Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.02.2009 по делу N А26-8388/2008 Требование налогового органа об уплате НДФЛ, независимо от момента его возникновения, не подлежит включению в реестр требований кредиторов заявителя и удовлетворяется в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯИменем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 февраля 2009 г. по делу N А26-8388/2008
Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2009 года. Полный текст решения изготовлен 24 февраля 2009 года.
Арбитражный суд Республики Карелия
в составе:
судьи Подкопаева А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юрьевой С.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества “Онежский тракторный завод“ к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия о признании незаконными действий по выставлению требования N 122 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 25.12.2008 г.,
при участии в заседании:
от заявителя - Товмасяна В.О., представителя по доверенности от 14.01.2009 года N 84/10-38;
от ответчика - заместителя начальника юридического отдела Кайгородовой О.Э. (доверенность от 14.01.2009 года),
установил:
открытое акционерное общество “Онежский тракторный завод“ (далее - заявитель, общество, ОАО “ОТЗ“) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Карелия (далее - ответчик, инспекция) о признании незаконными действий по выставлению требования N 122 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 25.12.2008 г. По мнению заявителя, оспариваемое требование не соответствует фактической обязанности общества по уплате налога (пени) и противоречит положениям Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 года “О несостоятельности (банкротстве)“.
Определением от 22.01.2009 года в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом произведена замена ответчика, межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Карелия, на правопреемника - межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика заявленные требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве.
Заслушав представителей ответчика и заявителя, изучив и оценив представленные по делу доказательства, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Карелия от 20.07.2007 года, вынесенным по делу N А26-7111/2005-183, ОАО “ОТЗ“ признано несостоятельным (банкротом) и в отношении общества открыто конкурсное производство.
Налоговой инспекцией в 2007 году проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за период с 01.10.2004 г. по 30.06.2007 г., о чем составлен акт от 23.08.2007 года.
Из акта проверки следует, что ОАО “ОТЗ“, являясь налоговым агентом, несвоевременно перечислило удержанный у работников общества НДФЛ. Задолженность предприятия перед бюджетом по налогу по состоянию на 25.09.2007 года составила 15393864,74 руб.
По результатам проверки налоговой инспекцией принято решение от 25.09.2007 года N 8, о привлечении ОАО “ОТЗ“ к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, и предложено обществу уплатить в срок, указанный в требовании, сумму налога и соответствующих пеней.
ОАО “ОТЗ“ обжаловало названное решение в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия. По итогам рассмотрения жалобы решение налоговой инспекции изменено, размер недоимки по НДФЛ и соответствующих пеней уменьшен. Задолженность по НДФЛ установлена в сумме 15064106,74 руб., пени - 5039550,02 руб.
Решение налоговой инспекции с учетом внесенных Управлением изменений обжаловалось обществом в судебном порядке (дело N А26-6810/2007), и в части взыскания НДФЛ, соответствующих пеней и штрафных санкций признано законным и обоснованным.
Налоговая инспекция выставила требование N 122 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 25.12.2008 года, в котором обществу предложено уплатить в срок до 26.01.2009 года пени по НДФЛ в сумме 5039550,02 руб.
Считая указанное требование противоречащим Налоговому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону N 127-ФЗ от 26.10.2002 года “О несостоятельности (банкротстве)“, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее - Закон о банкротстве, Закон N 127-ФЗ) под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Согласно пункту 1 статьи 134 Закона о банкротстве требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, погашаются за счет конкурсной массы вне очереди.
Согласно ст. 2 Закона N 127-ФЗ под обязательными платежами понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 207 Налогового кодекса РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Пунктами 4 и 6 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты обязаны удерживать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате и перечислять суммы исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
Согласно п. 9 ст. 226 НК РФ уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается.
Таким образом, общество не является плательщиком НДФЛ, а исполняет обязанности налогового агента, в связи с чем, должно перечислять в бюджет суммы названного налога, удержанные с выплаченных им физическим лицам доходов.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 “О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве“, требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями ст. ст. 2 и 4 Закона N 127-ФЗ понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей. Данное требование, независимо от момента его возникновения, в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве.
Следовательно, требование налогового органа к должнику (в данном случае - обществу), несвоевременно исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного НДФЛ, имеет особую правовую природу и не подпадает под определяемое положениями ст. ст. 2 и 4 Закона N 127-ФЗ понятие обязательного платежа. Соответственно, требование налогового органа об уплате НДФЛ, независимо от момента его возникновения не подлежит включению в реестр требований кредиторов заявителя и удовлетворяется в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Как указано в пункте 1 статьи 72 и пункте 1 статьи 75 НК РФ, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3 статьи 75 НК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Принудительное взыскание пеней осуществляется в таком же порядке, что и недоимки по налогам (пункт 6 статьи 75 НК РФ), то есть до взыскания с организации пеней в бесспорном порядке, установленном статьей 46 НК РФ, налоговый орган обязан направить требование об их уплате в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 НК РФ.
Следовательно, порядок взыскания пеней по НДФЛ такой же, как взыскание недоимки по налогу на доходы физических лиц, а, значит, пени в сумме 5039550,02 руб. правомерно включены в оспариваемое требование. Правомерность начисления пеней в указанном размере заявитель не оспаривает.
Таким образом, действия налоговой инспекции по направлению обществу оспариваемого ненормативного акта - требования N 122 правомерны.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия,
решил:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Расходы по уплате государственной пошлины отнести на заявителя.
3. Решение может быть обжаловано:
- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения - в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);
- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).
Судья
А.В.ПОДКОПАЕВ