Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.03.2009 по делу N А60-38624/2008-С11 В удовлетворении требований о признании права собственности на земли сельскохозяйственного назначения отказано, поскольку администрация округа и земельный комитет являются ненадлежащими ответчиками, а также истец не представил доказательств того, что он является собственником земель.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 6 марта 2009 г. по делу N А60-38624/2008-С11

Резолютивная часть решения объявлена 05 марта 2009 года

Полный текст решения изготовлен 06 марта 2009 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Т.С. Самойлова при ведении протокола судебного заседания судьей Т.С. Самойловой, рассмотрел в судебном заседании дело

по иску СХПК “Каргинский“ в лице конкурсного управляющего Семенова В.М.

к Администрация Ачитского городского округа, Земельный комитет (территориальный отдел 16)

о признании права собственности

при участии в судебном заседании:

от истца Круглова А.Н., представитель по доверенности от 17.10.2008 г.,

от ответчика: Администрация МО “Ачитский район“ - Пономарева В.А., доверенность N 1425 от 23.07.2008 г., территориальный отдел N 16
Управления Роснедвижимости по Свердловской области - Стахеева З.Н., доверенность б/н от 11.01.2009 г.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Истец - СХПК “Каргинский“ в лице конкурсного управляющего Семенова В.М. обратился в арбитражный суд с иском к ответчикам - Администрации МО “Ачитский район“, Земельному комитету (территориальному отделу N 16) о признании права собственности на земли сельскохозяйственного назначения в размере 7 597 гектар, расположенные в с. Карги Ачитского района Свердловской области, за СХПК “Каргинский“.

Ссылается на ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 129 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“, ст. 9 ФЗ “О производственных кооперативах“.

Указал, что согласно свидетельству N 252 от 23.06.1993 г. в собственности СПК “Каргинский“ находились земли сельскохозяйственного назначения в размере 7597 га для ведения сельского хозяйства. Плательщиком земельного налога с момента организации кооператива согласно ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации является СХПК “Каргинский“. Иных плательщиков в соответствии с п.п. 1, 2 ст. 392 Налогового кодекса Российской Федерации не имеется.

Ответчик Администрация МО “Ачитский район“ с иском не согласен, полагает, что является ненадлежащим ответчиком по делу.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 6 Земельного кодекса РСФСР, а не Земельного кодекса Российской Федерации.

Ответчик Земельный комитет (Территориальный отдел N 16-2 Управления Роснедвижимости по Свердловской области) с иском не согласен. Указал на следующие обстоятельства: согласно ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земля совхозам передавалась в бессрочное (постоянное) пользование, а в
случае преобразования в коллективное сельскохозяйственное предприятие могла передаваться в коллективную собственность (совместную или долевую) по решению коллектива.

На основании указа Президента N 323 от 27.12.1991 г., постановлений Правительства Российской Федерации N 86 от 29.12.1991 г. и N 708 от 04.09.1992 г. были проведены работы по составлению проектов землеустройства (перераспределения) земель по всем совхозам. Согласно проекту землеустройства (перераспределения земель) совхоза “Каргинский“ последнему передавались земли 4373 га сельскохозяйственных угодий, прочих угодий 3224 га и было выдано свидетельство N 252 от 23.06.1993 г., где указан вид предоставления земли в собственности 7597 га.

После принятия Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 г. N 1767 началась подготовка документов, удостоверяющих право собственности каждого члена-пайщика на земельную долю. В связи с чем, в свидетельстве о праве собственности на землю, выданном СПК “Каргинский“ указано 4373 га в общей долевой собственности. Первое свидетельство не изъяли, а выдали СПК “Каргинский“ свидетельство за тем же номером и датой с данными об общей долевой собственностью 4373 га и о постоянном пользовании 3224 га.

После издания Указа Президента Российской Федерации N 337 от 07.03.1996 г. были выданы свидетельства на земельную долю собственникам в количестве 546. Документов, подтверждающих внесение земельных долей в уставный капитал предприятия в комитете не имеется.

Первоначально выданное свидетельство о праве собственности на всю площадь 7597 га полагает недействительным, т.к. передаче в собственность бесплатно не подлежали прочие угодья. Указал, что данное свидетельство не было изъято, так как руководитель кооператива его не представил, поэтому выдано той же датой другое свидетельство с иным законным видом предоставления земель.

Рассмотрев материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

установил:

определением Арбитражного
суда Свердловской области от 18.05.2007 в отношении СХПК “Каргинский“ введена процедура наблюдения, временным управляющим назначен Семенов В.М.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.11.2007 в отношении СПК “Каргинский“ открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Семенов В.М.

Определением от 11.12.2008 г. срок процедуры конкурсного производства в отношении должника продлен до 15.05.2009 г.

Как следует из материалов дела, 23.06.1993 г. истцу выдано свидетельство о праве собственности на землю, согласно которому у истца в общей долевой собственности находится - 4373 га, в том числе 4373 га с/х угодий, из них 4089 га пашни, 62 га сенокосов, 222 пастбищ, также в постоянном пользовании 3224 га прочих угодий.

Также имеется свидетельство, выданное 23.06.1993 г. СПК “Каргинский“ о праве собственности на землю 7597 га, в том числе 4373 га с/х угодий, из них 4089 га пашни, 62 га сенокосов, 222 га пастбищ, также прочих угодий 3224 га.

Истец - СХПК “Каргинский“ - полагая свои права нарушенными ответчиками Администрацией МО “Ачитский район“ и Земельным комитетом (Территориальный отдел N 16-2 Управления Роснедвижимости по Свердловской области), обратился в арбитражный суд с иском о признании права собственности за СХПК “Каргинский“ на земли сельскохозяйственного назначения в размере 7 597 гектар, расположенные в с. Карги Ачитского района Свердловской области. С учетом определений суда от 12.12.2008 г., 20.01.2009 г. о уточнении требований к каждому ответчику со ссылкой на закон, истец указал вышеназванных ответчиков.

Суд полагает иск не подлежащим удовлетворению, исходя из того, что Администрация МО “Ачитский район“ и Земельный комитет (Территориальный отдел N 16-2 Управления Роснедвижимости по Свердловской области) являются ненадлежащими ответчиками, так как не нарушают права истца
на спорный земельный участок.

Данный довод истец никак не опровергает.

Кроме того, суд также отмечает, что доказательств, подтверждающих право собственности СХПК “Каргинский“ на спорный земельный участок не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела усматривается, что СХПК “Каргинский“ создан при реорганизации совхоза “Каргинский“ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 708 от 04.09.1992 г. “О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса“.

В соответствии с Указом N 323 коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, предлагалось до 1 марта 1992 г. принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР.

Согласно ст. 6 Земельного кодекса РСФСР совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям земля, находящаяся в государственной собственности, передавалась в бессрочное (постоянное) пользование; в случаях же преобразования этих предприятий в акционерные общества или кооперативные сельскохозяйственные предприятия земля по решению их коллективов могла передавать в коллективную собственность (совместную или долевую).

Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации утверждены и разосланы письмом от 27.02.1992 г. N 3-14/468 Рекомендации по проведению землеустроительных работ при реорганизации колхозов и совхозов, осуществляемой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 323 и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 г. N 86. В Рекомендациях определен состав землеустроительных работ, выполняемых специалистами комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам и проектных землеустроительных организаций, участвующих в работе внутрихозяйственных комиссий по приватизации земель и реорганизации колхозов и совхозов.

В целях подготовки предложений органам местной администрации для принятия решений по предоставлению
земель в собственность, аренду и обоснования перераспределения земель в ходе реорганизации минхозов и совхозов разрабатываются проекты землеустройства (перераспределения земель) колхозов и совхозов.

Основными задачами проекта являются разграничение земель, находящихся в постоянном пользовании колхозов и совхозов, с установлением площадей и местоположения земельных массивов, подлежащих передаче гражданам в частную и коллективно-долевую собственность бесплатно и остающихся в государственной собственности. В проекте разрабатываются предложения по дальнейшему использованию земель, остающихся в государственной собственности, с установлением площадей и местоположения земельных участков, рекомендуемых для продажи или передачи в аренду (с правом последующего выкупа) членам коллективов, выходящим из реорганизуемого колхоза (совхоза) с целью создания крестьянских (фермерских) хозяйств, другим работникам этих хозяйств, объединяющихся в производственные кооперативы, товарищества, акционерные общества, а также по передаче и продаже земель по нормативной цене (или на аукционах) другим гражданам и юридическим лицам. Одновременно разрабатываются предложения по формированию и размещению (с установлением границ) землепользований вновь создаваемых организационно-правовых формирований.

Основой для разработки проектов являются решения общих собраний коллективов колхозов и совхозов о порядке их реорганизации и выборе форм собственности на землю, предложения внутрихозяйственных комиссий и пожелания членов трудовых коллективов реорганизуемых хозяйств о форме использования своего земельного пая.

При разработке проекта используются материалы ранее проведенных работ по составлению схем землеустройства административных районов (в том числе и подготовительные работы), передаче земель в ведение сельских (поселковых) Советов народных депутатов, формированию специального фонда перераспределения земель, общей и внутрихозяйственной оценке земель, проекты внутрихозяйственного землеустройства, мелиорации, защиты почв от эрозии и охране природы, почвенного, геоботанического и других обследований, земельно-учетные данные и архитектурно-планировочная документация, материалы геологических изысканий и лесоустройства, планово-картографические материалы по хозяйству и административному району.

Разделу
на земельные паи подлежат все сельскохозяйственные угодья колхоза (совхоза), за исключением земельных участков: ранее отобранных и по решениям соответствующих местных органов власти включенных в специальный фонд земель для последующего перераспределения; переданных в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов; используемых хозяйством на условиях аренды; используемых сортоучастками для испытания новых сортов сельскохозяйственных культур.

Истец не представил доказательств того, что в установленном законодательством порядке стал собственником земель площадью 7597 га.

В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие принятие решения общим собранием коллектива совхоза о выборе форм собственности на землю (протокола собрания), в деле отсутствуют доказательства того, что в качестве учредительного взноса каждый учредитель внес земельный пай.

Между тем из учредительного договора участников сельскохозяйственного производственного кооператива “Каргинский“ от 27.11.1992 г. следует, что граждане Российской Федерации перечисленные в перечне приложении к настоящему договору заключили договор о создании сельхозпредприятия с коллективно-долевой формой собственности “Каргинский“, именуемое в дальнейшем “Кооператив“, путем передачи ему в качестве учредительного взноса имущественных и земельных паев каждого учредителя. То есть в данном документе фактически идет речь о коллективно-долевой собственности кооператива на земельные участки (в установленном и вышеназванном порядке).

Каких-либо документов о том, что спорный земельный участок передан в собственность СХПК “Каргинский“ не имеется (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, и первостепенно то, что требования истца заявлены к ответчикам которые никак не нарушают права истца на спорный земельный участок, суд полагает в иске отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

2. Взыскать с СХПК “Каргинский“ в доход федерального бюджета 2000 руб. -
государственная пошлина.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

САМОЙЛОВА Т.С.