Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.10.2009 по делу N А44-3984/2008 Суд правомерно отказал ООО в признании незаконным отказа Комитета лесного хозяйства в выдаче обществу лесорубочных билетов, указав, что у общества отсутствует законное право на получение лесорубочных билетов для заготовки древесины в счет не освоенного в предыдущие периоды лесосечного фонда.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 октября 2009 г. по делу N А44-3984/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Константинова П.Ю., Сапоткиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Богослово-Ново“ на решение Арбитражного суда Новгородской области от 18.03.2009 (судья Самарин А.Д.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2009 (судьи Зайцева А.Я., Козлова С.В., Писарева О.Г.) по делу N А44-3984/2008,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Богослово-Ново“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области со следующими требованиями, уточненными в
порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ):

- признать незаконным отказ Комитета лесного хозяйства Новгородской области, именуемого в настоящее время Комитетом лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (далее - Комитет), выдать Обществу по заявке от 18.11.2008 N 55 лесорубочные билеты на осуществление рубок главного пользования в объеме 66 030 куб.м в счет не освоенного в 2006 - 2007 годах лесосечного фонда;

- признать существующее на дату подачи данной заявки право Общества на заготовку древесины в указанном объеме.

Решением от 18.03.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.06.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Общество просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела.

Податель жалобы указывает на следующее: вывод судов об утрате Обществом с 01.04.2008 права на получение лесорубочных билетов и рубку древесины в счет объема древесины, не освоенного в 2006 - 2007 годах, противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2 постановления от 29.01.2004 N 2-П, а также нарушает права и законные интересы Общества, предоставленные ему статьей 26 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26.05.1995 и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950; в обжалуемых судебных актах отсутствует ссылка на конкретную норму права, предусматривающую прекращение ранее возникшего у Общества права на заготовку объема древесины, не освоенного в 2006 - 2007 годах; суды не учли, что право на заготовку древесины возникло у Общества в силу законодательства, а не на основании
договора, ввиду чего статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению.

В отзыве на кассационную жалобу Комитет, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Проверив законность принятых по делу судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, Общество и федеральное государственное учреждение “Пестовский лесхоз“ заключили 24.06.2004 договор N 3 аренды участка лесного фонда общей площадью 8786 га с целью заготовки древесины в Никулкинском и Матрешинском лесничествах. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 02.07.2004 (свидетельство серии 53-НО N 191754).

Согласно пунктам 6.8.4, 7.7.1 данного договора арендодатель обязан выдавать арендатору лесорубочные билеты в установленном порядке, а арендатор вправе осуществлять лесопользование в объемах, определенных договором, после его государственной регистрации и получения лесорубочных билетов. Пунктом 3.1 договора установлено, что ежегодный объем заготовки древесины на арендованных участках лесного фонда составляет 39,2 тыс. куб.м.

В связи с введением в действие с 01.01.2007 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ (далее - Вводный закон) предусмотрен порядок приведения в соответствие с новым Кодексом договоров аренды участков лесного фонда.

Комитет как орган исполнительной власти Новгородской области, осуществляющий государственные функции и реализующий полномочия в сфере лесных отношений, в области использования, защиты,
воспроизводства лесов, и Общество в порядке переоформления договора от 24.06.2004 N 3 заключили новый договор от 24.09.2008 N 171 аренды лесного участка, который зарегистрирован в Едином государственном реестре прав 31.12.2008.

Общество 18.11.2008 направило Комитету заявку N 55 на выписку лесорубочных билетов в счет не освоенного в 2006 - 2007 годах лесосечного фонда в размере 48 530 куб.м (л.д. 27).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “от 01.07.1998“ имеется в виду “от 01.06.1998“.

В письме от 18.11.2008 N 524 Комитет сообщил, что заявка Общества оставлена без рассмотрения, поскольку Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1998 N 551 (далее - Правила отпуска древесины), предусматривавшие возможность выдачи лесорубочных билетов в счет неосвоенного объема древесины, утратили силу.

Общество, считая действия Комитета противоречащими нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 116 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, пункту 34 Правил отпуска древесины и условиям договора аренды от 24.06.2004 N 3, а также нарушающими его права и законные интересы, обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суды обеих инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.

На момент заключения договора аренды участка лесного фонда от 24.06.2004 N 3 действовал Лесной кодекс Российской Федерации 1997 года, в силу статьи 42 которого арендатор мог осуществлять лесопользование только на основании лесорубочного билета.

Пунктом 34 Правил отпуска древесины, действовавших до 01.04.2008, было предусмотрено, что лесхозы отводят и передают лесосеки лесопользователям, осуществляющим заготовку древесины на участках лесного фонда, предоставленных им в долгосрочное пользование, на основании подаваемых за 2 года до начала года рубки заявок, подготовленных в соответствии с утвержденными
в установленном порядке планами рубок, как правило, в пределах установленного ежегодного размера отпуска древесины на этих участках лесного фонда; на участках лесного фонда, предоставленных в долгосрочное пользование, размер отпуска древесины на корню по годам может не совпадать с установленным ежегодным размером отпуска древесины при условии, если суммарный объем древесины, заготовленной за последние 3 года, не превышает установленный в договоре общий размер отпуска древесины на этот срок.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 12 Вводного закона статья 42 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года признана утратившей силу за исключением положений, касающихся осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного (до одного года) пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ.

Статьей 6 Вводного закона предусмотрено право органов государственной власти и местного самоуправления выдавать до 1 января 2009 года гражданам и юридическим лицам, которые заключили договоры аренды участка лесного фонда, договоры безвозмездного пользования участком лесного фонда и не осуществили приведение в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года указанных договоров, лесорубочные билеты, лесные билеты на срок их действия для осуществления использования лесов.

В силу приведенных норм возникновение у Комитета обязанности по выдаче лесорубочных билетов, предусмотренной Правилами отпуска древесины, обусловлено подачей Обществом соответствующей заявки.

Суды установили, что по всем заявкам Общества, поданным в 2006 - 2007 годах, арендодатель выписал лесорубочные билеты на заготовку 9 614 куб.м древесины. С другими заявками Общество до 18.11.2008 не обращалось.

С 01.04.2008 утратили силу Правила отпуска древесины, предусматривающие возможность суммирования лесосечного фонда за последние три года на участках лесного фонда, предоставленных в долгосрочное пользование, если суммарный объем древесины, заготовленной в
последние три года, не превышает установленный в договоре аренды общий размер отпуска древесины на этот срок.

Условиями договоров аренды от 24.06.2004 N 3 и от 24.09.2008 N 171 такая льгота для лесопользователя не предусмотрена.

Поскольку Общество обратилось с заявкой на выдачу лесорубочных билетов в счет не освоенного в 2006 - 2007 годах лесосечного фонда только 18.11.2008, то есть после того, как Правила отпуска древесины утратили силу, суды обоснованно признали, что у Общества отсутствует законное право на получение лесорубочных билетов для заготовки древесины в счет не освоенного в предыдущие периоды лесосечного фонда, а у Комитета - основания для удовлетворения такой заявки.

Несостоятельна ссылка Общества на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П, поскольку в данном постановлении на соответствие Конституции Российской Федерации проверены положения пункта 4 статьи 30 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“. Также не могут быть приняты во внимание доводы подателя жалобы о нарушении судами положений международных конвенций, поскольку указанные Обществом конвенции предусматривают гарантии прав и законных интересов человека и гражданина и не направлены на регулирование правоотношений хозяйствующих субъектов.

Кассационная инстанция считает, что суды правильно применили нормы материального права, выводы, изложенные в обжалуемых решении и постановлении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, оснований для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы нет.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 18.03.2009 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2009 по делу N А44-3984/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Богослово-Ново“ - без удовлетворения.

Председательствующий

И.Л.ГРАЧЕВА

Судьи

П.Ю.КОНСТАНТИНОВ

Т.И.САПОТКИНА