Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.12.2009 по делу N А05-6919/2009 Суд отказал в удовлетворении заявления ИФНС о взыскании с муниципального учреждения задолженности по ЕСН, зачисляемому в ФСС РФ, и пеней, поскольку инспекция не представила доказательства наличия у учреждения недоимки по названному налогу, на которую начислены пени.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 декабря 2009 г. по делу N А05-6919/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Боглачевой Е.В., Никитушкиной Л.Л., рассмотрев 15.12.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.08.2009 по делу N А05-6919/2009 (судья Дмитревская А.А.),

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ), о
взыскании с муниципального образовательного учреждения “Средняя общеобразовательная школа N 6 города Коряжмы“ (далее - Учреждение) 7 776 руб. 59 коп. единого социального налога (далее - ЕСН), зачисляемого в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС), и 274 руб. 31 коп. пеней.

Решением суда от 14.08.2009 в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционном суде дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение.

Представители сторон, в установленном порядке извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Учреждением представлены в налоговый орган расчеты, в том числе уточненные по авансовым платежам по ЕСН за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2008 года. Ответчик в установленный срок налог не уплатил, в связи с чем Инспекция 24.10.2008 и 20.03.2009 произвела зачет 5 734 руб. 41 коп. и 123 руб. в счет авансового платежа по ЕСН по сроку уплаты 15.09.2008 и в связи с несвоевременной уплатой налога начислила Учреждению 274 руб. 31 коп. пеней от суммы недоимки по ЕСН, зачисляемого в ФСС.

Налоговый орган выставил в адрес Учреждения требование N 14271 по состоянию на 30.10.2008 об уплате 9 425 руб. 30 коп. недоимки по ЕСН и 975 руб. 79 коп. пеней, со сроком исполнения до 21.11.2008.

Поскольку ответчик частично уплатил суммы, указанные в требовании, а за август 2008 года у него числилось 7 776 руб. 59 коп. недоимки по ЕСН (в ФСС) и 274 руб. 31 коп.
пеней, Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании спорных сумм налога и пеней в соответствии с пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс).

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ Учреждение является плательщиком единого социального налога.

В силу статьи 240 Кодекса налоговым периодом по ЕСН признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Согласно пункту 1 статьи 243 НК РФ сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиком отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Сумма налога, подлежащая уплате в ФСС, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 243 НК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 243 Кодекса в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного
периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса. В случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.

По данным налогового органа, за Учреждением числится 7 776 руб. 59 коп. недоимки по ЕСН, зачисляемой в ФСС, за август 2008 года и 274 руб. 31 коп. пеней.

Как видно из материалов
дела и установлено судом, согласно копии расчетной ведомости по средствам ФСС за 9 месяцев 2008 года задолженность за исполнительным органом Фонда перед Учреждением на конец отчетного периода составила 61 451 руб. 05 коп., в том числе 47 197 руб. 33 коп. за счет превышения расходов и 14 253 руб. 72 коп. за счет переплаты по ЕСН. На данных ведомостях имеются отметки Отделения Фонда.

Согласно части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

В нарушение названной нормы Инспекцией не представлено доказательств наличия у Учреждения недоимки по ЕСН, зачисляемой в ФСС, на которую начислены пени.

Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.08.2009 по делу N А05-6919/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.

Председательствующий

М.В.ПАСТУХОВА

Судьи

Е.В.БОГЛАЧЕВА

Л.Л.НИКИТУШКИНА