Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.02.2009 по делу N А26-1008/2009 В удовлетворении требования об отмене постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами отказано, поскольку факт отсутствия горячего водоснабжения в жилом доме подтвержден материалами дела, процедура административного производства и права общества соблюдены, административный орган действовал в соответствии с законом, а техническая ошибка, допущенная в оспариваемом решении, своевременно устранена и не повлекла существенного нарушения гарантированных законом прав заявителя.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 26 февраля 2009 г. по делу N А26-1008/2009

Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2009 года. Полный текст решения изготовлен 26 февраля 2009 года.

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Лазарева А.Ю., при ведении протокола помощником судьи Михайловой А.В. и участии в судебном заседании от Государственной жилищной инспекции Республики Карелия Ф.И.О. (доверенность от 02.04.2008 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании 25 февраля 2009 года дело по заявлению Открытого акционерного общества “Петрозаводские коммунальные системы“ об оспаривании постановления от 28.08.2008 года N 7 о назначении административного наказания,

установил:

Открытое акционерное общество “Петрозаводские коммунальные системы“ (далее - заявитель, общество, ОАО “ПКС“) обратилось
в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 28.08.2008 года N 7 о назначении административного наказания, вынесенного начальником Государственной жилищной инспекции Республики Карелия Ф.И.О. Оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде взыскания 10 000 руб. штрафа.

В обоснование требований заявитель указывает на существенные процессуальные нарушения, допущенные административным органом при производстве по делу об административном правонарушении, а именно: общество не было уведомлено о времени и месте рассмотрения оспариваемого постановления; административное дело было рассмотрено 28.08.2008 года в отсутствие представителя ОАО “ПКС“, а копия оспариваемого постановления направлена в адрес заявителя 06.02.2009 года.

Ответчик в отзыве на заявление требования не признал, указав, что при изготовлении оспариваемого постановления допущена техническая ошибка в дате документа. Данный факт был выявлен должностным лицом, вынесшим оспариваемое постановление, в связи с чем, 06.02.2009 года вынесено определение о внесении исправлений технических ошибок в постановление N 7 от 05.02.2009 года.

Заявитель о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. От заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.

С учетом положений части 2 статьи 156, части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, мнения представителя ответчика, суд рассматривает дело в отсутствие представителей заявителя.

Заслушав представителя ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства и материалы административного дела, суд установил следующие обстоятельства.

В Едином государственном реестре юридических лиц открытое акционерное общество “Петрозаводские коммунальные системы“ (ОАО “ПКС“) зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1031000052335.

В соответствии с Уставом общество осуществляет следующие виды деятельности: оказание коммунальных
услуг юридическим и физическим лицам; поставка электрической и тепловой энергии; передача электрической и тепловой энергии и др.

Из материалов дела следует, что жильцы дома N 10 по ул. Пограничной в г. Петрозаводске, являющиеся участниками Товарищества собственников жилья “Пограничная 10“ обратились в Прокуратуру г. Петрозаводска, в связи с отключением в ноябре 2008 года в жилом доме горячего водоснабжения. На основании указанного коллективного обращения граждан, переданного для рассмотрения в Государственную жилищную инспекцию Республики Карелия (далее - ответчик, жилищная инспекция, административный орган), ответчиком проведена проверка соблюдения ОАО “ПКС“ требований, установленных действующим законодательством, при предоставлении коммунальных услуг по горячему водоснабжению жильцам дома N 10 по ул. Пограничной в г. Петрозаводске.

В ходе проверки жилищной инспекцией установлено отсутствие горячего водоснабжения в указанном жилом доме в период с 28.11.2008 года по 10.12.2008 года.

Данный факт расценен жилищной инспекцией как нарушение обществом требований “Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов“, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 года N 1 (далее - Порядок), и Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам).

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления жилищной инспекцией в отношении ОАО “ПКС“ протокола об административном правонарушении N 000005 от 28.01.2009 года, на основании которого вынесено оспариваемое постановление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, в виде взыскания административного штрафа в размере 10 000 руб.

Считая постановление о привлечении к административной ответственности незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.

Оценив доводы сторон
по существу спора, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в противоправных действиях (бездействии), нарушающих нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.

В соответствии с пунктом 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю. Пунктом 6 Правил предусмотрено, что в состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг входит горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.

Действие Правил предоставления коммунальных услуг гражданам распространяется на потребителей и исполнителей коммунальных услуг.

Из пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам следует, что исполнителем коммунальных услуг могут являться юридические лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Как следует из материалов дела, собственниками помещений в доме N 10 по ул. Пограничной в г. Петрозаводске создано Товарищество собственников жилья “Пограничная 10“ (далее - ТСЖ “Пограничная 10“).

Между ТСЖ “Пограничная 10“ (абонент) и ОАО “ПКС“ (энергоснабжающая организация) заключен договор энергоснабжения тепловой энергией N 100-2-31-32340-01-01 от 17.10.2005
года. В соответствии с условиями данного договора энергоснабжающая организация приняла на себя обязательства подавать абоненту через присоединенную сеть согласованное количество тепловой энергии в соответствии с графиком ее подачи, а абонент обязуется полностью и своевременно оплачивать принятую энергию. Указанный договор является действующим.

В соответствии с пунктом 2.1.5 договора энергоснабжающая организация обязалась согласовывать сроки и продолжительность отключений, ограничений абонента для проведения плановых работ по ремонту тепловых энергоустановок.

В пункте 2.2.2 договора стороны предусмотрели, что за ненадлежащее исполнение денежных обязательств в установленные договором сроки энергоснабжающая организация имеет право прекратить подачу тепловой энергии полностью или частично после предупреждения абонента.

Последовательность действий энергоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов при нарушении организацией-потребителем сроков оплаты поданных топливно-энергетических ресурсов определен Порядком. Указанный порядок является льготными и распространяется на объекты жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с пунктом 3 Порядка при неоплате организацией - потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов.

Если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией-потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Энергоснабжающая или газоснабжающая организация обязана не менее чем за одни сутки сообщить организации-потребителю день и час прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов и проинформировать об этом органы исполнительной власти
субъекта Российской Федерации и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации (пункт 4 Порядка).

В соответствии с пунктом 80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.

Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается (пункт 85 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

Как установлено в судебном заседании, отключение горячего водоснабжения в жилом доме произведено ресурсоснабжающей организацией - ОАО “ПКС“, в связи с наличием задолженности.

Пунктом 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 указанного Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо.

Из пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Отношения, связанные с предоставлением услуг по горячему водоснабжению (подаче тепловой энергии в горячей воде), регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

Потребителем в соответствии с данными Правилами является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, которому в соответствии с пунктом 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам должна быть обеспечена бесперебойная подача коммунальных ресурсов.

Коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в
соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

В документе, видимо, допущен пропуск текста: исходя из смысла решения, имеется в виду “положений статей 135, 137 Жилищного кодекса Российской Федерации“.

Исходя из системного анализа положений 135, 137 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует, что в рамках рассматриваемых правоотношений, ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. В данном случае в обязанности ТСЖ входит заключение договора на подачу тепловой энергии и оплата услуг по ее предоставлению по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц, в связи с чем, ТСЖ будет являться посредником между теплоснабжающей организацией и гражданами, которые проживают в многоквартирном доме и являются непосредственными потребителями. Указанная позиция подтверждается Обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденным Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2007 года.

Пункт 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам не содержит положений об освобождении ресурсоснабжающей организации от ответственности за режим и качество подачи горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных сетей, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.03.2007 года N 4967-СК/07 “О применении пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам“, в указанном случае, в соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник помещения является абонентом (потребителем), а соответствующая ресурсоснабжающая организация - энергоснабжающей организацией. Пунктом 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что “к отношениям по договору снабжения электрической
энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное“. Указанной нормой Гражданского кодекса Российской Федерации установлен приоритет норм иных федеральных законов или иных правовых актов при регулировании отношений ресурсоснабжения. Таким образом, на отношения ресурсоснабжения распространяется действие Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

Факт отсутствия горячего водоснабжения в жилом доме N 10 по ул. Пограничной в г. Петрозаводске в период с 28.11.2008 года по 10.12.2008 года подтверждается материалами в дела, в частности, заявлением жильцов дома в Прокуратуру г. Петрозаводска, актами от 28.11.2008 года и 10.12.2008 года, протоколом об административном правонарушении от 29.01.2009 года, в связи с чем, суд приходит к выводу, что ОАО “ПКС“ является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, и обоснованно привлечено жилищной инспекцией к административной ответственности за совершенное правонарушение.

Оценив в соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процедуру привлечения общества к административной ответственности, суд не установил нарушений гарантированных законом процессуальных прав привлекаемого к административной ответственности лица, а равно и иных нарушений, носящих существенный характер и самостоятельно влекущих отмену оспариваемого постановления. Анализ административного производства свидетельствует о соблюдении срока давности привлечения заявителя к административной ответственности; процессуальные документы составлены уполномоченными должностными лицами; о времени и месте проведения процессуальных действий привлекаемое лицо извещалось заблаговременно и надлежащим образом, следовательно, возможность реализации заявителем гарантированных КоАП РФ процессуальных прав в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом была обеспечена.

Довод заявителя о том, что общество не было уведомлено о времени и месте рассмотрения оспариваемого постановления, поскольку оно датировано 28.08.2008 года, а его копия направлена в
адрес заявителя только 06.02.2009 года, опровергается имеющимися в деле доказательствами.

В соответствии с определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 28.01.2009 года ОАО “ПКС“ было уведомлено о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 05.02.2009 года на 14 час. 30 мин. в Государственной жилищной инспекции Республики Карелия по адресу: г. Петрозаводск, ул. Энгельса, д. 4, каб. 35. Указанное определение направлено в адрес заявителя факсимильной связью 28.01.2009 года и зарегистрировано за входящим номером 279, а также заказным письмом с уведомлением, на котором имеется отметка о вручении - 29.01.2009 года. Таким образом, общество было уведомлено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Поскольку представитель ОАО “ПКС“ на рассмотрение дела об административном правонарушении не явился, дело было рассмотрено без участия представителя общества. По результатам рассмотрения вынесено оспариваемое постановление, которое датировано 28.08.2008 года. Установив, что в постановлении о привлечении к административной ответственности допущена техническая ошибка в указании даты, 06.02.2009 года ответчиком вынесено определение о внесении исправлений технических ошибок в постановление N 7 от 05.02.2009 года (получено ОАО “ПКС“ 13.02.2009 года, о чем свидетельствует почтовое уведомление).

Факт того, что в дате оспариваемого постановления допущена техническая ошибка подтверждается также обстоятельствами административного дела, в том числе, вменяемое обществу правонарушение совершено в ноябре-декабре 2008 года; выявлено правонарушение в ходе проверки, проведенной ответчиком, на основании обращения жильцов дома N 10 по ул. Пограничной в г. Петрозаводске, поступившего в Государственную жилищную инспекцию Республики Карелия 11.12.2008 года.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в оспариваемом решении административного органа допущена техническая ошибка, которая была своевременно устранена, а
само по себе данное обстоятельство не повлекло существенного нарушения гарантированных законом прав заявителя в рамках производства по делу об административном правонарушении.

Суд считает правомерным с учетом наличия отягчающих обстоятельств, выразившихся в повторном совершении однородного административного правонарушения, назначение ОАО “ПКС“ наказания в виде штрафа в максимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 7.23 КоАП РФ.

Учитывая, что факт совершения ОАО “ПКС“ административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, подтвержден материалами дела, процедура административного производства и права общества соблюдены, административный орган действовал в рамках предписанных законом полномочий и в полном соответствии с законом, а доводы заявителя в ходе судебного разбирательства признаны несостоятельными, суд считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

решил:

1. В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления N 7 от 05.02.2009 года (с учетом исправленной Определением от 06.02.2009 года технической ошибки при указании даты), вынесенного начальником Государственной жилищной инспекции Республики Карелия Ф.И.О. которым открытое акционерное общество “Петрозаводские коммунальные системы“ (зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за N 1031000052335, расположено по адресу: г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 11-в) привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания 10 000 рублей штрафа отказать полностью.

2. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Судья

А.Ю.ЛАЗАРЕВ