Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.08.2009 по делу N А44-3998/2008 При новом рассмотрении дела о взыскании с Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации расходов, возникших в результате предоставления ОАО отдельным категориям граждан льгот по оплате газа, суду следует проверить обоснованность включения обществом НДС в сумму возмещаемых расходов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 августа 2009 г. по делу N А44-3998/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Яковца А.В., судей Кирилловой И.И., Кравченко Т.В., рассмотрев 03.08.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 14.04.2009 по делу N А44-3998/2008 (судья Нестерова И.В.),

установил:

открытое акционерное общество “Новгородоблгаз“ (далее - Общество, ОАО “Новгородоблгаз“) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Новгородской области в лице Комитета финансов Новгородской области (далее - Комитет финансов области), к администрации Маловишерского муниципального района и к Российской Федерации в лице Министерства финансов
Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании 26 963 руб. 10 коп. выпадающих доходов, возникших вследствие предоставления отдельным категориям граждан, проживающих на территории Маловишерского муниципального района, льгот по оплате сжиженного газа в июне, в июле и в августе 2008 года.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по социальным вопросам Маловишерского муниципального района (далее - Комитет по социальным вопросам), Управление по ценовой и тарифной политике Новгородской области и Управление Федерального казначейства по Новгородской области.

Решением от 14.04.2009 суд первой инстанции взыскал в пользу ОАО “Новгородоблгаз“ с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации 9 544 руб. 40 коп. убытков, с Новгородской области в лице Комитета финансов области за счет казны Новгородской области - 17 148 руб. 70 коп. убытков. Производство по делу в части взыскания 270 руб. прекращено. В удовлетворении исковых требований к администрации Маловишерского муниципального района отказано.

В апелляционном порядке законность указанного решения не проверялась.

В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить принятое по настоящему делу решение в части взыскания убытков с Российской Федерации и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в указанной части.

Податель жалобы указывает на отсутствие у него полномочий по принятию и изменению федеральных и областных законов, а также на то обстоятельство, что Новгородская область не была лишена возможности в пределах 2008 финансового года направить заявку об изменении субсидий (субвенций) на соответствующие цели.

Минфин РФ также считает, что в нормативных актах, предусматривающих предоставление отдельным категориям граждан льгот по оплате сжиженного газа, не содержится указания
на то, что скидка в размере 50 процентов распространяется на цену газа, включающую стоимость его доставки до потребителя.

Кроме того, по мнению подателя жалобы, Общество необоснованно включило в состав взыскиваемой суммы налог на добавленную стоимость.

В представленном отзыве ОАО “Новгородоблгаз“, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о месте и времени его рассмотрения, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью третьей статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.

Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, ОАО “Новгородоблгаз“ в спорный период осуществляло деятельность по обеспечению сжиженным газом населения, проживающего на территории Маловишерского муниципального района.

При взимании платы за реализуемый сжиженный газ в баллонах с доставкой до потребителя Общество во исполнение требований федерального и областного законодательства предоставляло 50-процентную скидку участникам Великой Отечественной войны, членам их семей, инвалидам, жертвам политических репрессий, ветеранам труда и многодетным семьям.

Для возмещения неполученных в связи с этим доходов ОАО “Новгородоблгаз“ предъявило Комитету по социальным вопросам счета-фактуры.

В связи с тем, что доходы, неполученные в связи с предоставлением льгот перечисленным категориям граждан, не были в полном объеме возмещены, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции признал исковые требования к Российской Федерации и к Новгородской области обоснованными как по праву, так и по размеру, в связи с чем удовлетворил иск в указанной части.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, проверив законность обжалуемого решения и обоснованность доводов, приведенных в
кассационной жалобе, пришел к следующим выводам.

Одной из мер социальной поддержки, предоставляемой в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“ инвалидам и участникам Великой Отечественной войны (статьи 14 и 15), лицам, награжденным знаком “Жителю блокадного Ленинграда“ (статья 18), членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий (статья 21), является льгота по оплате коммунальных услуг (50 процентов).

Меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации (пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“).

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50-ти процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

В соответствии со статьей 28.2 названного Федерального закона Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Статьей 16 Закона Российской Федерации
от 18.10.1991 N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“ установлено, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Областного закона Новгородской области от 11.11.2005 N 557-ОЗ “О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан“ реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, предоставлена льгота по оплате сжиженного газа в размере 50 процентов его стоимости.

Статьей 2 Областного закона Новгородской области от 08.09.2006 N 710-ОЗ “О ветеранах труда Новгородской области и наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями“ для ветеранов труда Новгородской области после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ устанавливается мера социальной поддержки в виде оплаты сжиженного газа в размере 50 процентов его стоимости.

Такая же мера социальной поддержки предусмотрена статьей 3 Областного закона Новгородской области от 17.01.2005 N 394-ОЗ “О мерах по социальной поддержке многодетных семей, проживающих на территории Новгородской области“ для многодетных семей.

Согласно пункту 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за
холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 332 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства“ и Методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 15.06.2007 N 129-Э/2, установлены дифференцированные розничные цены на сжиженный баллонный газ в зависимости от системы функционирования: реализация сжиженного газа в баллонах без доставки до потребителя; реализация сжиженного газа в баллонах с доставкой до потребителя; реализация сжиженного газа из групповых газовых резервуарных установок.

Постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 19.12.2007 N 36 установлены розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению Обществом, в том числе на сжиженный газ в баллонах без доставки до потребителя - 17,31 руб. за 1 кг; на сжиженный газ в баллонах с доставкой до потребителя - 19 руб. 54 коп. за 1 кг.

С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что услуги по доставке сжиженного газа в баллонах не являются отдельно регулируемым видом деятельности, а включаются в тариф, является правильным.

Факт оказания услуг льготным категориям граждан в спорный период ответчиками не оспаривается и подтвержден надлежащими доказательствами.

Суд установил, что в бюджет Новгородской области и, соответственно, в муниципальное образование были полностью перечислены субвенции на реализацию льгот, установленных федеральным законодательством, в размере, заявленном субъектом Российской Федерации. Участвующие в деле лица данный вывод не оспаривают.

С учетом разъяснений,
приведенных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ (пункты 18 и 19), вывод суда о том, что понесенные истцом в связи с предоставлением льгот расходы должны возмещаться за счет федерального и регионального бюджетов, следует признать соответствующим фактическим обстоятельствам дела.

Доводы подателя жалобы о том, что судом не установлена вина Минфина РФ, суд кассационной инстанции отклоняет, поскольку возмещение расходов коммерческих организаций по предоставлению отдельным категориям граждан льгот за счет средств этих организаций не может быть поставлено в зависимость от наличия (отсутствия) вины государственного органа.

Вместе с тем суд кассационной инстанции считает правомерными доводы Минфина РФ о необоснованности включения в сумму возмещаемых расходов налога на добавленную стоимость.

Объекты налогообложения по указанному налогу определены пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В силу пункта 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 40 названного Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

При реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством,
налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

На основании пункта 2 статьи 154 и подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, которые предоставляются бюджетами различного уровня не в счет увеличения доходов организации, а выделяются для возмещения фактических убытков, связанных с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная из фактических цен их реализации.

То есть в данном случае налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется с учетом фактических цен, установленных для населения и для его отдельных групп, имеющих льготы.

Таким образом, компенсация расходов, понесенных в связи с оказанием услуг льготным категориям потребителей, полученная от уполномоченного к ее выплате государственного органа, объектом налогообложения не является.

Из материалов дела следует, что размер взыскиваемых расходов определен истцом исходя из розничных цен на реализуемый населению сжиженный газ, установленных постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 19.12.2007 N 36.

Как следует из текста названного постановления, в указанные цены включен налог на добавленную стоимость.

В связи с изложенным суд кассационной инстанции считает обжалуемое решение в части взыскания убытков с Российской Федерации и с Новгородской области подлежащим отмене, а дело в указанной части - направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, проверить обоснованность исковых требований по размеру и наличие предусмотренных статьей 333.40 НК РФ оснований для возврата государственной пошлины, после чего вынести судебный акт в соответствии с законом.

Руководствуясь статьями 286, 287, 288 и 289 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 14.04.2009 по делу N А44-3998/2008 в части отказа в иске к администрации Маловишерского муниципального района и прекращения производства по делу в части требований о взыскании 270 руб. оставить без изменения.

В остальной части решение от 14.04.2009 отменить.

Дело в отмененной части передать в Арбитражный суд Новгородской области на новое рассмотрение.

Председательствующий

А.В.ЯКОВЕЦ

Судьи

И.И.КИРИЛЛОВА

Т.В.КРАВЧЕНКО