Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.06.2009 по делу N А26-2105/2009 Требование о признании недействительным приказа и предписания Министерства финансов РК удовлетворено, поскольку, сделав вывод о том, что расходование средств на мероприятия по проведению городской командной олимпиады по информатике не относится к расходным обязательствам РК и является нецелевым использованием средств бюджета РК, Министерство не указало, каким правовым основаниям их получения данные расходы не соответствуют.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 8 июня 2009 г. по делу N А26-2105/2009

Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2009 года. Полный текст решения изготовлен 08 июня 2009 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе: судьи Шатиной Г.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пасаманик Н.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Петрозаводского городского округа

к Министерству финансов Республики Карелия

о признании недействительным приказа N 361 от 12/12/2008 и предписания, являющегося приложением N 1 к приказу

к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено муниципальное общеобразовательное учреждение “Лицей N 40“

при участии:

от заявителя - Карповой Ж.В., Мирошник И.Ю. (доверенности
в деле),

от ответчика - Пахоменко Р.В., Борисовой Н.Н. (доверенности в деле),

от третьего лица - не явился, уведомил о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя;

установил:

Администрация Петрозаводского городского округа (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству финансов Республики Карелия о признании недействительными, как не соответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации, приказа от 12.12.2008 N 361 “О направлении предписаний“ и Предписания, являющегося приложением N 1 к приказу от 12.12.2008 N 361.

По мнению Администрации, Министерство финансов превысило полномочия в области бюджетных отношений при установлении такой меры ответственности как возврат в бюджет республики денежных средств в связи с нецелевым использованием. Кроме того, спорные денежные средства были получены в 2006 году на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) и использованы на оплату мероприятий по проведению городской командной олимпиады по информатике. В связи с чем полагает, что выводы Министерства о нецелевом использовании данных средств являются ошибочными.

Ответчик, Министерство финансов Республики Карелия, заявление отклоняет, считая оспариваемые акты законными.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, муниципальное общеобразовательное учреждение “Лицей N 40“, правовую позицию по данному вопросу не высказало.

Выслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела и исследовав имеющиеся доказательства,
суд находит заявление Администрации подлежащим удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Министерством финансов Республики Карелия проведена проверка исполнения бюджета Петрозаводским городским округом за 2006-2007 годы, в том числе проверка отдельных вопросов деятельности муниципального общеобразовательного учреждения “Лицей N 40“. В ходе проверки было установлено, что на основании приказа Управления образования Администрации г. Петрозаводска от 02.11.2006 N 379 по статье 290 “Прочие расходы“ произведены расходы на мероприятия по проведению городской командной олимпиады по информатике в сумме 27 572, 60 руб., в том числе 7 084, 40 руб. - на приобретение призов, 2 515, 60 руб. - на канцелярские товары, 12 700 руб. - на выплату заработной платы 4 членам жюри, согласно трудовым соглашениям, 5277, 60 руб. - на перечисления во внебюджетные фонды от начисленной зарплаты членам жюри.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “...МУО...“ имеется в виду “...МОУ...“.

Министерство посчитало, что поскольку в Уставе МУО “Лицей N 40“ отсутствуют полномочия учреждения по организации и проведению городских научно-практических конференций, семинаров, предметных олимпиад и конкурсов учащихся, такие полномочия возложены на муниципальное учреждение “Центр развития образования“, то данные расходы, произведенные по смете МОУ “Лицей N 40“, были расценены как нецелевые.

Указанный факт нашел отражение в акте проверки от 31.03.2008 N 07-14/36-08 (том 1, л.д. 92-108). По результатам проверки Министерство издало приказ от 12.12.2008 N 361 о направлении в адрес Администрации предписаний (том 1, л.д. 16) и предписание с указанием произвести возврат в бюджет Республики Карелии 27 572, 60 руб., являющееся приложением N 1 к названному приказу (том 1, л.д. 17-18).

Не согласившись с приказом и предписанием, Администрация обратилась в
арбитражный суд.

Согласно статье 289 Бюджетного кодекса нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основаниям их получения.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Под государственными гарантиями
общедоступности и бесплатности понимается создание системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования (пункт 2 статьи 5 Закона Российской Федерации “Об образовании“). К таким условиям относится и обязанность предусмотреть в бюджете субъекта Федерации на текущий год расходы по обеспечению государственных гарантий прав каждого гражданина в области образования (подпункт 2.1 статьи 28 Закона Российской Федерации “Об образовании“).

Доведение указанных средств до образовательных учреждений происходит в виде субвенций, выделяемых субъектами Федерации местным бюджетам, в части финансирования следующих расходов:

- оплата труда работников общеобразовательных учреждений;

- учебные пособия;

- технические средства обучения;

- расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов).

В соответствии со статьей 3 Закона Республики Карелия от 29.04.2005 N 874-ЗРК “Об образовании“ к расходным обязательствам Республики Карелия в области образования относятся, в том числе расходы на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходы на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами Республики Карелия.

Таким образом, указанная норма четко определяет цель и состав расходов, на которые могут быть потрачены бюджетные средства.

Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ установлено, что под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека,
общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

В Порядке проведения олимпиад школьников, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.10.2007 N 285 указано, что основными целями олимпиад является выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, распространение и популяризация научных знаний среди молодежи.

Информатика входит в перечень общеобразовательных предметов в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.2004 N 1089 “Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования“.

Ответчиком не приведено убедительных доводов относительно того, что проведение городской олимпиады школьников по информатике никаким образом не связано с образовательным процессом.

Как следует из материалов дела, 02.11.2006 Управление образования Комитета по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта Администрации города Петрозаводска издало приказ N 379 о проведении городской командной олимпиады по информатике на базе муниципального образовательного учреждения “Лицей N 40“ (том 1, л.д. 68) с учетом информационно-коммуникационных ресурсов, достаточных для организации соревнований по программированию. Данным приказом опровергаются доводы ответчика о том, что именно лицей являлся организатором по проведению олимпиады.

Согласно пункту 2.1.1 Устава муниципального общеобразовательного учреждения “Лицей N 40“, утвержденного постановлением Главы Петрозаводского городского округа от 28.10.2008 N 2835, одним из целей деятельности этого учреждения указана реализация гарантированного государством права граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.

Следовательно, принцип адресности бюджетных средств не нарушен.

В
рамках проведения олимпиады было приобретено призов для победителей на сумму 7 084, 40 руб., канцелярских товаров - 2 515, 60 руб., расходы по выплате заработной платы 4 членам жюри составили 12 700 руб., перечисление во внебюджетные фонды от начисленной заработной платы членам жюри составили 5 277, 60 руб., всего 27 572, 60 руб.

В соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2005 N 152н “Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации“, действовавшем в проверенный период, Администрация данные расходы отнесла на статью 290 “Прочие расходы“.

Сделав вывод о том, что расходование средств на мероприятия по проведению городской командной олимпиады по информатике не относится к расходным обязательствам Республики Карелия и является нецелевым использованием средств бюджета Республики Карелия, Министерство не указало каким правовым основаниям их получения данные расходы не соответствуют, в то время как материалы дела опровергают указанные выводы.

Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия издало приказ от 19.04.2006 N 535 “Об установлении Примерного перечня расходов, производимых за счет средств субвенций из регионального фонда компенсаций бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Карелия на финансовое обеспечение реализации основных общеобразовательных программ“ (том 2, л.д. 9-11). Так, в Примерном перечне указано, что расходование средств субвенции осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно, в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы образования в конкретном муниципальном образовании и Перечень является примерным для отнесения расходов и определения целевого использования бюджетами муниципальных районов и городских округов средств субвенции.

В материалы дела Администрацией представлен план работы Управления образования Комитета по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры
и спорта на 2006 год, в котором предусмотрено проведение городских предметных олимпиад при взаимодействии с Минобразования Карелия.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).

Поскольку ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении Администрацией требований статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, заявление подлежит удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 5 Положения о Министерства финансов Республики Карелия, утвержденного Указом Главы Республики Карелия от 28.11.2005 N 90, Министерство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право направлять в организации, в которых осуществлялось проведение проверок исполнения бюджета Республики Карелия, использования бюджетных средств, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (т. 1, л.д. 89), в связи с чем доводы Администрации о превышении Министерство полномочий в части выдачи предписаний, судом отклоняются.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявление Администрации Петрозаводского городского округа удовлетворить.

Признать недействительными, как не соответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации, приказ Министерства финансов Республики Карелия от 12.12.2008 N 361 “О направлении предписаний“ и предписание от 12.12.2008, являющееся приложением N 1 к приказу Министерства финансов Республики Карелия N 361.

2. Обязать Министерство финансов Республики Карелия устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Администрации Петрозаводского городского округа.

3. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Судья

Г.Г.ШАТИНА