Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.09.2009 по делу N А56-8651/2009 Решение суда в части признания незаконными постановлений Росфиннадзора о привлечении ЗАО к ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ за несоблюдение сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям подлежит отмене, поскольку суд сделал ошибочный вывод о том, что речь идет об эпизодах одного административного деяния, однако последнее является самостоятельным, оконченным правонарушением.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 сентября 2009 г. по делу N А56-8651/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Алешкевича О.А., Бухарцева С.Н., при участии от закрытого акционерного общества “Петромакс“ Антонова М.В. (доверенность от 16.10.2008), от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Санкт-Петербурге Ширяева Р.А. (доверенность от 24.06.2009 N 72-04-45/494-м), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Санкт-Петербурге на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.03.2009 (судья Синицына Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2009 (судьи Протас Н.И., Дмитриева И.А., Згурская М.Л.) по делу
N А56-8651/2009,

установил:

закрытое акционерное общество “Петромакс“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге (далее - Управление) от 21.01.09 N 40-08/1154, 40-08/1155, 40-08/1156, 40-08/1157, 40-08/1158, 40-08/1159 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 руб. за каждое правонарушение.

Решением от 13.03.2009 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконными и отменил постановления Управления от 21.01.2009 N 40-08/1155, 40-08/1156, 40-08/1157, 40-08/1158, 40-08/1159. В остальной части требований отказал.

Постановлением апелляционной инстанции от 03.06.2009 решение от 13.03.2009 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Управление просит отменить судебные акты в части признания незаконными и отмены постановлений Управления от 21.01.09 N 40-08/1155, 40-08/1156, 40-08/1157, 40-08/1158, 40-08/1159. По мнению подателя жалобы, Обществом совершено шесть предусмотренных частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ самостоятельных противоправных деяний, и административное наказание должно быть назначено за каждое правонарушение.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения, полагая их правомерными.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества - доводы, изложенные в отзыве на нее.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании внешнеторгового контракта N 03-08-НМS-S от 30.10.07, заключенного с акционерным обществом Куусакоски (Финляндия), Общество вывозило товар по грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД) N 10216110/060808/0041160, 10216110/080808/0041764, 10216110/220808/0044681, 10216110/190808/0043931 (в августе 2008);

10216110/280408/0020098, 10216110/220408/0018593, 10216110/160408/0017107/10216110/220408/0018663, 10216110/260408/0019785, 10216110/260408/0019787, 10216110/260408/0019789, 10216110/260408/0019791, 10216110/220408/0018660 (в апреле 2008),

10216110/070708/0034559,
10216110/070708/0034563, 10216110/290708/0039212, 10216110/110708/0035623, 10216110/210708/0037444, 10216110/150708/0035306 (в июле 2008),

10216120/180108/0000713, 10216110/210108/0001483 (в январе 2008), 10216110/290108/0002849, 10216110/100208/0005158, 10216110/200208/0006892, 10216110/150208/0006087, 10216110/140208/0005898 (в феврале 2008),

10216100/110508/0022536, 10216110/300408/0020725, 10216110/260408/0019795, 10216110/020508/0020979, 10216110/120508/0022680, 10216110/210508/0024577 (в мае 2008).

По результатам проведенной таможенным органом проверки Общества установлены факты несвоевременного представления Обществом в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах.

Так, ГТД N 10216110/060808/0041160, 10216110/080808/0041764, 10216110/220808/0044681, 10216110/190808/0043931, подтверждающие вывоз товара по контракту в августе 2008 г., одновременно со справкой о подтверждающих документах представлены в уполномоченный банк 10.10.08, то есть с нарушением установленного пунктом 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.04 N 258-П (далее - Положение ЦБ РФ) 15-дневного срока;

ГТД N 10216110/280408/0020098, 10216110/220408/0018593, 10216110/160408/0017107/10216110/220408/0018663, 10216110/260408/0019785, 10216110/260408/0019787, 10216110/260408/0019789, 10216110/260408/0019791, 10216110/220408/0018660, подтверждающие вывоз товара по контракту в апреле 2008 г., одновременно со справками о подтверждающих документах от 20.06.08 и 09.07.08 представлены в уполномоченный банк 20.06.08, 09.07.08 и 10.10.08 соответственно, то есть с нарушением установленного пунктом 2.4 Положения ЦБ РФ 15-дневного срока;

ГТД N 10216110/070708/0034559, 10216110/070708/0034563, 10216110/290708/0039212, 10216110/110708/0035623, 10216110/210708/0037444, 10216110/150708/0035306, подтверждающие вывоз товара по контракту в июле 2008 г., одновременно со справкой о подтверждающих документах от 11.08.2008 представлены в уполномоченный банк 21.08.2008, то есть также с нарушением установленного пунктом 2.4 Положения ЦБ РФ 15-дневного срока;

ГТД N 10216120/180108/0000713, 10216110/210108/0001483, подтверждающие вывоз товара по контракту в январе 2008 г., одновременно со справкой о подтверждающих документах представлены в уполномоченный банк 10.04.2008 и 10.10.2008 соответственно, то есть с нарушением установленного пунктом 2.4 Положения ЦБ РФ 15-дневного срока,

ГТД N 10216110/290108/0002849, 10216110/100208/0005158, 10216110/200208/0006892, 10216110/150208/0006087, 10216110/140208/0005898, подтверждающие вывоз товара по контракту в феврале 2008 года, одновременно со справкой о подтверждающих документах от 07.04.2008, представлены в уполномоченный
банк 10.04.2008, то есть с нарушением установленного пунктом 2.4 Положения ЦБ РФ 15-дневного срока;

ГТД N 10216100/110508/0022536, 10216110/300408/0020725, 10216110/260408/0019795, 10216110/020508/0020979, 10216110/120508/0022680, 10216110/210508/0024577, подтверждающие вывоз товара по контракту в мае 2008 г., одновременно со справками о подтверждающих документах от 15.05.2008, 21.05.2008, 20.06.2008, представлены в уполномоченный банк 20.06.2008 и 09.07.2008 соответственно, то есть с нарушением установленного пунктом 2.4 Положения ЦБ РФ 15-дневного срока.

Установленные факты зафиксированы в протоколах от 11.12.2008, а постановлениями Управления от 21.01.2009 N 40-08/1154, 40-08/1155, 40-08/1156, 40-08/1157, 40-08/1158, 40-08/1159 Общество привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб. за каждое правонарушение.

Полагая данные постановления незаконными, Общество оспорило их в арбитражный суд.

Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок, которые влекут наложение штрафа на юридических лиц от сорока до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представить органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статьей 23 Закона. Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации уполномоченным банкам устанавливается Центральным банком Российской Федерации. Им же устанавливаются и единые формы учета и отчетности по валютным операциям, а также порядок
и сроки их представления (статьи 5, 23 Закона).

Пунктами 2.2 и 2.4 Положения ЦБ РФ установлено, что подтверждающие документы представляются резидентом в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах. Резидент представляет в уполномоченный банк документы, указанные в пункте 2.2 Положения ЦБ РФ, в установленном уполномоченным банком порядке и в согласованный с ним срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Судом по материалам дела установлено, что в данном случае Общество, являясь участником внешнеэкономической деятельности, не обеспечило соблюдение сроков представления в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах в сентябре 2008 года (вывоз товара в августе 2008 года), мае 2008 года (вывоз товара в апреле 2008 года), августе 2008 года (вывоз товара в июле 2008 года), феврале 2008 года (вывоз товара в январе 2008 года), марте 2008 года (вывоз товара в феврале 2008 года) и июне 2008 года (вывоз товара в мае 2008 года), то есть шесть раз.

Данные правонарушения являются самостоятельными, оконченными правонарушениями, вынесенными Управлением за нарушение сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям за разные отчетные периоды (подтверждающие документы представляются в банк за каждый отчетный период - в данном случае в срок не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска таможенными органами вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров). Следовательно, за каждое из установленных шести правонарушений виновное лицо
по правилам статьи 4.4 КоАП РФ подлежит привлечению к административной ответственности.

При таком положении вывод суда о том, что в данном случае речь идет об эпизодах одного административного правонарушения, кассационная инстанция считает неправомерным, а судебные акты в части признания незаконными и отмены постановлений Управления от 21.01.2009 N 40-08/1155, 40-08/1156, 40-08/1157, 40-08/1158, 40-08/1159 - подлежащими отмене как принятые с неправильным применением норм права.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.03.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного суда от 03.06.2009 по делу N А56-8651/2009 отменить в части признания незаконными и отмены постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге от 21.01.2009 N 40-08/1155, 40-08/1156, 40-08/1157, 40-08/1158, 40-08/1159.

В удовлетворении требований в этой части отказать.

В остальной части судебные акты оставить без изменения.

Председательствующий

Е.О.МАТЛИНА

Судьи

О.А.АЛЕШКЕВИЧ

С.Н.БУХАРЦЕВ