Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.03.2009 по делу N А26-7195/2008 Требование о взыскании неустойки за нарушение Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ удовлетворено, поскольку лесопользователь оставил невывезенной древесину, компактные и расстроенные недорубы и завышенные пни; во взыскании неустойки за оставление неокоренной древесины отказано, поскольку из актов освидетельствования установить время заготовки древесины не представляется возможным и доказательств оставления ответчиком неокоренной древесины истцом не представлено.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 18 марта 2009 г. по делу N А26-7195/2008

Резолютивная часть решения объявлена 11 марта 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 18 марта 2009 года.

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Таратунина Р.Б., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ильющенко О.В., рассмотрел в открытом судебном заседании с участием от ответчика: Филатовой Ж.В. (доверенность от 06.01.2009) и Готчиевой И.В (доверенность от 01.09.2008); дело по иску государственного учреждения Республики Карелия “Медвежьегорское центральное лесничество“ (далее - Лесничество) о взыскании с открытого акционерного общества “Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат“ (далее - Общество, ОАО “Сегежский ЦБК“) 45557 руб. 70 коп. неустойки за нарушение лесохозяйственных
требований

установил:

требование истца основано на фактах допущенных ответчиком нарушений Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551, и неуплате неустойки в добровольном порядке.

В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителя истца.

В ходатайстве от 11.03.2009 Лесничество настаивает на предъявленном иске в полном объеме.

В объяснениях от 11.01.2009 и дополнениях от 11.03.2009 истец считает правомерным начисление неустойки за лесонарушения, допущенные в результате заготовки древесины по лесорубочным билетам, выданным до вступления в силу Лесного кодекса в новой редакции, и совершенные в период действия Правил. Указывает, что Правилами не предусматривалось оставление обломков (обрезков); в лесорубочных билетах отсутствовали условия об оставлении отдельно стоящих деревьев и компактных недорубов, площадь компактного недоруба составляет менее 10 процентов; неокоренная древесина оставлена ответчиком на летний период 2008 года.

В отзыве от 15.12.2008 (листы 54-57) ответчик требование не признает по следующим основаниям:

- действующее законодательство не предусматривает проведение освидетельствования и взыскание неустоек за лесонарушения, на момент проведения освидетельствования мест рубок Правила были отменены;

- у представителя лесопользователя, принимавшего участие в освидетельствовании мест рубок, отсутствовали полномочия на представление интересов Общества в Лесничестве;

- по эпизоду оставления невывезенной в срок древесины указывается, что большинство оставленной древесины представляет собой вершинные части деревьев длиной менее 3 метров и откомлевки; “Правила заготовки древесины“ (утверждены приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 184 от 16.07.2007) допускают оставление обломков длиной до 3 метров;

- недорубы обусловлены выполнением “Правил заготовки древесины“, согласно которым отдельные ценные деревья должны оставляться в целях повышения биоразнообразия лесов. Кроме того, в
соответствии с “Правилами заготовки древесины“ оставленный компактный недоруб не начатый рубкой, площадью не менее 10 процентов от площади лесосеки, не учитывается.

- нахождение неокоренной древесины на делянке на момент проведения освидетельствования мест рубок 28 мая 2008 года не противоречит условиям лесорубочных билетов, установивших сроки окорки с 1 июня по 1 августа.

В судебных заседаниях представители ответчика поддержали названную позицию.

Суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с лесорубочными билетами от 22.12.2006 N 360, 361, 363 и 364 (листы 9, 16, 21, 27), выданными государственным учреждением Республики Карелия “Медвежьегорский лесхоз“ на основании договора аренды участков лесного фонда N 5 от 01.01.2005, Общество осуществляло заготовку древесины в выделенных кварталах Кумсинского лесничества. Лесорубочные билеты выданы сроком на один год.

Извещением N 558 от 21.04.2008 Лесничество просило Общество направить представителя для участия в освидетельствовании мест рубок 28 мая 2009 года по указанным лесорубочным билетам (лист 8). Факт получения извещения ответчиком не оспаривается.

При освидетельствовании мест рубок принимал участие представитель ОАО “Сегежский ЦБК“ Кяргин А.А. (доверенность N 25-623 от 01.01.2008; лист 33)

В результате освидетельствований мест рубок Лесничеством были выявлены следующие нарушения лесохозяйственных требований: оставление расстроенных и компактных недорубов, невывезенной в срок древесины, неокоренной древесины и завышенных пней.

О выявленных нарушениях составлено четыре акта от 28.05.2008 (листы 10-11, 17-18, 22-23, 28-29) и начислена взыскиваемая неустойка.

Письмом N 1227 от 15.07.2008 (лист 34) Лесничество предложило Обществу добровольно уплатить неустойку в срок до 11.08.2008.

В ответе от 28.07.2008 на претензию ответчик указывает на отмену Правил и просит отозвать претензионное письмо (лист 61).

Оценив установленные обстоятельства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 5 распоряжения Правительства Республики Карелия от
22.11.2007 N 417р-П государственное учреждение Республики Карелия “Медвежьегорский лесхоз“ и государственное учреждение Республики Карелия “Заонежский лесхоз“ реорганизованы в форме слияния, образовав государственное учреждение Республики Карелия “Медвежьегорское центральное лесничество“.

Согласно свидетельству серии 10 N 001100090 ГУ РК “Медвежьегорское центральное лесничество“ зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 22 февраля 2008 года за основным государственным регистрационным номером 1081039000305.

Как следует из приказа Министерства лесного комплекса Республики Карелия от 14.04.2008 N 178, государственным учреждениям - центральным лесничествам передано право осуществлять контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, соблюдением лесохозяйственных требований, норм и правил использования лесов, условий договоров аренды участков лесного фонда; при отсутствии в месячный срок добровольной оплаты предъявленных арендаторам лесного фонда и иным лесопользователям неустоек передавать материалы в суд для принятия решения об их принудительном взыскании.

При таких обстоятельствах суд считает правомерным осуществление Лесничеством контроля за соблюдением условий лесорубочных билетов, на основании которых ОАО “Сегежский ЦБК“ осуществляло заготовку древесины, а также оформление результатов контроля в виде актов освидетельствования.

Суд отмечает, что Указания по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов (утверждены Приказом Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 01.11.1983 N 130, далее - Указания), определяющие порядок проведения освидетельствования мест рубок и предусматривающие оформление акта освидетельствования, являются действующими.

Суд отклоняет довод ответчика об отсутствии у представителя Общества, принимавшего участие в освидетельствовании мест рубок, соответствующих полномочий, поскольку полномочия Кяргина А.А. подтверждаются доверенностью от 01.01.2008.

При этом суд считает, что указание в доверенности на право представления интересов Общества в Медвежьегорском лесхозе, не свидетельствует об отсутствии права у Кяргина А.А. представительствовать перед Лесничеством, которое является
правопреемником ГУ РК “Медвежьегорский лесхоз“.

Доказательства наличия обстоятельств, влекущих прекращение доверенности в соответствии со статьей 188 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответчик не представил.

Согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 22-ФЗ от 29.01.1997) при осуществлении пользования лесным фондом лесопользователи обязаны осуществлять пользование участками лесного фонда в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации; соблюдать условия лесорубочного билета, выполнять другие обязанности, предусмотренные лесным законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 42 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 22-ФЗ от 29.01.1997) осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета, которые предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда; лесорубочный билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов.

С 01.01.2007 действует Лесной кодекс Российской Федерации в редакции Федерального закона от 04.12.2006 N 200-ФЗ.

Действительно, новым Лесным кодексом Российской Федерации не предусматривается начисление неустойки за лесонарушения, данным законом определена возможность возмещения вреда, причиненного лесам.

Между тем, в соответствии со статьей 12 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 статья 42 Лесного кодекса (в редакции Федерального закона N 22-ФЗ от 29.01.1997) действовала до 1 января 2009 года в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ.

В переходный период порядок и основания применения к лесопользователям, допустившим нарушения лесохозяйственных требований, такой меры ответственности, как неустойка, и ее размеры устанавливались Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, которые утратили силу только 01.04.2008
в связи с принятием Правительством Российской Федерации постановления от 13.03.2008 N 169.

Пунктом 3.2 договора аренды участков лесного фонда от 01.01.2005 (листы 115-124), на основании которого Общество осуществляло лесопользование, предусмотрено, что заготовка древесины по главному пользованию осуществляется в соответствии с Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации. Пунктом 6.2.18 указанного договора установлена обязанность арендатора по результатам освидетельствования в месячный срок производить оплату неустоек за нарушение лесохозяйственных требований.

Таким образом, поскольку лесопользование осуществлялось на основании лесорубочных билетов, выданных в соответствии с Лесным кодексом (в редакции Федерального закона N 22-ФЗ от 29.01.1997), и Правила действовали в период заготовки Обществом древесины, ответчик должен был обеспечить исполнение обязанностей, предусмотренных Правилами.

Пунктом 72 Правил устанавливалась ответственность лесопользователей в виде взыскания неустойки: за оставление невывезенной в установленный срок (включая предоставленные отсрочки) древесины; за оставление недорубов в виде компактных участков леса и в виде расстроенных выборочной рубкой участков на назначенных в сплошную рубку лесосеках; за оставление завышенных пней.

Поскольку выявленные в результате освидетельствований мест рубок указанные нарушения лесохозяйственных требований были совершены ОАО “Сегежский ЦБК“ в 2007 году, то есть в период действия Правил, суд приходит к выводу о правомерном начислении Лесничеством неустойки в порядке, предусмотренном Правилами.

Исходя из изложенного, суд считает обоснованным учет Лесничеством невывезенной древесины и компактного недоруба в соответствии с Правилами и Указаниями, предусматривающими учет отрезков хлыстов, откомлевок и отрезков длиной менее 1 метра (пункт 40), а также устанавливающими, что компактным недорубом считается не затронутая или пройденная, но не расстроенная выборочными рубками часть лесосеки площадью более: 0,1 га - при размере лесосек до 3 га; 0,2 га -
при размере лесосек от 3,1 до 10 га; 0,5 га - при размере лесосек более 10 га (пункт 54).

По этим причинам суд отклоняет довод ответчика об отсутствии лесонарушений в виде невывезенной древесины и оставления компактного недоруба.

Несогласие с неустойкой, начисленной за расстроенный недоруб, ответчик обосновывает оставлением ценных деревьев в целях повышения биоразнообразия лесов.

Суд не соглашается с указанным доводом Общества ввиду следующего.

По смыслу пунктов 8 - 10, 12, 14 и 15 Правил, действовавших в период выдачи лесорубочных билетов и заготовки древесины, назначение в рубку древесины осуществлялось с учетом различных режимов охраняемых природных территорий, защитных участков лесов и природоохранных целей.

При этом в соответствии с Правилами учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю лесорубочных билетов ордеров и лесных билетов (утверждены приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22.09.2005 N 265), при заполнении лесорубочных билетов в соответствующих строках указывались, в том числе сведения о том, какие деревья подлежат или не подлежат рубке; конкретные мероприятия по охране и защите леса и сроки их проведения; делались записи об особенностях осуществления лесопользования или проведения работ, мерах, обеспечивающих неистощительность использования данного вида лесных ресурсов (пункты 35, 38, 43).

Следовательно, выдавая лесорубочные билеты, лесхоз определял обязанности лесопользователя с учетом необходимых природоохранных мероприятий по конкретному участку леса.

В соответствии с пунктом 46 Правил возникающие при отводе лесосек вопросы, связанные с применением правил рубок главного пользования, наставлений по рубкам ухода за лесом и правил подсочки древостоев, размещением лесосек по ширине и срокам их примыкания, оставлением на лесосеках деревьев отдельных пород, рассматривались по предложениям лесопользователей территориальными органами Федерального агентства лесного хозяйства или органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации. В случае необходимости по представлению указанных органов эти вопросы рассматривает Федеральное агентство лесного хозяйства.

Пунктом 51 Правил установлено, что претензии лесопользователя о несогласии с материально-денежной оценкой после принятия им лесосек лесхозом не принимаются.

Лесорубочными билетами N 360, 361, 363 и 364 был установлен объем древесины, подлежащей рубке; установлено количество подроста, сохранение которого должен обеспечить лесопользователь; указаны семенные куртины, не подлежащие рубке; определены мероприятия по охране и защите леса.

Сведений о том, что Общество при отводе лесосек в соответствии с пунктом 46 Правил выступало с предложениями об оставлении на лесосеках ценных деревьев и включении в лесорубочные билеты соответствующих условий, ответчик не представил.

Следовательно, приняв отведенные лесосеки, Общество было обязано осуществлять рубки в соответствии с требованиями лесорубочных билетов.

Таким образом, требование Лесничества о взыскании 32065 руб. 58 коп. неустойки, начисленной за оставление невывезенной древесины, компактных и расстроенных недорубов и завышенных пней (указанное лесонарушение представителями ответчика не отрицалось, лист 130), является обоснованным.

В остальной части предъявленное истцом требование судом отклоняется ввиду следующего.

Согласно четырем актам освидетельствования от 28.05.2008 по лесорубочным билетам N 360, 361, 363 и 364 за оставление неокоренной древесины Лесничество, руководствуясь Правилами, начислило Обществу неустойку в размере 13491 руб. 90 коп.

В силу подпункта “ж“ пункта 28 Правил лесопользователь был обязан производить в местах рубок окорку хвойной и пролыску лиственной древесины или обработку ее инсектицидами при весенне-летней заготовке в 10-дневный срок после рубки, а при осенне-зимней заготовке - к моменту наступления периода заселения стволовыми вредителями. Заготовленная древесина при оставлении ее на верхних, нижних и других складах в весенне-летний период на срок более 10 дней должна быть, кроме
того, уложена в штабеля в соответствии с действующими стандартами, инструкциями и рекомендациями;

В соответствии с подпунктом “р“ пункта 72 Правил за оставление в лесу на летний период неокоренной в установленный срок хвойной древесины и древесины лиственных пород без пролыски, если указанная древесина не обработана инсектицидами, а на верхних, нижних и иных складах не уложена в штабеля в соответствии с действующими стандартами, инструкциями и рекомендациями, с лесопользователей взыскивается неустойка в размере 5-кратной ставки лесных податей за оставленную неокоренную древесину или древесину без пролыски.

Как следует из приложения N 1 к “Правилам рубок главного пользования в равнинных лесах Европейской части Российской Федерации“ (утверждены приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 31.08.1993 N 226), северная часть Республики Карелия относится с северотаежному лесохозяйственному округу.

Согласно приложению N 7 к “Санитарным правилам в лесах Российской Федерации“ (утверждены приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 27.12.2005 N 350), действовавшим в период выдачи лесорубочных билетов и заготовки ответчиком древесины, сроки запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной (незащищенной) лесопродукции в лесорастительных зонах северной тайги установлены с 01 июня по 01 августа.

Условиями лесорубочных билетов N 360, 361, 363 и 364 сроки окорки, пролыски или химической обработки древесины также установлены с 1 июня по 1 августа.

Следовательно, обязательным условием для начисления неустойки по подпункту “р“ пункта 72 Правил в рассматриваемом случае является установление факта оставления лесопользователем неокоренной в установленный срок либо необработанной древесины в период с 01 июня по 01 августа.

Частью 1 статьи 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих
требований и возражений.

По лесорубочным билетам N 360, 361, 363 и 364 заготовка и вывозка древесины могла осуществляться в период с 22.12.2006 по 22.12.2007, то есть заготовлять древесину Общество было вправе и после окончания срока запрета хранения в лесу неокоренной древесины в 2007 году, а также в осенне-зимний период 2007 года.

Освидетельствование мест рубок проводилось 28 мая 2008 года.

Из актов освидетельствования установить время заготовки древесины не представляется возможным. Доказательства оставления ответчиком неокоренной древесины в период с 01 июня по 01 августа 2007 года истцом не представлены.

В объяснениях от 11.03.2008 Лесничество указывает на оставление Обществом на летний период 2008 года неокоренной древесины, что привело к развитию энтомо- и фитовредителей на лесосеке.

Вместе с тем, пункт 44 “Правил санитарной безопасности в лесах“, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 и действующих на момент проведения освидетельствования мест рубок, предполагает установление Федеральным агентством лесного хозяйства конкретных сроков (даты) запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной или не обработанной пестицидами заготовленной древесины по лесорастительным зонам и лесным районам.

Доказательства установления Федеральным агентством лесного хозяйства указанных сроков, а также факт оставления Обществом неокоренной древесины в конкретные установленные сроки запрета хранения Лесничеством не представлены.

При таких обстоятельствах требование Лесничества о взыскании с Общества неустойки в размере 13491 руб. 90 коп. нельзя признать обоснованным.

Понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины (лист 7) суд относит на ответчика пропорционально размеру удовлетворенного искового требования, в оставшейся части расходы относятся на истца.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

исковое требование удовлетворить частично.

Взыскать с открытого акционерного общества “Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат“ в доход федерального бюджета 32065 руб. 80 коп. неустойки за лесонарушения и в пользу государственного учреждения Республики Карелия “Медвежьегорское центральное лесничество“ 1282 руб. 63 коп. расходов по государственной пошлине.

В остальной части требования отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу.

Судья

Р.Б.ТАРАТУНИН