Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.03.2009 по делу N А60-38533/2008-С6 Из содержания пункта 3 статьи 46 НК РФ следует, что указанный в нем срок для взыскания налоговых платежей во внесудебном порядке включает и срок направления инкассовых поручений в банк, в связи с чем налоговый орган не вправе направлять инкассовые поручения в банк после истечения названного срока, в том числе и после возвращения банком инкассовых поручений в связи с закрытием налогоплательщиком банковских счетов или при открытии налогоплательщиком новых банковских счетов.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 3 марта 2009 г. по делу N А60-38533/2008-С6

Резолютивная часть решения объявлена 26 февраля 2009 года

Полный текст решения изготовлен 03 марта 2009 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи А.В. Кириченко при ведении протокола судебного заседания судьей А.В. Кириченко рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия “Свердловскавтодор“

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области

о признании незаконными действий налогового органа,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Е.М. Чернакова, представитель по доверенности от 29.12.2008 N 110-963,

от заинтересованного лица - Е.В. Белоногова, представитель по доверенности от 23.02.2008 N 04-32.

Лицам, участвующим в деле,
процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Федеральное государственное унитарное предприятие “Свердловскавтодор“ (далее по тексту - ФГУП “Свердловскавтодор“) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области (далее по тексту - налоговый орган, инспекция), выразившихся в отказе зачесть сумму излишне взысканной пени в счет предстоящих платежей по единому социальному налогу, зачисляемому в ТФОМС, и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав налогоплательщика путем зачета излишне взысканной суммы 1974928 рублей 29 копеек в счет предстоящих платежей по единому социальному налогу, зачисляемому в ТФОМС.

Заинтересованным лицом представлен отзыв с возражениями на заявленные требования.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

22.12.2003 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области в адрес ФГУП “Свердловскавтодор“ было выставлено требование N 564 об уплате налога. Согласно данному требованию предприятию предлагалось погасить, в том числе, задолженность по пени в размере 1974928 рублей 29 копеек, начисленной за несвоевременную уплату единого социального налога, зачисляемого в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

В связи с неисполнением требования N 564 в добровольном порядке налоговым органом было принято решение от 12.01.2004 N 19 о взыскании пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках, вследствие чего к расчетному счету было предъявлено инкассовое поручение от 12.01.2004 N 80. Указанное инкассовое поручение было возвращено без исполнения в налоговый орган 26.04.2004 в связи с закрытием расчетного счета.

17.05.2004 и 07.06.2006 были вновь выставлены инкассовые поручения N 852 и N 648 соответственно, которые также были возвращены без исполнения ввиду закрытия расчетных счетов. Мер по взысканию спорной пени
за счет иного имущества налогоплательщика не принималось.

Следующее инкассовое поручение от 28.07.2008 N 249, перевыставленное инспекцией в Уральский банк Сбербанка РФ, было исполнено в полном объеме, вследствие чего с расчетного счета ФГУП “Свердловскавтодор“ в бесспорном порядке была взыскана сумма пени в размере 1974928 рублей 29 копеек, начисленная за несвоевременную уплату единого социального налога, зачисляемого в ТФОМС.

Полагая, что списание по инкассовому поручению от 28.07.2008 N 249 денежных средств в сумме 1974928 рублей 29 копеек на основании требования от 22.12.2003 N 564 произведено неправомерно, ФГУП “Свердловскавтодор“ обратилось в налоговый орган с заявлением от 12.08.2008 N 1978/520 о зачете необоснованно взысканных сумм пени в сумме 1974928 рублей 29 копеек в счет предстоящих платежей по ЕСН в ТФОМС.

Письмом от 05.09.2008 N 06-22/8399 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области отказала заявителю в зачете пеней в размере 1974928 рублей 29 копеек в счет предстоящих платежей по ЕСН в ТФОМС, сославшись на правомерность взыскания данной суммы по инкассовому поручению от 28.07.2008 N 249, а также на наличие задолженности по пени по ЕСН в ТФОМС в сумме 5171615 рублей 91 копейки.

Считая действия налогового органа, выразившиеся в отказе зачесть излишне взысканные пени по ЕСН в ТФОМС в сумме 1974928 рублей 29 копеек, незаконными, нарушающими права и законные интересы налогоплательщика, ФГУП “Свердловскавтодор“ обратилось в суд с настоящим заявлением.

Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, пояснения представителей сторон, проанализировав нормы законодательства, суд пришел к следующим выводам.

Статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ, Кодекс) установлено, что обязанность по уплате налога возникает, изменяется и
прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату этого налога.

В соответствии со статьей 75 НК РФ в случае несвоевременного исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщику начисляются пени за каждый календарный день просрочки.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный в требовании срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.

Статьей 46 НК РФ определены правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке, одним из существенных условий которых является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств налогоплательщика без обращения в суд.

Согласно пункту 3 статьи 46 Кодекса после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога налоговый орган имеет право принять решение о взыскании налога и пеней принудительно. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 46 НК РФ).

Из содержания пункта 3 статьи 46 НК
РФ следует, что указанный в нем срок для взыскания налоговых платежей во внесудебном порядке включает и срок направления инкассовых поручений в банк, в связи с чем инспекция не вправе направлять инкассовые поручения в банк после истечения названного срока, в том числе и после возвращения банком инкассовых поручений в связи с закрытием налогоплательщиком банковских счетов или при открытии налогоплательщиком новых банковских счетов.

Иное толкование норм законодательства о налогах и сборах привело бы к необоснованному продлению срока, установленного для бесспорного взыскания налога, что является недопустимым.

Данный вывод подтверждается правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.01.2008 N 8922/07.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в день получения банком поручения налогового органа на перечисление налога такое поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней, следующих за днем каждого такого поступления на валютные счета, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 6 статьи 46 НК РФ).

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 НК РФ (пункт 7 статьи 46 НК РФ).

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации
или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом “Об исполнительном производстве“, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 47 НК РФ (пункт 1 статьи 47 НК РФ).

В рассматриваемом случае инкассовое поручение от 28.07.2008 N 249 выставлено инспекцией с нарушением установленного статьей 46 НК РФ срока, мер принудительного взыскания за счет иного имущества не принималось.

Учитывая изложенное, списание пеней в размере 1974928 рублей 29 копеек на основании инкассового поручения от 28.07.2008 N 249 является неправомерным. В связи с этим указанная сумма является излишне взысканной.

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов. Указанное право налогоплательщика в силу пункта 2 статьи 22 Кодекса обеспечено соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.

Порядок возврата (зачета) налога и пеней установлен статьями 78, 79 Кодекса.

Пунктами 1, 9 статьи 79 НК РФ установлено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки
(задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

По своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2004 N 2046/04).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 N 381-О-П, в случае, если сумма переплаты превысила сумму задолженности, налогоплательщик вправе по своему усмотрению распорядиться образовавшейся разницей, то есть подать заявление на возврат этой суммы или на ее зачет в счет предстоящих платежей. Таким образом, зачет фактически является разновидностью (формой) уплаты налога.

Исходя из вышеизложенного, возврат (зачет) налоговых платежей производится при отсутствии у налогоплательщика недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам. В случае наличия у налогоплательщика недоимки возврат (зачет) производится только после зачета в счет погашения недоимки.

Как следует из письма инспекции от 05.09.2008 N 06-22/8399, в качестве основания отказа в зачете указано также наличие задолженности по пени по ЕСН в ТФОМС в размере 5171615 рублей 91 копейки.

В судебное заседание инспекцией представлена сводная таблица мер принудительного взыскания пени по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС, на сумму 829188 рублей 80 копеек. Достоверность сведений, содержащихся в сводной таблице, заявителем не оспаривается.

Как видно из вышеназванной сводной таблицы, на исполнении в картотеках в банках находятся инкассовые поручения от 30.05.2006 N 483 на сумму
76950 рублей 47 копеек и от 11.08.2006 N 843 на сумму 179760 рублей 98 копеек (всего - 256711 рублей 45 копеек).

Из представленного инспекцией расчета следует, что пени по требованию от 16.05.2006 N 203 (инкассовое поручение от 30.05.2006 N 483) начислены за период с 16.02.2006 по 30.04.2006, а по требованию от 26.07.2006 N 309 (инкассовое поручение от 11.08.2006 N 843) - за период с 01.05.2006 по 24.07.2006.

Согласно служебной записке начальника отдела урегулирования задолженности от 16.02.2009 N 06-22 пени по требованию от 16.05.2006 N 203 в размере 6821 рубля 90 копеек начислены на текущую задолженность по налогу по срокам уплаты 16.02.2006, 16.03.2006, 17.04.2006.

Оставшаяся сумма пени по требованиям от 16.05.2006 N 203 и от 26.07.2006 N 309 согласно пояснениям представителя инспекции и представленному расчету начислена на недоимку 2003 года. Принятие мер принудительного взыскания в отношении недоимки 2003 года подтверждается решением инспекции от 14.10.2003 N 6 о взыскании налога (сбора) и пени за счет имущества, письмами ФГУП “Свердловскавтодор“ от 30.04.2004 N 998/213, от 07.11.2005 N 1833/222, от 31.07.2006 N 1220/100, письмами Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области от 28.05.2004 N 06-22/1217, от 06.12.2005 N 06-22/1618, от 11.08.2006 N 06-22/703, от 07.09.2006 N 06-18/758.

Нарушений порядка выставления инкассовых поручений от 30.05.2006 N 483 и от 11.08.2006 N 843 судом не установлено.

Учитывая изложенное, пеня по ЕСН в ТФОМС в сумме 256711 рублей 45 копеек является обоснованной.

Остальные же инкассовые поручения, указанные в сводной таблице мер принудительного взыскания пени по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС, являются исполненными на дату отказа в зачете, перевыставленными с нарушением
установленного статьей 46 НК РФ срока либо возвращенными в связи с закрытием счета. Поскольку указанная пеня не подлежит взысканию в принудительном порядке, она не может служить основанием для отказа в возврате (зачете) излишне взысканной суммы.

В связи с тем, что иных оснований для отказа в зачете в письме налогового органа от 05.09.2008 N 06-22/8399 не содержится, а материалами дела подтверждается возможность взыскания пени по ЕСН в ТФОМС лишь в размере 256711 рублей 45 копеек, действия инспекции, выразившиеся в отказе произвести зачет излишне взысканной пени в сумме 1718216 рублей 84 копейки (1974928,29 - 256711,45) в счет предстоящих платежей по ЕСН в ТФОМС, являются незаконными.

В отношении предложенного заявителем способа устранения нарушения прав налогоплательщика путем обязания налогового органа произвести зачет излишне взысканной суммы 1974928 рублей 29 копеек в счет предстоящих платежей по единому социальному налогу, зачисляемому в ТФОМС, суд отмечает следующее.

Как уже указывалось выше, возврат (зачет) налоговых платежей производится при отсутствии у налогоплательщика недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам. В случае наличия у налогоплательщика недоимки возврат (зачет) производится только после зачета в счет погашения недоимки.

Между тем, в соответствии со справкой о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам от 12.02.2009 N 2127 на указанную дату у ФГУП “Свердловскавтодор“ имеется задолженность по иному федеральному налогу - НДС - в сумме 29466547 рублей 62 копеек, что не оспаривается заявителем.

В связи с этим излишне взысканная сумма пени по ЕСН в ТФОМС должна быть зачтена только с соблюдением установленных статьями 78 и 79 НК РФ правил о предварительном погашении недоимки по
иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке распределения судебных расходов с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области в пользу ФГУП “Свердловскавтодор“ подлежит взысканию 2000 рублей в возмещение расходов по уплаченной госпошлине.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования Федерального государственного унитарного предприятия “Свердловскавтодор“ удовлетворить частично.

2. Признать действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области, выразившиеся в отказе произвести зачет излишне взысканной пени в сумме 1718216 рублей 84 копейки в счет предстоящих платежей по единому социальному налогу, зачисляемому в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, незаконными.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав налогоплательщика путем зачета излишне взысканной пени в сумме 1718216 рублей 84 копейки в порядке, установленном статьями 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации.

В остальной части заявленных требований отказать.

3. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области в пользу Федерального государственного унитарного предприятия “Свердловскавтодор“ судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

КИРИЧЕНКО А.В.