Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.06.2009 по делу N А26-5835/2008 Требование о признании недействительным отказа таможенного органа в принятии грузовых таможенных деклараций удовлетворено, поскольку Общество освобождено от уплаты таможенных пошлин, налогов ввиду наличия льготы по уплате таможенных платежей, следовательно, в части налога и пошлины отсутствует предмет обеспечения, а обеспечение таможенных сборов за таможенное оформление Общество уплатило платежным поручением в установленном порядке.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 26 июня 2009 г. по делу N А26-5835/2008

Резолютивная часть решения объявлена 25 июня 2009 года. Полный текст решения изготовлен 26 июня 2009 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Цветкова Е.Л.,

при ведении протокола судебного заседания и.о. помощника судьи Семкиной А.Н.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Открытого акционерного общества “Грань“

к Карельской таможне

о признании недействительным отказа в принятии грузовых таможенных деклараций, выраженного в письме от 11.08.2008 г. N 45-17/40,

при участии представителей:

от заявителя - Трофимова И.А. (доверенность от 20.02.2009 г., в деле, паспортные данные проверены, сведения занесены в протокол судебного заседания);

от ответчика - Ларичевой Н.А., старшего государственного таможенного
инспектора правового отдела (доверенность от 06.04.2009 г. N 52, паспортные данные проверены, сведения занесены в протокол судебного заседания),

установил:

Открытое акционерное общество “Грань“ (далее - заявитель, Общество, ОАО “Грань“) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Карельской таможне (далее - ответчик, таможенный орган) о признании недействительным отказа в принятии грузовых таможенных деклараций (далее - ГТД), поданных на бланках N N 34866625, 34866626, 34866627, 34866628, 34866629, 34866630, выраженного в письме от 11.08.2008 г. N 45-17/40. В обоснование требований заявитель ссылался на несоответствие отказа таможенного органа в приеме ГТД положениям статей 319, 337 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). По мнению Общества, у ответчика отсутствовали основания требовать обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении условно выпускаемых товаров.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 05.12.2008 г. в удовлетворении требований ОАО “Грань“ отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.04.2009 г. решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.12.2008 г. по настоящему делу отменено, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа указал, что при повторном судебном разбирательстве суду необходимо установить наличие (отсутствие) у Общества права на применение нулевой процентной ставки при исчислении таможенных платежей, подлежащих уплате, установить размер требуемого обеспечения и, с учетом названных обстоятельств, решить вопрос о правомерности обжалуемого отказа таможенного органа.

В письменных пояснениях, приобщенных судом к материалам дела, заявитель указывает, что, поскольку при ввозе на территорию Российской Федерации в соответствии с внешнеэкономическим контрактом от 12.02.2007 г. N OS4/PR/082 технологического оборудования - дробильно-сортировочной установки с запасными частями Общество освобождено от уплаты таможенных пошлин, налогов ввиду наличия
льготы по уплате таможенных платежей, то в части налога и пошлины отсутствует и предмет обеспечения; обеспечение таможенных сборов за таможенное оформление Общество уплатило платежным поручением от 18.03.2008 г. N 929.

В отзыве на заявление и письменных пояснениях, приобщенных судом к материалам дела, ответчик указывает, что для решения вопроса о предоставлении льготы по уплате таможенных платежей необходимо подать заявление и представить документы, подтверждающие заявленные сведения; особый порядок декларирования исключает возможность заявления декларантом льготы при подаче заявления на условный выпуск; таможенным брокером при подаче заявлений льгота по уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС) фактически не заявлялась, документы, подтверждающие право ОАО “Грань“ на льготу по НДС, не представлялись; Общество в таможенный орган по вопросу применения обеспечения уплаты таможенных платежей не обращалось.

В судебном заседании представитель ответчика заявила ходатайство о приостановлении производства по делу, указав, что таможенный орган будет обжаловать решение Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-5836/2008 от 17.06.2009 г. по аналогичному делу, пояснила, что необходимо выработать единую позицию по рассматриваемым делам, поскольку речь идет о едином товаре. Представитель заявителя возражал о приостановлении производства по делу, указав, что таможенный орган затягивает рассмотрение дела.

В судебном заседании 25.06.2009 г. в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв с 15.30 час. до 15.45 час., после перерыва судебное заседание было продолжено в том же составе суда с участием тех же представителей сторон.

Рассмотрев заявленное представителем ответчика ходатайство о приостановлении производства по делу, суд отклонил его.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных
пояснениях, представленных в порядке статьи 81 АПК РФ. Представитель заявителя пояснил, что Обществом выполнены все условия, при которых возможно применение льготы по уплате НДС, отсутствует обязанность по уплате таможенных пошлин, Общество уплатило обеспечение, о чем внесены записи в ГТД.

Представитель ответчика в судебном заседании требования не признала по доводам, отраженным в отзыве на заявление и в письменных пояснениях, представленных в порядке статьи 81 АПК РФ, указала, что предоставление льготы по уплате НДС сопряжено с ограничениями по пользованию и распоряжению ввозимыми товарами, что влечет их условный выпуск, при этом применение льготы носит заявительный характер, сопровождающийся представлением документов, подтверждающих заявленные сведения. Возможность принятия решения по вопросу предоставления льготы по уплате таможенных платежей до представления товара в полном комплекте и до подачи ГТД таможенным законодательством не предусмотрена. При подаче заявлений на условный выпуск исчисление таможенных платежей не производится, сумма платежей, подлежащих уплате при выпуске товара в соответствии с заявленным режимом, также как и сумма льготы не определяются. Данная особенность обусловлена тем, что товар, который впоследствии подлежит декларированию под единым кодом, на момент подачи заявлений на условный выпуск не ввезен полностью, предъявлен таможенному органу отдельными партиями. Таким образом, особый порядок декларирования исключает возможность заявления декларантом льготы при подаче заявления на условный выпуск. Заявитель в таможенный орган по вопросу применения обеспечения уплаты таможенных платежей не обращался.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Открытое акционерное общество “Грань“ зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1051001849018. Единственным акционерном Общества является ООО “БизнесСтрой“, которое приняло решение об увеличении уставного
капитала Общества путем размещения дополнительных акций посредством подписки и оплачиваемых неденежными средствами - технологическим оборудованием в виде дробильно-сортировочной установки и запасных частей к нему (протокол от 05.02.2008 г.). Стоимость технологического оборудования и запасных частей к нему определена в сумме 2715997 руб. В целях приобретения оборудования между ООО “БизнесСтрой“ и чешской фирмой “ALTA“ заключен контракт N OS4/РR/082 от 12.02.2007 г.

Классификационным решением Федеральной таможенной службы от 08.04.2008 г. N 25-29/13170 поставляемое по контракту от 12.02.2007 г. N OS4/РR/082 оборудование дробильно-сортировочной установки классифицируется по коду ТН ВЭД 8474 20 900 0.

С учетом решения о классификации Обществом получено разрешение таможенного органа на применение особого порядка декларирования товара - компонентов оборудования дробильно-сортировочной установки от 22.07.2008 г. N 10227/220708/8/001, ввозимого на территорию Российской Федерации отдельными партиями, срок действия разрешения - 31.12.2008 г.

С целью оформления ввоза на таможенную территорию Российской Федерации партии товара Закрытое акционерное общество “РОСТЭК-Сортавала“ (таможенный брокер) по договору с Обществом от 18.03.2008 г. N 0408/00-08-15 06.08.2008 г. представило в таможенный орган заявления на условный выпуск компонентов ввезенного оборудования на бланках ГТД N N 34866625, 34866626, 34866627, 34866628, 34866629, 34866630 о ввозе компонентов оборудования дробильно-сортировочной установки.

Письмом от 11.08.2008 г. N 45-17/40 Карельская таможня отказала в принятии поданных заявлений со ссылкой на пункты 23, 44 приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации N 388 от 23.04.2001 г. Указанным приказом утверждена Инструкция о порядке классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов (далее - Инструкция N 388).

Общество, не согласившись с указанными действиями Карельской таможни, обратилось в арбитражный
суд.

Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 59 ТК РФ порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения (воздушный, морской (речной), железнодорожный и другие), категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства.

В силу пункта 22 Инструкции N 388 таможенное оформление машины и ее отдельных компонентов производится с применением особого порядка декларирования, который предусматривает условный выпуск отдельных партий компонентов машины в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления или в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны по письменному заявлению заинтересованного лица, с последующей подачей грузовой таможенной декларации с использованием комплектов бланка “Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация“.

Согласно пункту 23 Инструкции N 388 особый порядок
декларирования может применяться при соблюдении следующих условий:

а) условно выпускаемые компоненты машины не будут отчуждаться до выпуска всей машины в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления или таможенным режимом свободной таможенной зоны;

б) в отношении условно выпускаемых компонентов машины (за исключением случаев условного выпуска компонентов машины, помещаемых под таможенный режим свободной таможенной зоны) до или одновременно с принятием каждого заявления на условный выпуск будет обеспечена уплата таможенных платежей любым из способов, предусмотренных статьей 340 ТК РФ;

в) заинтересованное лицо должно по запросу таможенного органа представлять документы бухгалтерского и складского учета компонентов машины;

г) отсутствие у заинтересованного лица задолженности по уплате таможенных платежей и пеней по ним, процентов за предоставление отсрочки или рассрочки по этим платежам.

Заявление на условный выпуск подается в структурное подразделение контролирующей таможни или таможенного поста, в котором производится таможенное оформление. Одновременно с Заявлением на условный выпуск в структурное подразделение контролирующей таможни или на таможенный пост представляются, в частности, платежные документы, подтверждающие внесение суммы обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении условно выпускаемых товаров (пункт 44 Инструкции N 388).

Обеспечение уплаты таможенных платежей осуществляется путем внесения денежных средств на депозит таможенного органа либо представления банковской гарантии банка, включенного в реестр банков и иных кредитных учреждений, имеющих право выступать гарантами перед таможенными органами, до или одновременно с подачей в структурное подразделение контролирующей таможни или на таможенный пост каждого заявления на условный выпуск.

Суммы денежных средств, подлежащие внесению на депозит таможенного органа (суммы банковской гарантии), рассчитываются исходя из временной (условной) оценки партии компонентов машины, которые планируется условно выпускать по заявлению на условный выпуск. Временная (условная) оценка
рассчитывается на основе фактурной стоимости партии компонентов машины.

При этом сумма таможенных платежей рассчитывается исходя из ставок таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов за таможенное оформление, установленных в отношении машины, а также курсов иностранных валют, действующих на день принятия заявления на условный выпуск (пункт 47 Инструкции N 388).

Следовательно, сумма представляемого обеспечения находится в прямой зависимости от размера таможенных платежей, подлежащих уплате, которые рассчитываются исходя из установленных нормативными правовыми актами ввозных ставок и с учетом предоставленных в установленном порядке таможенных льгот.

В соответствии с частью 2 статьи 325 ТК РФ для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, соответствующие наименованию и классификации товаров в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации и Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно положениям раздела 16 Таможенного тарифа Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 г. N 718, ставка ввозной пошлины в отношении товаров, классифицируемых по коду 8474 20 900 0 ТН ВЭД России, составляет 0%.

Из материалов дела усматривается, что таможенный орган отказал Обществу в таможенном оформлении ввезенного товара вследствие непредставления им в установленном порядке обеспечения уплаты таможенных платежей.

В расчет обеспечения уплаты таможенных платежей Карельская таможня включила суммы НДС и сборы за таможенное оформление, то есть всего 3972475,85 руб., в том числе НДС - 3925975,85 руб. и сборы - 46500 руб.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации является объектом налогообложения НДС.

Перечень товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежит налогообложению НДС, установлен статьей 150 НК РФ. В данный перечень включено технологическое
оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “подпункта 7 пункта 3 Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации“ имеется в виду “подпункта 7 пункта 13 Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации“.

Ввоз оборудования, приобретенного Обществом, не подлежит налогообложению, поскольку соответствует требованиям подпункта 7 пункта 3 Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 07.02.2001 г. N 131, и входит в перечень технологического оборудования, составленного на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 г. N 718 “О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности“.

Доводы таможенного органа о том, что для оценки возможности применения Обществом льготы у нее отсутствовали необходимые документы, опровергаются материалами дела.

Обществом представлена копия описи документов к ранее поданным на таможенный пост заявлениям от 25.07.2008 г., из которой следует, что в распоряжении Карельской таможни, в числе прочих, имелись документы, подтверждающие, что ввозимое оборудование является вкладом в уставный капитал Общества; выписка из реестра акционеров, устав и учредительный договор ООО “БизнесСтрой“, устав Общества на 14.02.2005 г., изменения об увеличении уставного капитала за счет ввозимого оборудования, зарегистрированные налоговым органом 22.02.2008 г., соглашения к внешнеэкономическому контракту и т.п.

По смыслу пункта 7 статьи 150 НК РФ факт ввоза технологического оборудования является необходимым и достаточным условием для освобождения от
налогообложения.

В документе, видимо, допущен пропуск текста: исходя из смысла решения, имеется в виду “частью 2 статьи 14 Закона “Об акционерных обществах“.

Изменения, вносимые в учредительные документы Общества в связи с увеличением уставного капитала, подлежат государственной регистрации и в соответствии с частью 2 статьи 14 Закона приобретают силу для третьих лиц с момента такой регистрации.

С момента государственной регистрации изменения (22.02.2008 г.) в учредительных документах Общества приобрели юридическую силу и для таможенного органа.

То что, технологическое оборудование (дробильная установка) является имуществом, вносимым в оплату акций при увеличении уставного капитала, Карельской таможней не оспаривается и не опровергается. Следовательно, Обществом выполнены условия, с которыми законодательство связывает право лица на применение соответствующей льготы.

Поскольку у Общества отсутствует обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов ввиду наличия льготы по уплате таможенных платежей (в форме полного освобождения от их уплаты), то в части налога и пошлины отсутствует и предмет обеспечения.

Доказательства наличия у Карельской таможни оснований полагать, что в случае нецелевого использования условно выпущенных товаров обязанность по уплате таможенной пошлины Обществом не будет выполнена, таможенным органом, в нарушение положений статей 65, 200 АПК РФ не представлены.

В соответствии со статьей 357.1 ТК РФ к таможенным сборам относятся, в том числе, таможенные сборы за таможенное оформление.

Плательщиками таможенных сборов являются декларанты и иные лица, на которых ТК РФ возложена обязанность уплачивать таможенные сборы (пункт 1 статьи 357.5 ТК РФ). Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ таможенные сборы уплачиваются при декларировании товаров.

Пунктом 1 статьи 357.9 ТК РФ предусмотрены случаи освобождения от уплаты сборов за таможенное оформление товаров, под которые обстоятельства данного спора не попадают.

В судебном заседании установлено, что платежным поручением N 929 от 18.03.2008 г. Общество уплатило обеспечение таможенных сборов за таможенное оформление, о чем в соответствии с требованием Инструкции сделало запись в графе N 47, вид платежа - 98, сумму обеспечения, способ - БН. Сумма обеспечения совпадает с суммой, указанной Карельской таможней. Данное обстоятельство Карельской таможней не оспаривается.

Поскольку Общество представило в установленном порядке обеспечение уплаты таможенных платежей, отказ Карельской таможни в принятии заявлений на бланках грузовой таможенной декларации N N 34866625, 34866626, 34866627, 34866628, 34866629, 34866630 является не обоснованным.

При таких обстоятельствах заявленное ОАО “Грань“ требование подлежит удовлетворению.

В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные заявителем в связи с уплатой государственной пошлины, подлежат взысканию с ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

решил:

1. Заявление Открытого акционерного общества “Грань“ удовлетворить полностью. Признать недействительным как не соответствующий Таможенному кодексу Российской Федерации отказ Карельской таможни в принятии грузовых таможенных деклараций, выраженный в письме от 11.08.2008 года N 45-17/40.

2. Судебные расходы отнести на ответчика. Взыскать с Карельской таможни в пользу Открытого акционерного общества “Грань“ 2000 рублей - судебные расходы, понесенные в связи с уплатой государственной пошлины.

3. Решение подлежит исполнению после вступления в законную силу.

4. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект 50-52);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).

Судья

ЦВЕТКОВА Е.Л.