Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.08.2009 по делу N А66-1248/2009 Суд отказал в признании незаконным постановления ГАТИ о привлечении ООО к административной ответственности, предусмотренной законодательством субъекта РФ в сфере коммунального хозяйства, поскольку материалами дела подтверждается несоблюдение ООО требований к установке мусорных контейнеров, предназначенных для сбора бытовых отходов, выразившееся в отсутствии с трех сторон контейнерной площадки ограждения высотой не менее 1,5 метра.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 августа 2009 г. по делу N А66-1248/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Клириковой Т.В., Матлиной Е.О., при участии от Управления Государственной административно-технической инспекции Тверской области Алексеева А.Е. (доверенность от 27.07.2009 N 87), рассмотрев 28.07.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Сбытовое объединение “Тверьнефтепродукт“ на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2009 по делу N А66-1248/2009 (судьи Бочкарева И.Н., Богатырева В.А., Тарасова О.А.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Сбытовое объединение “Тверьнефтепродукт“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления
Государственной административно-технической инспекции Тверской области (далее - Управление) от 13.02.2009 N 04/01 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 28 Закона Тверской области от 14.07.2003 N 46-ЗО “Об административных правонарушениях“ (далее - Закон N 46-ЗО).

Решением суда от 12.03.2009 заявление удовлетворено.

Постановлением от 30.04.2009 апелляционная инстанция отменила решение суда от 12.03.2009, в удовлетворении заявления отказала.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 30.04.2009, оставить в силе решение от 12.03.2009.

В судебном заседании представитель Управления возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

Общество извещено надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, 29.01.2009 должностным лицом Управления проведен осмотр территории, прилегающей к автозаправочной станции N 98 (далее - АЗС), принадлежащей Обществу, расположенной по адресу: город Тверь, ул. Набережная р. Лазури, д. 9.

В ходе осмотра выявлено нарушение требований к установке урн, мусорных контейнеров, предусмотренных пунктом 9.7 Правил в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области, утвержденных постановлением Администрации Тверской области от 26.11.2008 N 430-па (далее - Правила N 430-па), выразившееся в отсутствии ограждения с трех сторон контейнерной площадки.

По результатам осмотра составлен акт осмотра территории от 29.01.2009 и протокол об административном правонарушении от 13.02.2009 N 04/01.

Постановлением от 13.02.2009 N 04/01 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 28 Закона Тверской области от 14.07.2003
N 46-ЗО “Об административных правонарушениях“ (далее - Закон N 46-ЗО) и ему назначено административное наказание в виде 5 000 руб. штрафа.

Общество, посчитав постановление Управления незаконным, оспорило его в судебном порядке.

Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии оснований для привлечения Общества к административной ответственности, указав, что требования по эксплуатации АЗС и обращению с отходами производства и потребления осуществляется исключительно федеральными нормативными правовыми актами, в связи с чем нормы Закона N 46-ЗО и Правил N 430-па не распространяются на АЗС, которые относятся к объектам федерального государственного экологического надзора.

Суд апелляционной инстанции признал данный вывод суда ошибочным, исходя из того, что в данном случае нарушение заключается в несоблюдении правил благоустройства, несоответствии внешнего вида объекта хозяйственной деятельности требованиям законодательства Тверской области, что не идентично нарушениям в сфере обращения с отходами.

Кассационная инстанция считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 1 Закона N 46-ЗО данный нормативный правовой акт устанавливает административную ответственность физических, должностных и юридических лиц за нарушения законов, иных нормативных правовых актов по предметам исключительного ведения Тверской области, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления в части, не урегулированной федеральным законодательством.

Статьей 28 Закона N 46-ЗО предусматривается ответственность за несоблюдение требований к установке урн, мусорных контейнеров и иных емкостей, предназначенных для сбора бытовых отходов, в виде наложения административного штрафа на
должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Требования к установке урн, мусорных контейнеров и иных емкостей, предназначенных для сбора бытовых отходов, предусмотрены разделом IX Правил N 430-па. Согласно пункту 9.7 Правил N 430-па контейнерная площадка должна иметь с трех сторон ограждение высотой не менее 1,5 метра.

В соответствии с пунктом 1.1 Правил N 430-па названные Правила устанавливают единые требования в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области, обязательные к исполнению для органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями расположенных на территории Тверской области земельных участков, зданий, строений и сооружений.

Из содержания данной нормы следует, что Правила N 430-па распространяются на все хозяйствующие субъекты, осуществляющих свою деятельность на территории Тверской области.

Согласно пункту 1.1 Положения об управлении Государственной административно-технической инспекции Тверской области, утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 17.04.2008 N 90-па (далее - Положение об управлении), Управление является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим контроль в сфере благоустройства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области, то есть контроль (надзор) за соблюдением норм и правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории области.

Пунктом 2.1 Положения об управлении определено, что основной задачей Управления является контроль и надзор за соблюдением установленных нормативными правовыми актами Тверской области, муниципальными правовыми актами требований в сфере благоустройства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области, в том числе надзор за соблюдением требований к установке
урн, мусорных контейнеров и иных емкостей, предназначенных для сбора бытовых отходов; выявление случаев оставления бытовых отходов и иного мусора вне мусорных контейнеров и иных емкостей, предназначенных для их сбора.

Исследовав и оценив материалы дела, суд апелляционной инстанции сделал вывод, что Обществом нарушен пункт 9.7 Правил N 430-па. Апелляционная инстанция обоснованно указала, что состав правонарушения, вмененный Обществу, заключается в несоблюдении требований по установке мусорного контейнера, предназначенного для сбора бытовых отходов, то есть в несоблюдении правил внешнего благоустройства и надлежащего содержания объекта хозяйственной деятельности, несоответствии его внешнего вида требованиям, установленным законодательством Тверской области.

Требования, предъявляемые к эксплуатации АЗС, ее территории, зданиям, сооружениям и оборудованию, инженерным коммуникациям, метрологическому обеспечению, экологической и пожарной безопасности устанавливаются нормативно-правовым актом Российской Федерации - Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденными приказом Минэнерго Российской Федерации от 01.08.2001 N 229 (далее - Правила N 229). Однако, Правила N 229 не регулируют вопросы благоустройства на территории субъектов Российской Федерации.

Пунктом 19.3 Правил N 229 предусмотрено, что бытовой мусор временно размещается в контейнерах с плотно закрывающейся крышкой.

Раздел 19 Правил N 229 “Обращение с отходами“ не содержит дополнительных требований по установлению ограждений контейнеров на АЗС. В то же время указанный документ не устанавливает каких-либо требований или запретов в отношении обустройства контейнерной площадки для чистоты и порядка на территории АЗС.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что Общество правомерно привлечено Управлением к административной ответственности на основании статьи 28 Закона N 46-ЗО за несоблюдение требований к установке урн, мусорных контейнеров и иных емкостей, предназначенных для сбора бытовых отходов.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе,
не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

При подаче кассационной жалобы Общество уплатило 1 000 руб. государственной пошлины платежным поручением от 25.06.2009 N 6220. Однако в силу пункта 4 статьи 208 АПК РФ указанная государственная пошлина является излишне уплаченной и подлежит возврату из федерального бюджета на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2009 по делу N А66-1248/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Сбытовое объединение “Тверьнефтепродукт“ - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью “Сбытовое объединение “Тверьнефтепродукт“ из федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 25.06.2009 N 6220.

Председательствующий

Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ

Судьи

Т.В.КЛИРИКОВА

Е.О.МАТЛИНА