Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.12.2009 по делу N А56-19163/2008 Суд признал незаконным постановление главы администрации МО об изъятии земель из пользования крестьянского (фермерского) хозяйства, сделав вывод о том, что оспариваемое постановление не соответствует закону, поскольку такие основания для прекращения права собственности на землю, как неэффективное и нецелевое использование земель в течение более двух лет, были предусмотрены статьями Земельного кодекса РСФСР, которые на момент принятия постановления не подлежали применению ввиду признания их недействующими.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 декабря 2009 г. по делу N А56-19163/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Захаровой М.В., Рудницкого Г.М., при участии гражданина Глазунова С.В. и его представителя Хомченко М.В. (доверенность от 22.05.2008), от администрации муниципального образования “Выборгский район“ Ленинградской области Денисова В.В. (доверенность от 23.09.2009), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования “Выборгский район“ Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2009 по делу N А56-19163/2008 (судьи Зайцева Е.К., Жиляева Е.В., Копылова Л.С.),

установил:

глава крестьянского
(фермерского) хозяйства Глазунов Сергей Владимирович (свидетельство о государственной регистрации от 03.07.2007 серии 78 N 006203799) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к администрации муниципального образования “Выборгский район“ Ленинградской области (далее - Администрация), Правительству Ленинградской области о признании незаконным постановления главы администрации Выборгского района Ленинградской области от 03.08.95 N 1826 “Об изъятии земель у крестьянского (фермерского) хозяйства “Глазунов“.

Решением от 09.02.2009 (судья Преснецова Т.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано по мотиву пропуска заявителем установленного частью четвертой статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока для оспаривания ненормативного правового акта. Суд посчитал, что заявителю о нарушении его права незаконным, по мнению заявителя, изъятием земель стало известно не позднее 20.12.2006.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2009 названное решение отменено; постановление главы администрации Выборгского района Ленинградской области от 03.08.95 N 1826 признано незаконным.

Администрация в кассационной жалобе просит отменить указанный судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, и оставить в силе решение суда первой инстанции. Как указывает податель жалобы, основанием для принятия оспариваемого постановления послужило ненадлежащее использование заявителем предоставленного ему земельного участка; ненормативный акт принят в соответствии со статьями 11, 13, 32 Закона РСФСР “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“; факты уплаты земельного налога и использования земельного участка по целевому назначению заявителем документально не подтверждены; Глазуновым С.В. пропущен срок для оспаривания ненормативного правового акта, так как о нарушении своего права он узнал по крайней мере в декабре 2006 года.

В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Глазунова С.В., ссылаясь на их необоснованность, просил оставить жалобу
без удовлетворения.

Правительство Ленинградской области о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, однако своих представителей в заседание суда не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации Выборгского района Ленинградской области от 24.03.92 N 1667 Глазунову С.В. для организации крестьянского хозяйства плодоовощного направления из фонда Выборгского городского Совета народных депутатов предоставлено 30,24 га земли; Глазунов С.В. утвержден главой хозяйства.

На основании названного постановления Глазунову С.В. выдано свидетельство от 18.09.92 N 119 о предоставлении 30,24 га земли, в том числе 5,94 га в собственность бесплатно; 24,30 га - в пожизненное наследуемое владение.

Протоколом от 06.12.92 установлены в натуре границы земельного участка, отведенного в пользование Глазунову С.В.

Постановлением главы администрации Выборгского района Ленинградской области от 03.08.95 N 1826 по результатам рассмотрения материалов комиссии по контролю за использованием и охраной земель Выборгкомзема по проверке использования земель крестьянским (фермерским) хозяйством “Глазунов“ Глазунова С.В. (акт полевого обследования от 25.10.94, протокол заседания комиссии от 26.04.95) со ссылкой на статью 32 Закона РСФСР “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“, статью 60 Закона Российской Федерации “О местном самоуправлении в Российской Федерации“, статью 61 Гражданского кодекса Российской Федерации из земель крестьянского хозяйства “Глазунов“ изъят участок площадью 30,24 га и передан в земли запаса для дальнейшего перераспределения. Названным постановлением признано утратившим силу постановление от 24.03.92 N 1667, а свидетельство от 18.09.92 N 119 на право пользования землей - недействительным и подлежащим возврату в Выборгкомзем.

Глазунов С.В., считая,
что земельный участок незаконно изъят из его пользования, ссылаясь на то, что о постановлении от 03.08.95 N 1826 ему стало известно только из ответа Выборгской городской прокуратуры от 26.02.2008 N 37ж-08, обратился 21.05.2008 в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью четвертой статьи 198 того же Кодекса заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Поскольку Администрация не представила доказательств вручения или направления Глазунову С.В. копии оспариваемого ненормативного акта и в материалах дела такие доказательства отсутствуют, апелляционный суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований считать, что заявление подано Глазуновым С.В. с пропуском установленного срока.

Исходя из части первой статьи 198, частей второй, третьей статьи 201 названного Кодекса основанием для признания
ненормативного правового акта недействительным является одновременно несоответствие данного акта нормативному правовому акту и нарушение прав заявителя.

Как усматривается из преамбулы постановления Администрации от 03.08.95 N 1826, оно принято на основании материалов комиссии по контролю за использованием и охраной земель Выборгкомзема по проверке использования земель крестьянским (фермерским) хозяйством “Глазунов“ Глазунова С.В.

В силу части первой статьи 65, части пятой статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанностью доказывания обстоятельств, послуживших основанием для издания оспариваемого акта, возлагается на орган, принявший этот акт.

В обоснование изъятия земель Администрация ссылалась на ненадлежащее и неэффективное их использование заявителем в течение более двух лет.

Такие основания для прекращения права собственности на землю, пожизненного наследуемого владения земельными участками, как использование земли не по целевому назначению, нерациональное использование земельного участка, неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, в течение определенного периода, были предусмотрены статьями 39, 40 Земельного кодекса РСФСР (1991 года). Статьей 44 того же Кодекса был установлен порядок прекращения права собственности на землю, пожизненного наследуемого владения и пользования земельными участками при нерациональном использовании, при использовании не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель, при систематическом невнесении платежей за землю.

Между тем на момент принятия оспариваемого постановления от 03.08.95 N 1826 указанные статьи Земельного кодекса РСФСР (1991 года) не действовали ввиду признания их недействующими Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2287 “О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации“.

Статьей 32 Закона РСФСР “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“, на которую имеется ссылка в преамбуле оспариваемого постановления Администрации, установлены основания прекращения деятельности крестьянского хозяйства, в частности, при неиспользовании
земельного участка в сельскохозяйственных целях в течение одного года. Согласно статье 33 того же Закона деятельность крестьянского хозяйства прекращается путем принятия соответствующего решения районным (городским) Советом народных депутатов.

Однако в данном случае решения о прекращении деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства “Глазунов“ Глазунова С.В. не принималось. Апелляционным судом установлено, что после принятия постановления Администрации от 03.08.95 N 1826 фактически земельный участок из пользования Глазунова С.В. изъят не был, свидетельство от 18.09.92 N 119 о праве на землю также не изъято; сведений о том, что крестьянское хозяйство утратило статус юридического лица, который оно приобретало после регистрации в соответствии со статьей 9 Закона РСФСР “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“, также не имеется.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое постановление от 03.08.95 N 1826 не соответствует положениям закона и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.

Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание. Из статей 11, 13, 32 Закона РСФСР “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“, на которые ссылается Администрация, не вытекает возможность прекращения прав на землю в административном порядке при наличии обстоятельств, указанных Администрацией. Статья 45 Земельного кодекса Российской Федерации не применима к спорным правоотношениям, возникшим до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, и не действовала на момент принятия Администрацией постановления от 03.08.95 N 1326.

С учетом изложенного кассационная инстанция находит, что выводы суда об обстоятельствах дела соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права к установленным судом обстоятельствам применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем не имеется предусмотренных
статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2009 по делу N А56-19163/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования “Выборгский район“ Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

А.В.КАДУЛИН

Судьи

М.В.ЗАХАРОВА

Г.М.РУДНИЦКИЙ