Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.02.2009 по делу N А26-4937/2008 Требование о взыскании убытков, причиненных бездействием ответчиков, не утвердивших норматив потребления гражданами тепловой энергии, удовлетворено, поскольку противоправность поведения органов местного самоуправления, выразившаяся в непринятии решения об утверждении норматива отопления, установлена вступившим в законную силу решением арбитражного суда, причинно-следственная связь между бездействием органов местного самоуправления и недополучением предприятием денежным средств в связи с занижением нормативов потребления также установлена.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 19 февраля 2009 г. по делу N А26-4937/2008

Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2009 года. Полный текст решения изготовлен 19 февраля 2009 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе:

судьи Пановой Т.Е.,

при ведении протокола судебного заседания помощником Соломоновой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью “Жилищно-технический эксплуатационный комплекс“

к Администрации муниципального образования “Суоярвский район“ и Совету депутатов муниципального образования “Суоярвский район“

3-е лицо: Государственный комитет РК по энергетике и регулированию тарифов

о взыскании 1 216 959 руб. 90 коп.

при участии

от истца: Герман И.Н. - заместитель генерального директора, Жихар Н.Г. - юрисконсульт, Семенова В.И. - начальник производственного отдела,

от
ответчиков: Сухорукова С.И. - юрисконсульт,

от 3-го лица: Губанова Е.В. - ведущий специалист отдела регулирования тарифов, Ропотихина О.О. - главный специалист по правовым вопросам

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Жилищно-технический эксплуатационный комплекс“ обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании Администрации муниципального образования “Суоярвский район“ (далее Администрация) 639 941 руб. 49 коп., с Совета депутатов муниципального образования “Суоярвский район“ (далее Совет) в сумме 857 561 руб. 27 коп. - убытки, причиненными бездействием ответчиков, не утвердивших на 2007 и 1 половину 2008 года норматив потребления гражданами тепловой энергии.

Исковые требования мотивированы ссылками на статьи 15, 16 ГК РФ, решение Арбитражного суда РК от 11.07.2008 г. по делу А26-1692/2008.

В судебном заседании истец заявил ходатайство об уменьшении суммы иска до 1 216 959 руб. 90 коп., из которых просит взыскать с Совета - 831 609 руб. 60 коп., с Администрации - 385 350 руб. 30 коп.

Данное ходатайство судом удовлетворено.

Ответчик иск не признал, считает, что истец документально не подтвердил размер убытков.

Для проверки правильности расчетов количества ежемесячно вырабатываемой тепловой энергии на основании расхода топлива (в связи с отсутствием на котельных приборов учета) по ходатайству истца для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Государственный комитет РК по энергетике и регулированию тарифов.

В судебном заседании представители третьего лица пояснили, что методика определения размера убытков выбрана правильно. По Методическим рекомендациям объем реализации тепловой энергии, заложенный в тариф, должен равняться нормативу потребления. Расчет истца показал, что предприятие за указанный период выработало тепловой энергии не менее объема реализации, заложенного в тариф.

Заслушав представителей сторон и
третьего лица, суд установил следующее.

10 мая 2006 года между Администрацией муниципального образования “Суоярвский район“ (заказчик) и ООО “Жилищно-технический эксплуатационный комплекс“ (исполнитель) был заключен договор на выполнение работ по обслуживанию жилищного фонда и оказанию коммунальных услуг.

В соответствии с данным договором истец занимался выработкой и поставкой тепловой энергии в жилые дома населенных пунктов района. Расчеты с населением по оплате за тепловую энергию производились по нормативу потребления, утвержденному решением Суоярвского районного Совета местного самоуправления от 24 октября 2000 г

Считая нормативы потребления заниженными, истец обращался в орган местного самоуправления с требованием об утверждении новых нормативов (письмо от 16.11.2006 г. - л.д. 73, от 23.01.2007 г. - л.д. 76, 24.10.2007 г. - л.д. 86).

Письмом от 14.01.2007 года Государственный комитет РК по энергетике и регулированию тарифов подтвердил, что норматив потребления тепловой энергии занижен, в связи с чем предприятие несет убытки, особенно по населенному пункту Лоймола (л.д. 27-28).

Поскольку органы муниципального управления не принимали решения об утверждении норматива отопления в п. Лоймола, истец обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными бездействия Совета депутатов муниципального образования “Суоярвский район“ и администрации муниципального образования “Суоярвский район“, выразившихся в непринятии решения об утверждении норматива отопления в Лоймольском сельском поселении и об обязании администрацию утвердить нормативы отопления в Лоймольском сельском поселении.

Решением арбитражного суда от 11 июля 2008 года по делу А26-1692/2008 исковые требования удовлетворены (л.д. 30-32). При этом суд установил, что до 20 декабря 2007 года обязанность по утверждению норматива лежала на Совете депутатов, а с 21 декабря 2007 года на Администрации.

Поскольку полномочия по теплоснабжению были переданы с 15
мая 2008 года Лоймольскому сельскому поселению, последнее решением от 11.01.2008 года утвердило новые нормативы потребления тепловой энергии.

В настоящее время истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании убытков, причиненных органами местного самоуправления.

Суд считает, что иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению.

Ответственность за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, предусмотренный статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, наступает только при наличии состава правонарушения, включающего наступление вреда и доказанность его размера, противоправность поведения, вину причинителя вреда, а также причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

Установленный в 2000 году норматив на отопление в размере 0,0192 Гкал/кв. м не был приведен органом местного самоуправления в соответствие с постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 306 “Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг“.

Противоправность поведения органов местного самоуправления, выразившаяся в непринятии решения об утверждении норматива отопления, установлена решением арбитражного суда от 11 июля 2008 года по делу А26-1692/2008

Суд считает, что расчет размера убытков истцом применен правильно. Обоснованность расчета подтверждена Государственным комитетом РК по энергетике и регулированию тарифов и материалами дела.

Причинно-следственную связь между бездействием органов местного самоуправления и недополучением предприятием денежным
средств, в связи с заниженным нормативов потребления, также имеется.

При таких обстоятельствах у суда нет оснований для отказа в иске.

По правилам ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на ответчиков. Поскольку по правилам ст. 333.37 НК РФ ответчики освобождены от уплаты госпошлины, уплаченная истцом при подаче иска госпошлина подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Исковые требования удовлетворить. Взыскать в пользу ООО “Жилищно-технический эксплуатационный комплекс“: с Администрации муниципального образования “Суоярвский район“ за счет средств казны 385 350 руб. 30 коп. - убытки, с Совета депутатов муниципального образования “Суоярвский район“ за счет средств казны 831 609 руб. 60 коп. - убытки.

2. Возвратить ООО “Жилищно-технический эксплуатационный комплекс“ из федерального бюджета 16 390 руб. 53 коп. - госпошлина. Выдать справку.

3. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Судья

Т.Е.ПАНОВА