Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.07.2009 по делу N А26-3854/2009 Иск о взыскании с ОАО задолженности по арендной плате за пользование лесным участком удовлетворен, так как арендатор не исполнил свою обязанность, иск заявлен надлежащим лицом согласно приведенному в соответствие с Лесным кодексом РФ договору.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 3 июля 2009 г. по делу N А26-3854/2009

Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2009 года. Полный текст решения изготовлен 03 июля 2009 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Цветкова Е.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сидоровой Е.В., рассмотрев 30 июня 2009 года в открытом судебном заседании дело по иску Министерства лесного комплекса Республики Карелия к Открытому акционерному обществу “Кондопожское лесопромышленное хозяйство“ о взыскании 120286 руб.,

при участии представителей:

истец, Министерство лесного комплекса Республики Карелия, - представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом,

ответчика, Открытого акционерного общества “Кондопожское лесопромышленное хозяйство“,
- Андроновой В.Н., юрисконсульта (доверенность от 01.12.2006 г., паспортные данные проверены, сведения занесены в протокол судебного заседания),

установил:

Министерство лесного комплекса Республики Карелия (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Открытому акционерному обществу “Кондопожское лесопромышленное хозяйство“ (далее - ответчик, Общество) о взыскании задолженности по арендной плате в сумме 120286 руб., в том числе 59845 руб. - в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, в пользу федерального бюджета, 60441 руб. - в части сверх минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, в пользу бюджета Республики Карелия.

В обоснование заявленного требования Министерство указало, что в настоящий момент арендодателем по приведенному в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договору аренды лесного участка является Министерство; ранее действовавший договор и впоследствии заключенный имеют один и тот же предмет, объект аренды, срок аренды; арендодатель в случае нарушения арендатором сроков оплаты вправе взыскать задолженность в судебном порядке; платежи за пользование лесным фондом являются неналоговыми доходами бюджета Российской Федерации в части минимальных ставок и бюджета Республики Карелия в части, превышающей минимальные ставки.

В отзыве на заявление Министерства ответчик указывает, что у Общества обязательства по оплате арендной платы возникли до момента регистрации прав по переходному договору аренды, срок оплаты установлен 15.12.2008 г. У Министерства отсутствовало право на подачу искового заявления и выдачу доверенности представителю Государственного учреждения Республики Карелия “Медвежьегорское центральное лесничество“ (далее - Учреждение) Колотилову В.А. Неисполнение условий договора аренды по своевременному внесению арендной платы возникло в связи с неисполнением Учреждением обязательств по возмещению затрат, связанных с лесовосстановительными работами, проведенными в 2008 г.,
в сумме 174542,59 руб. По договору аренды между сторонами возникли встречные обязательства. 19.12.2008 г. Арбитражным судом Республики Карелия было вынесено решение о взыскании с Учреждения задолженности в сумме 174542,59 руб. До настоящего времени задолженность не погашена, исполнительный лист направлен в Министерство финансов Республики Карелия для исполнения.

В пояснениях на отзыв ответчика Министерство указало, что приложением N 4 к договору аренды от 17.11.2008 г. установлена обязанность арендатора по внесению арендных платежей за 2008 г., соответственно Министерство, как арендодатель по договору аренды, в случае нарушения арендатором сроков оплаты, указанных в приложении N 4 к договору аренды, вправе взыскать данную задолженность в судебном порядке. Платежи за пользование лесным фондом являются неналоговыми доходами бюджета Российской Федерации в части минимальных ставок и бюджета Республики Карелия в части, превышающей минимальные ставки. Министерство является администратором доходов федерального и республиканского бюджетов в части платежей, взимаемых за использование лесов, то есть арендной платы. Следовательно, у Министерства было право на подачу искового заявления.

Министерство своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте судебного заседания уведомлено надлежащим образом, представило суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, указало, что поддерживает исковые требования в полном объеме.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителя истца, уведомленного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, указала, что с суммой задолженности Общество согласно; неисполнение условий договора аренды со стороны Общества связано с неисполнением Учреждением обязательств по возмещению затрат, связанных с лесовосстановительными
работами, проведенными в 2008 г., в сумме 174542,59 руб.; исполнительный лист, выданный Арбитражным судом Республики Карелия, о взыскании с Учреждения задолженности в сумме 174542,59 руб. Обществом был отозван; в рассматриваемом случае суд может провести взаимозачет требований.

Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

В соответствии с протоколом N 61 от 07.07.2004 г. по результатам лесного конкурса по передаче в аренду участков лесного фонда Республики Карелия между ФГУ “Медвежьегорский лесхоз“ и Обществом был заключен договор от 01.09.2004 г. на аренду участка лесного фонда на территории лесхоза общей площадью 22824 га (л.д. 59-65). Срок действия договора определен с 01.01.2005 г. по 31.12.2029 г. (пункт 2.1 договора). Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.12.2004 г. (N регистрации 10-01/13-19/2004-28).

Вышеуказанный договор аренды в порядке приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации был переоформлен на договор аренды лесного участка N 7-з от 17.11.2008 г. Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23.12.2008 г. (N регистрации 10-10-05/030/2008-096). Арендодателем по данному договору является Министерство (л.д. 8-29). В соответствии с условиями договора аренды арендатор обязан осуществлять заготовку древесины, вносить арендную плату в порядке и сроки, установленные приложением N 4 к договору аренды (п. 2.2 договора).

Истец, со ссылкой на статью 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и условия договора аренды участка лесного фонда от 17.11.2008 г., обратился в суд с требованием о взыскании 120286 руб., задолженности по оплате арендной платы по сроку оплаты на 15.12.2008 г.

Лесной кодекс Российской Федерации введен в действие Федеральным
законом Российской Федерации от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ (далее - Закон N 201-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 201-ФЗ договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009 г.

В силу положений пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 г. N 283, органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Федеральное агентство лесного хозяйства.

В соответствии с пунктом 2 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 16.01.2008 г. N 8 “Об администрировании доходов бюджетной системы Российской Федерации в 2008 году“ функции администратора доходов бюджета в виде платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные им полномочия в области лесных отношений. Передача полномочий на предоставление в аренду лесных участков органам государственной власти субъектов Российской Федерации предусмотрена подпунктом 2 пункта 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

Органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, которому предоставлено право осуществлять полномочия собственника лесных участков, находящихся в собственности Республики Карелия, а также полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том
числе части предоставления в пределах земель лесного фонда лесные участки в аренду, является Министерство лесного комплекса Республики Карелия (пункты 1, 4 Положения о Министерстве лесного комплекса Республики Карелия, утвержденного Указом Главы Республики Карелия от 31.12.2007 г. N 195).

Поскольку договор аренды участка лесного фонда от 01.09.2004 г. приведен в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации и переоформлен на договор аренды участка лесного фонда от 17.11.2008 г., истец является уполномоченным органом - участником арендного правоотношения с ответчиком от имени Российской Федерации, а также органом, которому предоставлено право администрирования платежей за пользование лесным фондом, следовательно, Министерство является надлежащим истцом по настоящему делу.

В соответствии с пунктом 2.2 договора аренды участка лесного фонда от 17.11.2008 г. арендатор обязался вносить арендную плату в размерах и в сроки, установленные приложением N 4 к договору. Размер арендной платы устанавливается путем произведения установленного годового объема заготовки древесины на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и повышающего конкурсного коэффициента в размере 2,01.

Приложением N 4 к договору установлены следующие сроки внесения арендных платежей: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15%.

Правоотношения сторон в рамках рассматриваемого договора квалифицируются как аренда с особенностями, установленными Лесным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим
образом в соответствии с их условиями и требованиями закона.

Обязанность по своевременному внесению арендных платежей за 2008 г. в сроки, установленные договором, арендатором не исполнена. По сроку платежа 15.12.2008 г. у арендатора образовалась задолженность в сумме 120286 руб. Факт наличия задолженности ответчиком не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования истцом заявлены правомерно, подтверждены материалами дела, обоснованы статьями 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации и подлежат удовлетворению.

Расходы по уплате в доход федерального бюджета государственной пошлины суд относит на ответчика.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

решил:

1. Исковые требования удовлетворить полностью. Взыскать с Открытого акционерного общества “Кондопожское лесопромышленное хозяйство“ в пользу Министерства лесного комплекса Республики Карелия 120286 руб. - задолженность по арендной плате, в том числе 59845 руб. в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, 60441 руб. в части сверх минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, по сроку оплаты на 15.12.2008 г. и в доход федерального бюджета 3905,72 руб. государственной пошлины.

2. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект 50-52);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).

Судья

ЦВЕТКОВА Е.Л.