Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.09.2009 по делу N А56-59151/2008 Несмотря на то, что принадлежащий ООО земельный участок имел вид разрешенного использования - для размещения объектов физической культуры и спорта, общество правомерно в рассматриваемый период при исчислении земельного налога применяло ставку, установленную для земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, поскольку спорный участок был приобретен ООО для такого строительства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 сентября 2009 г. по делу N А56-59151/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Асмыковича А.В. и Корпусовой О.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью “ИНВЕСТТРЕЙД“ генерального директора Кулешова К.Г. (протокол от 15.09.2006) и представителей Черновой К.М., Бутковой А.А. и Матвейчик И.В. (доверенность от 22.12.2008), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу Попковой О.В. (доверенность от 13.01.2009 N 18/00209), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2009 по делу N А56-59151/2008 (судьи
Загараева Л.П., Будылева М.В., Горбачева О.В.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “ИНВЕСТТРЕЙД“ (далее - Общество, ООО “ИНВЕСТТРЕЙД“) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными ненормативных актов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция): решения от 11.09.2008 N 2097 и требования от 10.11.2008 N 4145.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.04.2009 (судья Вареникова А.О.) заявленные Обществом требования удовлетворены. Суд признал недействительными оспариваемые ненормативные акты налогового органа.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2009 решение суда от 13.04.2009 отменено. Суд отказал ООО “ИНВЕСТТРЕЙД“ в удовлетворении заявленных требований.

В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление апелляционного суда и удовлетворить его заявление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Податель жалобы считает, что при исчислении земельного налога за I квартал 2006 года по земельному участку, расположенному по адресу: Санкт-Петербург, улица Костюшко, дом 15, корпус 3, литера А, он имеет право в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и пунктом 2 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 28.11.2005 N 611-86 “О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга “О налоговых льготах“ (далее - Закон Санкт-Петербурга от 28.11.2005 N 611-86) на применение ставки налога в размере 0,042 процента от кадастровой стоимости земельного участка, поскольку этот земельный участок приобретен им для жилищного строительства.

В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган просит оставить принятое судом апелляционной инстанции постановление без изменения, считая его законным
и обоснованным.

В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Инспекции просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на то, что к кадастровой стоимости, установленной для земельного участка с одним видом разрешенного использования, не может быть применена ставка, установленная для другого вида использования.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, ООО “ИНВЕСТТРЕЙД“ принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 10 943 кв.м, кадастровый номер 78:7556:7, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, улица Костюшко, дом 15, корпус 3, литера А, свидетельство от 23.01.2006 серия 78-АА N 655043 (далее - земельный участок).

В июне 2008 года (24.06.2008) Общество представило в Инспекцию уточненный расчет авансовых платежей по земельному налогу за I квартал 2006 года, в котором исчислило авансовые платежи по земельному налогу по налоговой ставке 0,042 процента от кадастровой стоимости земельного участка. Указанная ставка с 01.01.2006 установлена в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ Законом Санкт-Петербурга от 28.11.2005 N 611-86 для земельных участков, занятых объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства (пункт 2 статьи 2 этого Закона).

Инспекция по результатам камеральной проверки расчета признала неправомерным применение Обществом налоговой ставки 0,042 процента. Из полученных от органов “Роснедвижимости“ сведений о кадастровой стоимости земельного участка следует, что для земельного участка Общества установлен вид разрешенного использования - для размещения объектов физической культуры и спорта. Общество с заявлением о внесении изменений относительно вида разрешенного использования участка (“для размещения жилых домов“; “предназначенного для жилых домов“) в сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, в уполномоченные органы
не обращалось ни при приобретении земельного участка в собственность, ни после. То есть Общество в установленном порядке надлежащими доказательствами не подтвердило факт отнесения в установленном порядке земельного участка к предоставленным для жилищного строительства и, следовательно, право на применение налоговой ставки 0,042 процента.

Решением от 11.09.2008 N 2097 Инспекция доначислила Обществу и предложила уплатить 146 410 руб. земельного налога за I квартал 2006 года исходя из налоговой ставки 1,5 процента, а также 13 843,52 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога.

Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление) решением от 01.11.2008 N 16-13/28968 изменило решение Инспекции. Управление признало правомерным применение налоговой ставки 0,042 процента к части земельного участка, занятого объектами инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (магистральными канализационными сооружениями). В отношении остальной части земельного участка Управление подтвердило законность решения Инспекции о применении налоговой ставки 1,5 процента к кадастровой стоимости, указанной в выписке из кадастра. В результате сумма авансовых платежей, подлежащих доплате Обществом в бюджет за I квартал 2006 года, составила 122 088 рублей.

Во исполнение решения Управления от 01.11.2008 Инспекция направила Обществу требование от 10.11.2008 N 4145 об уплате 129 970 руб. земельного налога.

ООО “ИНВЕСТТРЕЙД“ оспорило решение Инспекции от 11.09.2008 N 2097 и требование от 10.11.2008 N 4145 в арбитражном суде.

Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя. Суд признал правомерным применение Обществом при исчислении авансовых платежей земельного налога за I квартал 2006 года ставки налога, предусмотренной пунктом 2 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 28.11.2005 N 611-86. Суд посчитал, что налогоплательщик представленными в материалы дела документами подтвердил факт приобретения земельного участка именно для строительства жилого дома.
Кроме того, в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 22.12.2005 N 728-99 “О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга“ земельный участок расположен в зоне Ж5 (жилая зона многоэтажной многоквартирной жилой застройки 9 этажей и выше). С учетом существующего Плана застройки кварталов 13-14-16 и 13-14-16А западнее Варшавской железной дороги на земельном участке Общества допустимо строительство только жилого дома.

Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции.

Суд согласился с тем, что Закон Санкт-Петербурга от 28.11.2005 N 611-86 не связывает право на применение пониженной ставки земельного налога с целью приобретения земельного участка или с видом разрешенного использования этого земельного участка.

Вместе с тем суд указал, что в силу статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Размер кадастровой стоимости земельного участка зависит в том числе от вида его разрешенного использования. Кадастровая стоимость земельного участка Общества - исходя из установленного для него вида разрешенного использования “для размещения объектов физической культуры и спорта“ - составила 61 729 463 рубля. Поэтому суд посчитал неправомерным применение ООО “ИНВЕСТТРЕЙД“ ставки налога, установленной для одного вида функционального использования земельного участка - “для земельных участков, занятых объектами жилищного фонда или предоставленных для строительства жилья“ к кадастровой стоимости, определенной для иного вида функционального использования земельного участка - “для размещения объектов физической культуры и спорта“. Представленные Обществом документы, подтверждающие совершение действий, направленных на оформление разрешительной документации для строительства на земельном участке жилого дома, суд отклонил. Изменение вида разрешенного использования земельного участка и, следовательно, его кадастровой стоимости, указанных в Едином
государственном реестре земель (Государственном кадастре недвижимости), не входит в полномочия арбитражного суда. Мер, направленных на приведение в соответствие кадастровой стоимости земельного участка целям его использования, для реализации которых он приобретен, Общество в установленном порядке не принимало, заявление об изменении вида разрешенного использования в установленном порядке в уполномоченные органы не подавало.

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает, что постановление суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе по следующим основаниям.

Как указано в статье 387 НК РФ, земельный налог в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливается и вводится в действие законами. При установлении земельного налога законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 названного Кодекса, порядок и сроки уплаты налога.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) налоговые ставки устанавливаются законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), или предоставленных для жилищного строительства.

С 1 января 2006 года на территории Санкт-Петербурга действует Закон Санкт-Петербурга от 28.11.2005 N 611-86, в пункте 2 статьи 2 которого установлена налоговая ставка 0,042 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, занятых объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального
комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), или предоставленных для жилищного строительства.

Из приведенной нормы следует, что для применения ставки земельного налога в размере 0,042 процента необходимо наличие на земельном участке объектов жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, либо предоставление участка для жилищного строительства.

Материалами дела подтверждается, что в марте 2003 года ООО “ИНВЕСТТРЕЙД“ по договору купли-продажи приобрело в собственность одноэтажный объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, улица Костюшко, дом 15, корпус 3, литера А, на земельном участке площадью 10 800 кв.м. Этот земельный участок передан Обществу в долгосрочную аренду на 49 лет. Земельный участок находится в Московском административном районе Санкт-Петербурга, в его южной части, в кварталах 13-14-16 и 13-14-16А западнее Варшавской железной дороги. Согласно Региональной программе реконструкции жилых домов первых массовых серий и Проекту застройки в указанных кварталах предполагается строительство единого жилого комплекса объектов жилья и соцкультбыта.

После приобретения объекта незавершенного строительства и получения земельного участка в аренду Общество обратилось в Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Санкт-Петербурга и администрацию Московского района Санкт-Петербурга за информацией о возможности строительства жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, улица Костюшко, дом 15, корпус 3, литера А. Получив положительный ответ, Общество приняло меры, направленные на внесение изменений в действующую градостроительную документацию (проект застройки кварталов 13-14-16 и 13-14-16А), для чего выполнены задание на корректировку градостроительной документации, генеральный план жилого дома со встроенными помещениями спортивно-оздоровительного комплекса. Эти документы согласованы с Комитетом по градостроительству и архитектуре администрации Санкт-Петербурга.

В декабре 2005 года
Законом Санкт-Петербурга от 22.12.2005 N 728-99 утвержден Генеральный план Санкт-Петербурга, в соответствии с которым земельный участок Общества расположен в пределах границ функциональной зоны развития - зоны многоэтажной многоквартирной жилой застройки 9 этажей и выше (Ж5).

Тогда же, в декабре 2005 года, Общество приобрело спорный участок в порядке приватизации в собственность (договор купли-продажи от 27.12.2005 N 3497-ЗУ/АО - т. 1, л. 55 - 61). То есть Общество с 01.01.2006 в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога.

В статье 390 Налогового кодекса РФ указано, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. В соответствии со статьей 391 НК налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Отнесение земельного участка к той или иной категории земель осуществляется в соответствии с положениями земельного законодательства РФ.

Суд первой инстанции, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные Обществом документы (т. 1, л. 49 - 54, т. 2, 33 - 43), признал доказанным факт приобретения Обществом земельного участка в собственность в целях жилищного строительства и, следовательно, правомерным применение Обществом при исчислении земельного
налога налоговой ставки 0,042 процента от кадастровой стоимости, указанной в выписке из кадастра.

Апелляционная инстанция признала неправильным исчисление Обществом земельного налога путем применения ставки налога, установленной для одного вида функционального использования земельного участка - “для земельных участков, занятых объектами жилищного фонда или предоставленных для строительства жилья“ к кадастровой стоимости, определенной для другого вида функционального использования земельного участка - “для размещения объектов физической культуры и спорта“.

Между тем при разрешении данного спора судом апелляционной инстанции не учтены положения нормативных актов Санкт-Петербурга, действовавшие в 2006 году.

Кадастровая стоимость земельных участков, признаваемая главой 31 Налогового кодекса налоговой базой для исчисления и уплаты земельного налога, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

В 2005 году проведена государственная кадастровая оценка земель Санкт-Петербурга, результаты которой утверждены постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 02.08.2005 N 1147.

Из названного постановления Правительства Санкт-Петербурга следует, что кадастровая стоимость земель устанавливалась для каждого кадастрового квартала независимо от вида функционального использования земель.

То есть в 2005 - 2006 годах в Санкт-Петербурге действовала единая кадастровая стоимость земель для всех видов функционального использования в границах одного квартала.

Только с 01.01.2007 постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.11.2006 N 1432 “Об утверждении результатов кадастровой оценки земель в Санкт-Петербурге“ кадастровая стоимость земель установлена для каждого кадастрового квартала с учетом вида функционального использования земельных участков. В частности, для земель под жилыми домами многоэтажной и повышенной этажной застройки кадастровая стоимость 1 кв.м земли составляет 3 276 руб., для земель учреждений и организаций народного образования, земель под объектами здравоохранения и
социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объектами - 355 руб.

Верховный Суд Российской Федерации в определении от 19.12.2007 N 78-Г07-49 указал, что причиной определения кадастровой стоимости земельных участков в Санкт-Петербурге независимо от вида функционального использования земель в 2005 - 2006 годах явилось отсутствие на момент принятия Правительством Санкт-Петербурга постановления от 02.08.2005 N 1147 нормативного документа, определяющего виды функциональных зон на территории Санкт-Петербурга. Виды функциональных зон, необходимые для определения кадастровой стоимости земель, утверждены Законом Санкт-Петербурга от 22.12.2005 N 728-99 “О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга“.

Таким образом, в Санкт-Петербурге по состоянию на 01.01.2006 размер кадастровой стоимости земельного участка не зависел от вида его функционального использования (вида разрешенного использования). Размер кадастровой стоимости зависел от кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок.

По общему правилу, установленному в пункте 1 статьи 391 и пунктах 12 и 14 статьи 396 НК РФ, налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом).

Инспекция в ходе камеральной проверки уточненного налогового расчета и при рассмотрении дела в судах не ссылалась на занижение Обществом облагаемой земельным налогом базы - кадастровой стоимости спорного земельного участка. По сведениям, имеющимся у налогового органа, кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2006 составляет 61 729 463 руб.

Кроме того, правомерность применения в 2006 году налоговой ставки 0,042 процента к кадастровой стоимости земельного участка Общества в части, занятой объектами инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса - магистральными канализационными сооружениями, подтвердило и Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу в решении от 01.11.2008 N 16-13/28968. В этом случае Управление отступило от занятой позиции о невозможности применения налоговой ставки, установленной для одного вида разрешенного использования земельного участка, к кадастровой стоимости участка, установленной при другом виде его разрешенного использования.

При изложенных обстоятельствах кассационная инстанция считает, что у суда апелляционной инстанции не имелось правовых оснований для отмены принятого судом первой инстанции решения, а потому постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2009 подлежит отмене, а решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.04.2009 - оставлению в силе.

Принимая во внимание удовлетворение кассационной жалобы Общества, а также в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с Инспекции подлежит взысканию в пользу ООО “ИНВЕСТТРЕЙД“ 1000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2009 по делу N А56-59151/2008 отменить.

Оставить в силе решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.04.2009 по тому же делу.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу в пользу общества с ограниченной ответственностью “ИНВЕСТТРЕЙД“ 1000 руб. в возмещение судебных расходов.

Председательствующий

Н.Г.КУЗНЕЦОВА

Судьи

А.В.АСМЫКОВИЧ

О.А.КОРПУСОВА