Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.08.2009 по делу N А56-1546/2009 Суд правомерно взыскал с ОАО штраф за неочистку вагонов, возвращенных после выгрузки, указав, что общество как грузополучатель, осуществляющий своими средствами выгрузку, обязано очищать вагоны не только от остатков перевозимого в его адрес груза, но и от остатков ранее перевозимых грузов и неисполнение данной обязанности согласно статье 103 Устава железнодорожного транспорта РФ является основанием для взыскания штрафных санкций.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 августа 2009 г. по делу N А56-1546/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кужаровой Н.И., судей Афанасьева С.В. и Шпачевой Т.В., при участии от открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ Пудовой Т.С. (доверенность от 24.12.2008) и открытого акционерного общества “Морской порт Санкт-Петербург“ Кенцис Е.Г. (доверенность от 06.09.2009), рассмотрев 20.08.2009 в открытом судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ и открытого акционерного общества “Морской порт Санкт-Петербург“ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.03.2009 по делу N А56-1546/2009 (судья Радынов С.В.),

установил:

открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ (далее - ОАО
“РЖД“) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу “Морской порт Санкт-Петербург“ (далее - Порт) о взыскании 598 500 руб. штрафа за неочистку вагонов, возвращенных после выгрузки.

Решением от 30.03.2009, законность и обоснованность которого в апелляционном порядке не проверялась, с Порта в пользу ОАО “РЖД“ взыскано 594 000 руб. штрафа за неочистку вагонов, в удовлетворении остальной части иска отказано.

В кассационной жалобе ОАО “РЖД“, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить названный судебный акт и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

По мнению ОАО “РЖД“, суд необоснованно исключил из числа доказательств акт общей формы от 10.02.2008 N 2/307, который является надлежащим доказательством неочистки вагонов и основанием для начисления 4 500 руб. штрафа.

В кассационной жалобе Порт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, также просит отменить решение от 30.03.2009 и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.

По мнению Порта, акты общей формы не могут быть доказательствами факта неочистки вагонов, поскольку представители Порта их не подписали, а сделали оговорку о том, что “вагоны выгружены и зачищены согласно технологии“; суд неправомерно не применил Правила перевозок экспортных и импортных грузов, следующих через морские порты и приграничные станции не в прямом международном сообщении, утвержденные МПС СССР, ММФ СССР, МВЭС СССР 22.02.1991, к актам общей формы N 2/249, 2/251, 2/328, 2/330, 2/331, составленным в связи с обнаружением в вагонах остатков ранее перевозимых грузов.

В отзыве на жалобу Порта представитель ОАО “РЖД“ просил отказать в ее удовлетворении, ссылаясь на необоснованность приведенных в ней доводов.

В
судебном заседании представители ОАО “РЖД“ и Порта поддержали доводы своей жалобы и возражали против удовлетворения жалобы другой стороны.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, в период с 01.02.2008 по 29.02.2008 на подъездной путь Порта были поданы вагоны под выгрузку.

При передаче вагонов после выгрузки истец установил факты неочистки (наличия остатков чугуна) 133 вагонов, о чем составил акты общей формы от 10.02.2008 N 2/307, 2/308, 2/306; от 12.02.2008 N 2/326, 2/327, 2/328, 2/329, 2/330, 2/331; от 14.02.2008 N 2/335, 2/336, 2/337; от 29.02.2008 N 2/410; от 03.02.2008 N 2/224; от 02.02.2008 N 2/220; от 01.02.2008 N 2/208, 2/202, 2/201; от 05.02.2008 N 2/257; от 06.02.2008 N 2/259, 2/265, 2/260; от 08.02.2008 N 2/281, 2/282; от 04.02.2008 N 2/251, 2/249, 2/246, 2/245, 2/241, 2/240, 2/237, 2/238.

С целью взыскания с Порта 598 500 руб. штрафа за неочистку вагонов на основании статьи 44 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“ (далее - УЖТ РФ) и пунктов 1 и 2 Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 46 (далее - Правила очистки вагонов), истец обратился в арбитражный суд.

На основании статьи 44 УЖТ РФ после выгрузки грузов, грузобагажа вагоны, контейнеры в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления (в том числе
турникеты) или грузополучателем (получателем), или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов, грузобагажа. Основные требования к очистке вагонов, контейнеров и критерии такой очистки определяются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Согласно пункту 8 Правил очистки вагонов при обнаружении в вагоне, контейнере после выгрузки остатков ранее перевозимого в них груза грузополучатель или перевозчик в зависимости от того, чьими средствами осуществляется выгрузка, обязан полностью очистить вагон, контейнер от остатков всех грузов. Грузополучатель вправе предъявить претензию грузоотправителю за погрузку грузов в его адрес в неочищенный вагон, контейнер. В этом случае грузополучатель составляет акт общей формы. Перевозчик по заявлению грузополучателя может принять участие в подтверждении наличия в вагоне, контейнере остатков ранее перевозимого груза и подписать акт общей формы.

Пунктом 2 Правил очистки вагонов предусмотрено, что очищенными признаются вагоны и контейнеры (кроме вагонов-цистерн, бункерных полувагонов), из которых после выгрузки грузов удалены все остатки или скопления грузов внутри и снаружи на кузове вагонов и в (на) контейнерах, а также на ходовых частях вагонов (балках, тележках, крышках люков) и межвагонных соединений, кроме несъемного и съемного оборудования вагонов, которые не выдаются вместе с грузом.

Из указанных норм следует, что грузополучатель, осуществляющий своими средствами выгрузку, обязан очистить вагоны не только от остатков перевозимого в его адрес груза, но и от остатков ранее перевозимых грузов.

Согласно статье 103 УЖТ РФ в случае нарушения грузополучателем требований, установленных статьей 44 названного Устава, грузополучатель уплачивает перевозчику штраф в размере 45 и 15 размеров минимального размера оплаты труда соответственно за вагон и контейнер.

Факт неочистки 132 вагонов, т.е. нарушения Портом требований статьи 44 УЖТ РФ, подтвержден надлежащими
доказательствами - актами общей формы, составленными ОАО “РЖД“ в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила составления актов), в связи с чем суд сделал обоснованный вывод об обязанности ответчика уплатить штраф в сумме 594 000 руб.

Вместе с тем суд обоснованно не принял в качестве доказательства неочистки вагона N 62362546 акт общей формы от 10.02.2008 N 2/307 и правомерно отказал во взыскании 4500 руб. штрафа.

Согласно пункту 3.5 Правил составления актов акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.

По смыслу пункта 3.5 Правил составления актов одним из условий для признания акта общей формы составленным надлежащим образом является подписание такого акта не менее чем двумя лицами (один из которых перевозчик), участвующими в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для составления акта.

Действующим законодательством не установлено правило о том, что акт общей формы должен содержать две подписи представителей перевозчика и подпись грузоотправителя или грузополучателя, участвующего в составлении акта. Наличие двух подписей представителей перевозчика необходимо в отношении актов общей формы, которые вообще не были подписаны представителем грузоотправителя либо грузополучателя или для подписания которых данный представитель другой стороны не явился.

В ходе рассмотрения дела установлено, что подлинный акт от 10.02.2008 N 2/307 подписан только одним представителем ОАО “РЖД“ - Трофимовой Е.А., в связи с чем суд правомерно посчитал акт недопустимым доказательством.

Довод жалобы ОАО “РЖД“ о том, что акт подписан также представителем Порта, кассационная инстанция отклоняет. Подпись представителя Порта поставлена под
записью “вагоны выгружены и зачищены согласно технологии“ и не подтверждает (не удостоверяет), а опровергает факт неочистки вагона. Подпись представителя Порта на обратной стороне акта также не подтверждает факт неочистки вагона. С учетом этого обстоятельства нельзя сделать вывод о том, что спорный акт подписан двумя лицами, удостоверяющими факт неочистки вагонов.

Кассационная инстанция также отклоняет довод Порта о необходимости применения к правоотношениям сторон Правил перевозок экспортных и импортных грузов, следующих через морские порты и приграничные станции не в прямом международном сообщении, утвержденных МПС СССР, ММФ СССР, МВЭС СССР 22.02.1991, в силу которых Порт обязан производить очистку вагонов от ранее перевозимых грузов только при наличии заявки железной дороги и за ее счет.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Частью 7 статьи 44 УЖТ РФ предусмотрено, что основные требования к очистке вагонов, контейнеров и критерии такой очистки определяются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

На момент составления ОАО “РЖД“ актов общей формы основные требования к очистке и промывке вагонов и контейнеров определялись Правилами очистки вагонов, которые и подлежат применению к правоотношениям сторон по данному делу.

Частью 1 статьи 44 УЖТ РФ и пунктами 2, 8 Правил очистки вагонов установлена обязанность грузополучателя или перевозчика (в зависимости от того, чьими средствами осуществляется выгрузка) полностью очистить вагон, контейнер от остатков всех грузов.

Порт как грузополучатель, осуществляющий своими средствами выгрузку, обязан очищать вагоны не только от остатков перевозимого в его адрес груза, но и от остатков ранее перевозимых грузов. Неисполнение данной обязанности согласно статье 103 УЖТ РФ
является основанием для взыскания штрафных санкций.

Ввиду того, что обжалуемый судебный акт принят в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.03.2009 по делу N А56-1546/2009 оставить без изменения, а кассационные жалобы открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ и открытого акционерного общества “Морской порт Санкт-Петербург“ - без удовлетворения.

Председательствующий

Н.И.КУЖАРОВА

Судьи

С.В.АФАНАСЬЕВ

Т.В.ШПАЧЕВА