Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.01.2009 по делу N А26-2054/2008 Требование о признании незаконным бездействия Администрации муниципального района и отказа в выборе земельных участков удовлетворено, поскольку заявление о выделении земельного участка подавалось до принятия решения о формировании для продажи с переводом в земли сельскохозяйственного назначения, однако Администрация, не имея законных оснований, не обеспечила выбор земельных участков и отказала в выборе участка.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 29 января 2009 г. по делу N А26-2054/2008

Резолютивная часть решения объявлена 22 января 2009 года. Полный текст решения изготовлен 29 января 2009 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе:

судьи Шалапаевой И.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Терешонок М.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью “Прайд“

к Администрации Питкярантского муниципального района

третье лицо - Администрация Питкярантского городского поселения

о признании незаконным бездействия Администрации и обязании ее обеспечить выбор земельных участков и предварительно согласовать места размещения объектов

при участии

представителя истца Алексеева П.В. (протокол общего собрания учредителей Общества от 10.04.08 N 6)

представителя ответчика Нурмухаметовой Н.М. (доверенность от 13.01.09 N
13)

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Прайд“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в процессе рассмотрения дела, о признании незаконным бездействия администрации Питкярантского муниципального района Республики Карелия (далее - администрация района), выразившегося в неосуществлении выбора земельных участков и предварительного согласования места размещения объектов строительства на земельных участках с кадастровыми номерами 10:05:062205:020, 10:05:062205:018, 10:05:062205:021, 10:05:062205:022, 10:05:062205:017, 10:05:062205:027. Общество просило суд обязать ответчика обеспечить выбор названных земельных участков и предварительное согласование места размещения объектов сроком на три года.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Питкярантского городского поселения.

Решением от 15.08.2008 требование Общества об обязании ответчика предварительно согласовать место размещения объектов оставлено без рассмотрения на основании пункта 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.12.08 решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.08.08 отменено с передачей дела на новое рассмотрение.

В судебном заседании представитель Общества поддержал требование в полном объеме.

Представитель администрации района в судебном заседании требование не признала, заявив следующие возражения: у администрации не было возможности осуществить выбор земельного участка, поскольку Общество не представило документы, подтверждающие согласование мест размещения объектов с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования территории с соответствующими государственными органами, муниципальными организациями; администрация рассмотрела заявление Общества и письмом от 19.09.08 N 2814 (копия представлена в дело) предложила Обществу изготовить акты выбора четырех испрашиваемых земельных участков и отказала в предоставлении двух земельных участков.

Письмо от 19.09.08 N 2814 представлено ответчиком в судебном заседании. По пояснениям заявителя, указанное
письмо ему не направлялось. Доказательств обратного суду не представлено.

Третье лицо, администрация Питкярантского городского поселения, явку своего представителя в суд не обеспечило, о дате судебного заседания извещено надлежащим образом. В соответствии с частью 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, Обществу выдана долгосрочная, сроком до 27.04.2016, лицензия серии ХХ N 5814 на пользование объектами животного мира на территории Питкярантского муниципального района площадью 0,83 тыс. га в границах согласно распоряжению Министерства сельского, рыбного хозяйства и продовольствия Республики Карелия от 25.04.2006 N 25-р.

Согласно пункту 1.7 приложения N 1 к лицензии Общество имеет право на предоставленных в пользование территориях получать земельные участки для охотохозяйственных, биотехнических, производственных или иных целей в порядке, предусмотренном гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.

Общество 27.03.2007 обратилось к главе администрации района с заявлением о предварительном согласовании земельного участка площадью 10 га для охотничье-рыболовной базы на территории полуострова Уксалонпя.

Заявление рассмотрено на заседании постоянно действующей Комиссии по вопросам управления и распоряжения земельными участками (далее - Комиссия), созданной постановлением главы администрации района от 23.08.2007 N 824.

Решением Комиссии от 24.08.2007 заявителю предложено представить справки о наличии средств на финансирование строительства и об отсутствии задолженности по внесению арендной платы за используемые земельные участки (протокол N 1).

Решением Комиссии от 03.10.2007 Обществу отказано в предварительном согласовании места размещения шести объектов охотничье-рыболовной базы на полуострове Уксалонпя на землях запаса общей площадью 10 га ввиду наличия у заявителя задолженности по арендной плате за используемые земельные участки.

С
повторными заявлениями о выделении земельных участков Общество обращалось к главе администрации района письмами от 07.11.2007 и от 28.01.2008 (л.д. 85, 87).

Последним из принятых Комиссией решений от 12.02.2008 (протокол N 3) заявителю предварительно согласованы следующие земельные участки: с кадастровым номером 10:05:062205:017 под турбазу площадью 1,9 га, с кадастровым номером 10:05:062205:021 под конюшню площадью 1,5 га, с кадастровым номером 10:05:062205:022 под ферму для овец площадью 1,0 га, с кадастровым номером 10:05:062205:020 под охотничье-рыболовную базу, за исключением земельных участков в районе мыса Кобелинниеми площадью 5,0 га и у мыса Хиекканиеми площадью 5,0 га, сформированных для продажи с переводом в земли сельскохозяйственного назначения. Земельные участки согласованы в соответствии с актом выбора земельного участка сроком на один год при условии представления проектной документации с привязкой к согласованному месту размещения в течение одного года с момента принятия указанного решения. Тем же решением Комиссия отказала заявителю в предварительном согласовании земельного участка с кадастровым номером 10:05:062205:018 в связи с принятием решения от 15.01.2008 о его формировании для продажи с переводом в земли сельскохозяйственного назначения, а также в согласовании земельного участка с кадастровым номером 10:05:062205:027 в связи с нахождением на нем объектов недвижимости, находящихся в собственности открытого акционерного общества “Карьероуправление “Мосавтодор“.

Общество, ссылаясь на то, что администрация района, в чьи полномочия входит в силу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обеспечение выбора земельного участка, не приняла никакого решения по заявлению Общества о выборе земельных участков с целью их предоставления для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

По смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконным бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту при одновременном нарушении этим бездействием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с предварительным согласованием места размещения объекта регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 30 названного Кодекса при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 того же Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации выбор земельных участков для строительства осуществляется в следующем порядке. Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В таком заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей
территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

В последующем исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно приведенным нормам Земельного кодекса Российской Федерации администрация района, которая осуществляет распоряжение земельными участками в Питкярантском муниципальном районе, получив заявление Общества о выборе земельного участка и предварительном согласовании мест размещения объектов, должна была выполнить действия, предусмотренные пунктом 2 статьи 31 названного Кодекса, или сообщить Обществу о невозможности выбора земельных участков для строительства с обоснованием причин, препятствующих выбору земельных участков.

Определением от 22.12.08 арбитражный суд обязал администрацию района представить доказательства, подтверждающие выполнение действий, предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации и письменно сообщить, было ли
рассмотрено в установленном законом порядке заявление Общества о предварительном согласовании мест размещения объектов.

Такие доказательства суду не представлены. Письмо от 19.09.08 N 2814 за подписью Главы администрации подтверждает позицию администрации района об обязанности Общества осуществить акты выбора земельных участков для принятия решения о предварительном согласовании мест размещения объектов на земельных участках: 10:05:06 22 05:020 (за исключением мысов Кобелинниеми и Хиеканниеми) под охотниче-рыболовную базу, 10:05:06 22 05:017 под турбазу площадью 1,9 га, 10:05:06 22 05:021 под конюшню площадью 1,5 га, 10:05:06 22 05:022 под овцеферму площадью 1 га. Тем же письмом внимание Общества обращено на то, что по земельным участкам с кадастровыми номерами 10:05:06 22 05:018 и 10:05:06 22 05:027 ранее был дан отказ.

При оценке указанного письма суд учитывает следующее. Представитель Общества утверждает, что ранее, до судебного заседания не знал о его существовании. Доказательства направления письма в адрес Общества суду не представлены.

Таким образом, администрация района не доказала факт извещения Общества о результатах рассмотрения его заявления.

Вместе с тем, поскольку письмо от 19.09.08 об отказе в выборе земельных участков с кадастровыми номерами 10:05:06 22 05:018 и 10:05:06 22 05:027 подписанное Главой администрации представлено суду, Общество не согласно с отказом, суд оценивает данный отказ как ненормативный правовой акт органа местного самоуправления и проверяет законность отказа.

Как следует из письма, при отказе Глава администрации руководствовалась решением постоянно действующей комиссии по вопросам управления и распоряжения земельными участками на территории Питкярантского муниципального района от 12.02.08 (протокол N 3), согласно которому причиной отказа Обществу в предварительном согласовании мест размещения объектов на земельном участке с кадастровым номером 10:05:06 22 05:018 явилось
решение комиссии от 15.01.08 о формировании участка для продажи с переводом земель в земли сельскохозяйственного назначения; причиной отказа Обществу в предварительном согласовании мест размещения объектов на земельном участке с кадастровым номером 10:05:06 22 05:027 указано нахождение на земельном участке объектов, находящихся в собственности ОАО “Карьероуправление “Мосавтодор“.

Исследовав кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 10:05:06 22 05:018, суд установил, что он отнесен к землям запаса, в земли сельскохозяйственного назначения не переводился. Поскольку заявление о его выделении подавалось Обществом до принятия Комиссией решения о формировании для продажи с переводом в земли сельскохозяйственного назначения, отказ Администрации от 19.09.08 не соответствует требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Относительно отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 10:05:06 22 05:027 суд учитывает следующее. По смыслу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации при наличии на земельном участке зданий строений сооружений, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, указанные лица приобретают права на этот участок с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. По пояснениям Администрации, на испрашиваемом земельном участке расположен пирс, принадлежащий ОАО “Кареьероуправление “Мосавтодор“. Однако эти сведения не подтверждены документально. В процессе рассмотрения дела суду не представлены документы, подтверждающие нахождение на спорном участке объекта недвижимости. При таких обстоятельствах, отказ в выборе земельного участка суд признает незаконным.

С учетом изложенного суд признает незаконным бездействие администрации района по заявления Общества об обеспечении выбора четырех земельных участков, и отказ в выборе двух земельных участков как несоответствующие статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Требование Общества об обязании администрации района предварительно согласовать места размещения объектов
суд оставляет без удовлетворения, поскольку по смыслу пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предварительным согласованием мест размещения объектов является утверждение акта о выборе земельного участка. Отсюда следует, что при отсутствии акта о выборе, основания для обязания предварительного согласовать места размещения объектов отсутствуют.

На основании изложенного суд удовлетворяет заявление частично.

Расходы по госпошлине в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявление удовлетворить частично.

Признать незаконным, несоответствующим пункту 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, бездействие Администрации Питкярантского муниципального района Республики Карелия, выразившееся в необеспечении выбора земельных участков с кадастровыми номерами: 10:05:06 22 05:020 под охотничье-рыболовную базу; 10:05:06 22 05:017 в районе мыса Ниемилянниеми под строительство вводно-туристической базы и пирса; 10:05:06 22 05:021 и 10:05:06 22 05:022 под строительство конюшни и овцефермы.

Признать незаконным отказ Администрации Питкярантского муниципального района от 19.09.08 за N 2814 в выборе земельных участков с кадастровыми номерами: 10:05:06 22 05:018 под строительство фазаньей и перепелиной ферм; 10:05:06 22 05:027 для организации хозяйства по репродукции лососевых и сиговых пород рыб, как несоответствующий пункту 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

2. Обязать Администрацию Питкярантского муниципального района Республики Карелия обеспечить выбор перечисленных земельных участков в месячный срок с даты вступления решения в законную силу.

3. В требовании об обязании Администрации Питкярантского муниципального района предварительно согласовать места размещения объектов на указанных земельных участках отказать.

4. Взыскать с Администрации Питкярантского муниципального района в пользу ООО “Прайд“ 3000 руб. расходов по госпошлине в связи с рассмотрением дела судом первой инстанции
и кассационной жалобы судом кассационной инстанции.

5. Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

6. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Судья

И.В.ШАЛАПАЕВА