Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.10.2009 по делу N А44-1764/2009 Поскольку материалами дела подтверждается несоблюдение ЗАО установленного законом срока представления в уполномоченный банк подтверждающих документов при осуществлении валютных операций, связанных с оказанием нерезиденту по внешнеторговому контракту услуг по трансляции телевизионного канала “Jetix“, суд отказал в признании незаконным постановления Росфиннадзора о привлечении ЗАО к ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 октября 2009 г. по делу N А44-1764/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Бурматовой Г.Е. и Подвального И.О., при участии от закрытого акционерного общества “Интегральная Телекоммуникационная сеть+“ Сигарева Ю.А. (доверенность от 09.10.2009), рассмотрев 14.10.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества “Интегральная Телекоммуникационная сеть+“ на решение Арбитражного суда Новгородской области от 14.05.2009 (судья Духнов В.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2009 (судьи Чельцова Н.С., Кудин А.Г., Мурахина Н.В.) по делу N А44-1764/2009,

установил:

закрытое акционерное
общество “Интегральная Телекоммуникационная сеть+“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новгородской области (далее - Управление) от 16.03.2009 N 49-09/49, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 14.05.2009, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2009, в удовлетворении заявления Обществу отказано.

В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права - статьи 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности“, статьи 31 Закона Российской Федерации от 09.07.1993 N 5351-1 “Об авторском праве и смежных правах“. По мнению подателя жалобы, Обществом заключено лицензионное соглашение, предметом которого является неисключительное имущественное право на распространение по кабельным сетям аудиовизуального продукта, а не договор возмездного оказания услуг, поэтому срок представления подтверждающих документов в уполномоченный банк необходимо исчислять с момента перехода прав, то есть с момента заключения соглашения от 01.10.2007.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.

Управление о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.

Из материалов дела следует, что на срок
с 01.10.2007 по 30.09.2010 Общество (арендатор) заключило с фирмой Jetix Europe Properties S.a.r.l. (Люксембург; арендодатель) соглашение о неисключительном праве в течение указанного срока принимать и распространять телевизионный канал “Jetix“ посредством систем для приема подписчиками, в связи с чем Обществом в филиале N 8629 Новгородского отделения Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации оформлен паспорт сделки N 08010002/1481/0960/4/0.

Согласно акту приема-передачи услуг от 20.06.2008 во исполнение соглашения от 01.10.2007 в период с января по март 2008 года Обществу была оказана услуга по передаче телевизионного канала “Jetix“ на сумму 817,55 доллара США.

В ходе проведения мероприятий валютного контроля Управлением установлено, что при сроке представления в уполномоченный банк справки и подтверждающих документах по оказанным услугам до 15.07.2008, справка в банк представлена Обществом только 16.10.2008.

По факту несоблюдения Обществом установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям в уполномоченный банк Управлением составлен протокол об административном правонарушении от 02.03.2009 N 49-09/49.

Постановлением Управления о назначении административного наказания от 16.03.2009 N 49-09/49 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде 40 000 руб. штрафа.

Общество оспорило постановление Управления в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали Обществу в удовлетворении заявления, сделав вывод о наличии в его действиях состава вменяемого правонарушения и об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.

Объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи
15.25 КоАП РФ, образуют несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

В соответствии с частью 4 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее - Закон о валютном регулировании) резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. При этом единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 Закона о валютном регулировании Центральным банком Российской Федерации устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 и 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений; далее - Положение N 258-П), в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном названным Положением, представляет в банк паспорта сделки документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ,
оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).

Подтверждающие документы представляются резидентом в банк паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них; 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, утвержден Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок“ и Положением N 258-П.

При этом единые формы учета и отчетности по валютным операциям установлены Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У “О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж“ (далее - Указание N 1950-У).

Согласно подпункту 1.3 пункта 1 Указания N 1950-У формами учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, является, в частности, справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения N 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к Положению N 258-П.

Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по
правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что в действиях Общества имеется состав вменяемого правонарушения, поскольку справка о подтверждающих документах в уполномоченный банк представлена резидентом 16.10.2008, в то время как акт приема-передачи услуг оформлен сторонами внешнеэкономической сделки 20.06.2008, поэтому срок представления справки истек 15.07.2008.

Кроме того, исходя из пунктов 2.1, 2.2 и 2.4 Положения N 258-П судебными инстанциями сделан правомерный вывод о том, что обязанность резидента по представлению в банк справки о подтверждающих документах связана с фактом ввоза (вывоза) товара, выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. При этом начало срока представления справки в уполномоченный банк исчисляется с момента оформления документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, а не с момента заключения внешнеэкономического контракта.

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ). При этом арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).

Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд
кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 14.05.2009 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2009 по делу N А44-1764/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества “Интегральная Телекоммуникационная сеть+“ - без удовлетворения.

Председательствующий

И.С.ЛЮБЧЕНКО

Судьи

Г.Е.БУРМАТОВА

И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ