Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.10.2009 по делу N А21-3463/2009 Суд признал недействительным постановление администрации городского округа об отказе предпринимателю в согласовании места размещения административного здания, поскольку предприниматель оформил все разрешительные документы, получил все заключения и технические условия, таким образом, у администрации не было оснований для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 октября 2009 г. по делу N А21-3463/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Константинова П.Ю., Сапоткиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа “Город Калининград“ на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.06.2009 по делу N А21-3463/2009 (судья Сычевская С.Н.),

установил:

индивидуальный предприниматель Семенов Игорь Вячеславович обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа “Город Калининград“ (далее - Комитет) в предварительном согласовании
места размещения административного здания по ул. Полецкого в Центральном районе Калининграда, изложенного в письме от 05.12.2008 N 09-1/8934, и обязании Комитета принять решение о предварительном согласовании названного объекта по указанному адресу.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация городского округа “Город Калининград“ (далее - Администрация).

В ходе судебного разбирательства суд по ходатайству предпринимателя заменил Комитет надлежащим заинтересованным лицом - Администрацией; привлек Комитет к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора; принял от заявителя к рассмотрению следующие уточненные требования: признать незаконным отказ Администрации в предварительном согласовании места размещения административного здания по указанному адресу; признать недействительным постановление Администрации от 14.01.2009 N 13 “Об отказе индивидуальному предпринимателю И.В.Семенову в согласовании места размещения административного здания по ул. Полецкого в Центральном районе г. Калининграда“; обязать Администрацию принять решение о предварительном согласовании места размещения указанного объекта.

Решением от 30.06.2009 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционном порядке решение суда не пересматривалось.

В кассационной жалобе Администрация просит решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Податель жалобы указывает на следующее: предприниматель не представил в Администрацию согласованный со всеми инстанциями акт выбора земельного участка и положительное заключение вице-премьера правительства Калининградской области, поэтому Администрация не имела возможности их рассмотреть и принять решение по правилам пунктов 5, 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации; суд, обязав Администрацию предварительно согласовать место размещения административного здания, вышел за рамки полномочий, предусмотренных статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Лица, участвующие в деле, извещены
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ исходя из доводов жалобы.

Как следует из материалов дела, предприниматель с 2001 года на основании договора от 21.12.2001 N 680“а“ с учетом дополнительных соглашений к нему от 27.03.2003 N 79 и от 04.03.2004 N 137 и договора от 01.12.2005 N 6353-о арендует земельный участок площадью 700 кв.м с кадастровым номером 39:15:12-10-24:0025, расположенный по адресу: Калининград, Центральный район, ул. Полецкого. Данный участок находится в экономико-планировочной зоне 2 - 21 и предоставлен предпринимателю для ведения садово-огородного хозяйства.

Предприниматель обратился в мэрию города Калининграда с заявлением от 30.04.2008 о выдаче ему акта выбора места размещения на указанном земельном участке административного здания.

Администрация выдала предпринимателю 23.05.2008 акт N 06136-08 выбора земельного участка, действующий в течение трех лет. Согласно этому акту земельный участок предварительной площадью 700 кв.м, расположенный в Центральном районе Калининграда по ул. Полецкого, признан пригодным для проектирования административного здания.

Предприниматель в соответствии с разрешительным письмом Комитета архитектуры и градостроительства Администрации от 02.09.2008 оформил разрешительные документы, получил заключение вице-премьера правительства Калининградской области от 04.12.2008 N 3111-1/11 о согласовании акта выбора от 23.05.2008 N 06136-08; предварительные технические условия от 16.09.2008 N ПТУ-1313 на подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, водоснабжения, городским сетям канализации; технические условия от 10.09.2008 N 684 по подключению к сетям дождевой канализации, по организации улично-дорожной сети; санитарно-эпидемиологическое заключение от
08.10.2008 N 39.КС.14.000.Т.000472.10.08 о соответствии предполагаемого использования земельного участка государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; протокол от 18.04.2008 N 74 федерального государственного учреждения здравоохранения “Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области“ об отсутствии поверхностных радиационных аномалий на земельном участке; положительное заключение Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации. Проект границ земельного участка согласован Комитетом архитектуры и градостроительства города Калининграда 23.05.2008.

По итогам проведенного на основании постановления администрации Центрального района городского округа “Город Калининград“ от 26.09.2008 N 298 информирования граждан и смежных землепользователей о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка с целью строительства получено заключение от 31.10.2008 N 2196 об отсутствии препятствий для дальнейшего оформления Семеновым И.В. документов о предварительном согласовании места размещения административного здания.

В письме от 05.12.2008 N 09-1/8934 Комитет сообщил предпринимателю, что Администрация на основании письма Агентства по градостроению правительства Калининградской области от 10.11.2008 N 2466 приняла решение об отказе в размещении административного здания на спорном земельном участке, поскольку участок расположен в границах красных линий и на данную территорию отсутствует градостроительная документация, утвержденная в установленном порядке.

Администрация 14.01.2009 приняла постановление N 13 “Об отказе индивидуальному предпринимателю И.В. Семенову в согласовании места размещения административного здания по ул. Полецкого в Центральном районе г. Калининграда“, основанное на заключении Агентства по градостроению правительства Калининградской области от 10.11.2008 N 2466.

Предприниматель, считая отказ Администрации в предварительном согласовании места размещения незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился с настоящим заявлением в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых
актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Требование о признании незаконными решения или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при наличии двух условий: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в случае признания оспариваемых действий незаконными суд в резолютивной части судебного акта должен указать на обязанность соответствующих государственных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Суд, сделав вывод о том, что отказ Администрации в предварительном согласовании места размещения административного здания противоречит требованиям статей 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы предпринимателя, удовлетворил заявленные требования. Суд признал, что предприниматель выполнил требования статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, касающиеся процедуры выбора земельного участка, а Администрация в нарушение требований части 5 статьи 200 АПК РФ не представила доказательств в обоснование законности отказа в предварительном согласовании места размещения административного здания.

Кассационная инстанция считает эти выводы правильными.

В силу пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется
с проведением работ по их формированию:

- без предварительного согласования мест размещения объектов,

- с предварительным согласованием мест размещения объекта.

Пунктом 5 названной статьи установлен порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, которым предусмотрен выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

В соответствии с пунктом 5 статьи 31 данного Кодекса результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

В силу пункта 6 названной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 того же Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта, которое является основанием последующего принятия в соответствии со статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации решения о предоставлении
земельного участка для строительства.

Суд установил, что предприниматель оформил все разрешительные документы, получил все заключения и технические условия, выполнил все условия, необходимые для предварительного согласования места размещения административного здания на спорном земельном участке, поэтому у Администрации не было предусмотренных законодательством оснований для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта. К тому же постановление от 14.01.2009 N 13 не содержит мотивированного обоснования отказа в размещении объекта. Отсутствие градостроительной документации территории, в границах которой расположен испрашиваемый участок, прошедший кадастровый учет, таким основанием по правилам статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации не является. Доказательств того, что участок расположен в границах красных линий, Администрация не представила.

Доводов, опровергающих установленные судом обстоятельства, Администрация в кассационной жалобе не привела, оснований для отказа предпринимателю в предварительном согласовании места размещения на спорном земельном участке административного здания не указала.

При таком положении кассационная инстанция не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены принятого по делу решения и удовлетворения жалобы.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.06.2009 по делу N А21-3463/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации городского округа “Город Калининград“ - без удовлетворения.

Председательствующий

И.Л.ГРАЧЕВА

Судьи

П.Ю.КОНСТАНТИНОВ

Т.И.САПОТКИНА