановления не зависит от того, подано ли заявителем ходатайство
о восстановлении пропущенного срока и заявлено ли о пропуске срока иными лицами, участвующими в деле.

Вопросы о наличии уважительных причин пропуска срока и оснований для его восстановления разрешаются в судебном заседании, и результаты их рассмотрения отражаются в решении арбитражного суда по делу.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений.

Принимая во внимание, что заявитель является муниципальным общеобразовательным учреждением суд считает возможным ходатайство заявителя удовлетворить, восстановить пропущенный срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и рассмотреть дело по существу.

Иных заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле не поступило.

С учетом уточнения заявленных требований от 30.03.2009 (исх. N 49) Муниципальное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа N 1 просит суд признать незаконным решение Межрайонной Инспекции ФНС России N 6 по Свердловской области N 3440-1131/04-40 от 28.10.2008 о привлечении его к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на отсутствие в его действиях состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно, по основаниям, изложенным в отзыве, считая оспариваемое решение законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд

установил:

13 марта 2008 года по телекоммуникационным каналам связи заявитель направил в адрес заинтересованного лица налоговую декларацию по единому социальному налогу за
2007 год.

Уведомлением от 29.08.2008 налоговый орган сообщил заявителю о непринятии налоговой декларации, ссылаясь на то, что отправленный документ не соответствует требованиям формата представления налоговой отчетности в электронном виде, полученный файл не может быть расшифрован.

В результате проведенной камеральной проверки, оформленной актом N 2281 от 29.09.2008, налоговым органом выявлено, что заявителем несвоевременно представлена налоговая декларация по единому социальному налогу за 2007 год в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Решением N 3440-1131/04-40 от 28.10.2008 Муниципальное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа N 1 привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в общей сумме 41276,75 руб.

Не согласившись с названным решением заявитель обратился с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы России по Свердловской области.

В связи с тем, что решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 12.12.2008 N 1123/08 решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Свердловской области от 28.10.2008 N 3440-1131/04-40 изменено в части размера штрафа, заинтересованным лицом произведен перерасчет суммы штрафа, который составил 1688 руб. (ЕСН в ФСС - 1688 руб.).

Полагая, что указанное решение является незаконным и необоснованным, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения заявителя, суд полагает, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена
налоговая ответственность за непредставление налогоплательщиком в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, налоговых деклараций.

Сроком, установленным для представления декларации по единому социальному налогу, в силу п. 7 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации является 30-е марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу ст. 240 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по единому социальному налогу является календарный год.

Согласно п. 3 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Как следует из материалов дела, в соответствии с договором N 12/09 от 01.09.2008, заключенного между Муниципальным общеобразовательным учреждением вечерняя (сменная) общеобразовательная школа N 1 и муниципальным органом управления образования - Управление образованием Тавдинского городского округа, последний оказывает услуги по бухгалтерскому обслуживанию финансово-хозяйственной деятельности заявителя в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“, которое включает в себя ведение бухгалтерского и налогового учета и отчетности.

Передача налоговой декларации по единому социальному налогу за 2007 год проходила по телекоммуникационным каналам связи специализированным оператором связи на основании договора от 23.07.2007 N 66/593/2, заключенного с ООО “Компания “Тензор“, ООО “Мостинфо-Екатеринбург“, предметом которого является предоставление муниципальному органу управления образования - Управление образованием Тавдинского городского округа
пакета услуг для передачи налоговой и бухгалтерской отчетности по электронным каналам связи.

Дата отправки указанной выше декларации зафиксирована оператором связи и подтверждается письмом (сообщением) от 22.10.2008 N 340/08 о том, что декларация по ЕСН за 2007 год N 1440302 подана учреждением 13.03.2008.

В обоснование своих возражений против заявленных требований налоговый орган ссылается на Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденные приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705, приказ ФНС России от 06.02.2008 N ММ-3-6/50 “Об утверждении временного регламента обмена электронными документами с ЭЦП по телекоммуникационным каналам связи в унифицированной системе приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности при представлении их налогоплательщиками через специализированного оператора связи“. Согласно указанным приказам, формы налоговых деклараций не считаются принятыми, если налогоплательщик не получил протокол входного контроля или получил данный протокол, в котором содержится информация о том, что данные формы налоговых деклараций в электронном виде содержат ошибки и не прошли входной контроль. Также налоговый орган ссылается на то, что в приеме представленного налогоплательщиком электронного документа может быть отказано, в том числе по причине представления документа в несоответствующей форме.

Указанные доводы налогового органа судом отклоняются как основанные на неверном понимании норм права.

В соответствии с п. 4 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации при передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки. Следовательно, для установления факта представления декларации не является основополагающим факт ее принятия (или отказ в принятии) налоговым органом.

Из материалов дела усматривается, что налоговая декларация по
ЕСН за 2007 год была представлена заявителем в налоговый орган своевременно 11.03.2008, однако по не установленному формату.

Вместе с тем, статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за определенный состав правонарушения - непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Данной статьей не предусмотрена ответственность за нарушение порядка представления налоговой отчетности, представление налоговой декларации неустановленной формы, за несоблюдение порядка электронного документооборота, получение нечитаемой информации или представление налоговой отчетности в электронном виде с техническими ошибками. Расширительному толкованию диспозиция указанной статьи не подлежит.

Нарушение порядка и формы предоставления отчетности не образует состава правонарушения, указанного статьей 119 НК РФ (Постановление ВАС Российской Федерации N 11500/08 от 17 февраля 2009 года).

С учетом того, что представленная 13.03.2008 декларация по ЕСН за 2007 год не была произвольной и содержала необходимые для исчисления и уплаты указанного налога сведения, суд считает, что в действиях заявителя отсутствует состав правонарушения, предусмотренный п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Довод налогового органа о том, что передача налоговой декларации неустановленного формата не позволяет осуществлять мероприятия налогового контроля, судом отклоняется, так как данный факт не имеет значения для решения вопроса о привлечении к налоговой ответственности за нарушение срока представления декларации.

В силу ст. 109 Налогового кодекса Российской Федерации лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения.

Поскольку декларация по ЕСН представлена заявителем в установленный Налоговым кодексом срок, суд полагает, что оснований для привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации у налогового органа не имелось.

Также суд отмечает, что обновление версий форматов налоговых
деклараций производится не заявителем, а обществом с ограниченной ответственностью “Мостинфо-Екатеринбург“. Из представленной в материалы дела переписки с указанной организацией следует, что обновление версии указанной декларации произведено с ошибкой. Ошибка была исправлена 25.03.2008, после передачи заявителем налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи.

Доводы налогового органа сводятся к наличию вины заявителя в передаче налоговой декларации неустановленного формата, однако документы, подтверждающие наличие у заявителя возможности по передаче налоговой декларации установленного формата, суду не представлены.

Кроме того, как отмечено судом выше, вопрос о формате налоговой декларации, передаваемой по телекоммуникационным каналам связи, не может влиять на существо настоящего спора относительно соблюдения сроков представления налоговой декларации.

С учетом изложенного, решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Свердловской области N 3440-1131/04-40 от 28.10.2008 следует признать недействительным, требования заявителя - подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплаченная по делу государственная пошлина в сумме 2000 руб. подлежит взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 201 процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

требования заявителя удовлетворить.

Признать недействительным решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Свердловской области N 3440-1131/04-40 от 28.10.2008 о привлечении Муниципального общеобразовательного учреждения вечерняя (сменная) общеобразовательная школа N 1 (ОГРН 1026601903558, ИНН 6634007663) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Свердловской области в пользу Муниципального общеобразовательного учреждения вечерняя (сменная) общеобразовательная школа N 1 государственную пошлину в сумме 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению N 1889 от 11.02.2009.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока
со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

ШАВЕЙНИКОВА О.Э.