Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.03.2009 по делу N А60-4086/2009-С9 Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим решения Думы Малышевского городского округа Свердловской области от 13.11.2008 N 94 “Об установлении ставок платы за жилое помещение в Малышевском городском округе на 2009 год“.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 16 марта 2009 г. по делу N А60-4086/2009-С9

Резолютивная часть решения объявлена 13 марта 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 16 марта 2009 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи С.В. Плюсниной, судей С.П. Воронина, Г.В. Морозовой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.Е. Максутовой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Асбестовского муниципального унитарного предприятия “Жилищно-коммунальное хозяйство“

к Думе Малышевского городского округа

третье лицо: Региональная энергетическая комиссия Свердловской области

о признании недействующим решения,

при участии в судебном заседании

от заявителя: Попова Л.Н., представитель по доверенности от 09.02.09

Белова П.А., представитель по доверенности от 09.02.09

от заинтересованного лица: Беда В.И., представитель по доверенности
от 05.03.09

от третьего лица: Соболь М.Б., представитель по доверенности от 11.01.09

Объявлен состав суда. Лицам, участвующим в деле, процессуальные права, (в том числе право на отвод) и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

По ходатайству сторон к материалам дела приобщены дополнительные документы.

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 10.03.2009 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Региональная энергетическая комиссия Свердловской области.

Асбестовское муниципальное унитарное предприятие “Жилищно-коммунальное хозяйство“ (далее по тексту - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействующим решения Думы Малышевского городского округа четвертого созыва от 13.11.2008 N 94 “Об установлении ставок платы за жилое помещение в Малышевском городском округе на 2009 год“.

Мотивируя заявленные требования, предприятие ссылается на то, что данный нормативный правовой акт не соответствует пунктам 1, 3 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2005 г. N 184-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“, поскольку ставки платы для граждан на 2009 г. за пользование жилым помещением (платы за наем) по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; на содержание и ремонт жилого помещения, сбор и вывоз жидких и твердых бытовых отходов, уборку придомовой территории установлены Думой Малышевского городского округа четвертого созыва в размерах, действовавших в 2008 году без применения индекса, определенного Постановлением Региональной энергетической комиссии от 20.08.2008 года N 103-ПК “Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям
в Свердловской области на 2009 год“.

Заинтересованное лицо требования заявителя не признает, ссылаясь на непредставление производственной программы и расчетов в подтверждение необходимости увеличения тарифов на жилищные услуги.

Представитель Региональной энергетической комиссии по Свердловской области пояснил, что считает требования заявителя необоснованными и неподлежащими удовлетворению, поскольку, по мнению третьего лица, представительный орган местного самоуправления, устанавливая размер ставки по жилищным услугам ниже предельного максимального индекса, утвержденного постановлением РЭК Свердловской области по данному муниципальному образованию, действовал в предела предоставленных действующим законодательством полномочиях. Кроме того, РЭК Свердловской области полагает, что заявителем не доказано нарушение оспариваемым актом его прав и законных интересов.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

установил:

решением Думы Малышевского городского округа 4 созыва от 13.11.2008 г. N 94 “Об установлении ставок платы за жилое помещение в Малышевском городском округе на 2009 год“ с 01.01.2009 г. утверждены ставки платы за пользование жилым помещением (платы за наем) по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; за содержание и ремонт жилого помещения, сбор и вывоз жидких и твердых бытовых отходов, уборку придомовой территории.

Данный нормативный акт опубликован в еженедельнике “Малышевская газета“ N 48 от 28.11.2008 г.

Полагая, что указанный нормативный акт не соответствует п. 1, п. 3 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2005 г. N 184-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“, а также нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку установленные тарифы не обеспечивают возмещение понесенных затрат, связанных с оказанием услуг по содержанию общего имущества
в многоквартирных домах, Асбестовское муниципальное унитарное предприятие “Жилищно-коммунальное хозяйство“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного акта недействующим.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 7 от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно ст. 78 названного Закона решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Таким образом, указанными нормами установлено, что к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы организаций или граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Решение Думы Малышевского городского округа 4 созыва от 13.11.2008 N
94 “Об установлении ставок платы за жилое помещение в Малышевском городском округе на 2009 год“ в части установления ставок платы за пользование жилым помещением (платы за наем) по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; за содержание и ремонт жилого помещения, сбор и вывоз жидких и твердых бытовых отходов, уборку придомовой территории является нормативным правовым актом, затрагивающим права и законные интересы юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, данный спор подведомствен арбитражному суду.

Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В статье 23 Устава Малышевского городского округа, утвержденного решением Думы Муниципального образования поселок Малышева от 21.06.2005 N 83, предусмотрено отнесение к компетенции Думы кроме прямо названных в Уставе и иных полномочий, которые установлены федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними Уставом Свердловской области, законами Свердловской области и настоящим Уставом.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим
Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Жилищном кодексе РФ пункт 11 части 4 статьи 4 отсутствует, имеется в виду пункт 11 части 1.

Согласно п. 11 ч. 4 ст. 4 Жилищного кодекса РФ к предмету регулирования жилищного законодательства относятся, в том числе, правоотношения, возникающие в сфере внесения платы за жилое помещение.

На основании подп. 4 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ органы местного самоуправления наделены полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями.

Проанализировав вышеизложенные нормы, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение от 13.11.2008 N 94, которым установлены ставки платы за жилое помещение в соответствующем муниципальном образовании на 2009 год в отношении АМУП “ЖКХ“, принято Думой Малышевского городского округа 4-го созыва в пределах предоставленных действующим законодательством полномочий.

Согласно ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующей структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, плата за жилое помещение для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда. Для собственников помещения в многоквартирном доме, которые не приняли
решение о выборе способа управления многоквартирным домом, плата за содержание и ремонт жилого помещения включает плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

В силу ч. 7 - 11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

В силу п. 1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающим содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Пунктом 3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ определено, что размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления

Статьей 6 Федерального закона N 184-ФЗ от 26.12.2005 г. “О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ и некоторые законодательные акты Российской Федерации“ установлено, что размер платы граждан за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом или если
принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, и размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные ст. ст. 156 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с данной статьей.

Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 08.02.2007 N 288-О-П, N 291-О-П указано на недопустимость превышения максимального индекса, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок по субъекту Российской Федерации, при определении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации максимального индекса по муниципальному образованию, если иное прямо не предусмотрено законодательством.

Пунктом 2 ст. 6 Федерального закона N 184-ФЗ от 26.12.2005 г. установлено, что предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги и затрат на содержание и ремонт жилья и затрат на оказание коммунальных услуг.

Предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2009 год установлены постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 20.08.2008 года N 103-ПК “Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2009 год“. В соответствии с данным постановлением предельный индекс изменения размера платы граждан за жилое помещение по Малышевскому городскому округу на 2009 г. составляет 127,0%.

Согласно названному постановлению РЭК
плата за жилое помещение включает в себя:

1) для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, плату за пользование жилым помещением (плата за наем) и плату за содержание и ремонт жилого помещения;

2) для собственников помещения в многоквартирном доме, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, плату за капитальный ремонт жилого помещения и плату за содержание и ремонт жилого помещения.

Предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг.

На основании Постановления РЭК Свердловской области от 20.08.2008 года N 103-ПК Думой Малышевского городского округа 4-го созыва принято оспариваемое решение от 13.11.2008 N 94, которым установлена ставка за пользование жилым помещением (плата за наем) по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда в размерах, действовавших в 2008 году без применения индекса, определенного Постановлением Региональной энергетической комиссии от 20.08.2008 года N 103-ПК.

Таким образом, размер платы по жилищным услугам, установленный Думой на 2009 год, по сравнению с предшествующим годом не повысился, и индекс изменения размера названной платы составил 100%.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица пояснил, что Дума приняла решение об установлении размера платы для граждан за жилищные услуги на 2009 Ф.И.О. предшествующего года в связи с непредставлением заявителем (Асбестовским муниципальным унитарным предприятием “ЖКХ“) документов в обоснование необходимости повышения размера платы.

Ссылки заявителя на несоответствие установленного размера платы за пользование жилым помещением предельному индексу, установленному постановлением РЭК Свердловской области от 20.08.2008
N 103-ПК и, как следствие, несоответствие оспариваемого нормативного акта п. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ, судом не принимаются, как основанные на неверном толковании закона.

Пунктом 1.1 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ определено понятие предельных минимальных и (или) максимальных индексов, под которыми понимаются устанавливаемые по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы минимально и (или) максимально возможного изменения размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года.

Постановлением РЭК Свердловской области от 20.08.2008 г. N 103-ПК утверждены предельные максимальные индексы по каждому муниципальному образованию в Свердловской области на 2009 год.

Поскольку в ст. 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ отсутствует запрет на установление органом местного самоуправления индекса изменения размера платы за жилищные услуги ниже, чем размер соответствующего предельного максимального индекса, определенного уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ (РЭК Свердловской области), действия Думы Малышевского городского округа по установлению размера платы за жилищные Ф.И.О. предыдущего года с применением индекса 100% соответствуют требованиям действующего законодательства.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение от 13.11.2008 N 94 принято Думой Малышевского городского округа четвертого созыва в пределах предоставленных действующим законодательством органом местного самоуправления полномочий, в связи с чем, довод заявителя о несоответствии решения п. 1, 3 ст. 156 ЖК РФ судом отклоняется.

Поскольку решение об утверждении оспариваемого размера ставки платы за пользование жилым помещением (плата за наем) по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда принято компетентным органом, размер ставки установлен в пределах, определенных Постановлением РЭК Свердловской области от 20.08.2008 года N 103-ПК, суд не усматривает нарушения оспариваемым актом каких-либо прав и интересов заявителя.

Исходя из содержания ст. 65 АПК РФ, предусматривающей обязанность лица, участвующего в дела доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, применительно к рассматриваемому спору заявитель по делу должен доказать нарушение прав и законных интересов оспариваемым решением. Вместе с тем доказательств, что установленная ставка платы для граждан за оказание жилищных услуг не обеспечит стоимость расходов, которые истец должен произвести на содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства, суду не представлено.

По смыслу п. 1 ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы граждан за жилое помещение, устанавливаемый компетентным органом, должен обеспечивать компенсацию расходов по содержанию жилого фонда.

Таким образом, права заявителя могут быть реализованы путем обращения в течение текущего финансового года в Думу Малышевского городского округа с заявлением о необходимости повышения установленного тарифа с приложением соответствующих расчетов.

Исходя из положений ст. 192, п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 193 АПК РФ для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим суд должен установить наличие двух условий в совокупности: несоответствие оспариваемого нормативного правового акта или отдельного его положения закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и наличие установленного судом нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поскольку, как было отмечено выше, оспариваемое решение Думы Малышевского городского округа 4-го созыва от 13.11.2008 N 94 соответствует п.п. 1, 3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ, ст. 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ, и нарушения названным нормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности судом не установлено, оснований для удовлетворения требований заявителя о признании решения Думы Малышевского городского округа от 13.11.2008 N 194 недействующим не имеется.

Ссылка заинтересованного лица на регулирование спорных отношений нормами Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ судом не принимается как основанная на ошибочном толковании закона.

Сфера применения названного закона прямо прописана в ст. 1, согласно которой в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат регулированию:

1) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;

2) тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры;

3) тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;

4) надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;

5) надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В рассматриваемом случае спор касается установления ставок платы за жилое помещение. Указанные правоотношения регулируются нормами ст. 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ во взаимосвязи со статьями 156 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать Решение Думы Малышевского городского округа 4 созыва “Об установлении ставок платы за жилое помещение в Малышевском городском округе на 2009 год“ от 13.11.2009 г. N 94 соответствующим Федеральному закону “О внесении изменений в федеральный закон “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ и некоторые законодательные акты Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. N 184-ФЗ, пунктам 1, 3 статьи 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

В удовлетворении заявления Асбестовского муниципального унитарного предприятия “Жилищно-коммунальное хозяйство“ отказать.

Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия (изготовления в полном объеме).

Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

ПЛЮСНИНА С.В.

Судьи

ВОРОНИН С.П.

МОРОЗОВА Г.В.