Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.06.2009 по делу N А21-3926/2008 Суд признал недействительным решение ИФНС о доначислении администрации МО налога на имущество, указав на правомерность пообъектного учета администрацией имущества, переданного в муниципальную казну, и включения его в реестр муниципальной казны, а также на отсутствие обязанности по уплате названного налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 июня 2009 г. по делу N А21-3926/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Кочеровой Л.И., Никитушкиной Л.Л., рассмотрев 02.06.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.12.2008 (судья Сергеева И.С.) постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Семиглазов В.А.) по делу N А21-3926/2008,

установил:

администрация городского округа (мэрия) муниципального образования “Гусевский городской округ“ Калининградской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы
N 2 по Калининградской области (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 14.07.2008 N 4983.

Решением суда от 05.12.2008 требования удовлетворены.

Постановлением апелляционного суда от 10.03.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты.

По мнению подателя жалобы, имущество казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев подлежит учету на балансе исполнительного органа местного самоуправления (Администрации), на счете 010100000 “Основные средства“. Инспекция полагает, что неотражение основных средств на балансе Администрации привело к неуплате налога на имущество.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, по результатам проведения камеральной проверки уточненной налоговой декларации по налогу на имущество за 2007 год Инспекцией составлен акт проверки от 06.06.2008 и принято решение от 14.07.2008 N 4983, согласно которому Администрации доначислено 1 075 897 руб. налога на имущество и 37 279 руб. 83 коп. пеней. Кроме того, Администрация привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде 215 179 руб. 40 коп. штрафа.

Согласно представленной декларации в разделе 2 отражено 3 975 509 руб. среднегодовой остаточной стоимости имущества, находящегося в оперативном управлении. Эта сумма отражена в разделе 5 декларации как среднегодовая стоимость необлагаемого налогом имущества с указанием кода льготы 2012000. Налог на имущество
к уплате отсутствует.

В ходе проверки Инспекцией установлено, что на основании постановлений главы Администрации у муниципальных унитарных предприятий было изъято в состав муниципальной казны имущество, ранее состоящее у них на балансе и находящееся в оперативном и хозяйственном ведении. Изъятое имущество включено Администрацией в реестр муниципальной казны, без отражения его на балансе Администрации.

Налоговый орган сделал вывод, что Администрация занизила среднегодовую стоимость имущества на сумму 49 904 415 руб., составляющего муниципальную казну, в которую входят объекты благоустройства, тепловых, водопроводных и канализационных сетей.

По мнению Инспекции, объекты муниципальной казны следует отражать и учитывать на балансе органа по управлению муниципальным имуществом на соответствующих счетах аналитического учета счета 010000000 “Нефинансовые активы“ в порядке, установленном приказом Министерства финансов Российской Федерации N 25н (далее - приказ Минфина РФ N 25), на счете 010100000 “Основные средства“. Объекты муниципальной казны, учитываемые на счете 010000000 в качестве основных средств, являются объектом налогообложения налогом на имущество организаций у исполнительного органа местного самоуправления, которым является Администрация, и на которую возложены функции управления и распоряжения муниципальным имуществом.

Администрация не согласилась с решением Инспекции и обжаловала его в арбитражный суд.

Суды удовлетворили требование Администрации со ссылкой на правомерность пообъектного учета имущества, переданного в муниципальную казну, и включения его в реестр муниципальной казны и отсутствие обязанности по уплате налога на имущество.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, в 2004 - 2006 годы на основании постановлений и распоряжений главы Администрации у муниципальных предприятий и учреждений было изъято в
состав муниципальной казны имущество, состоявшее у предприятий и учреждений на балансе и находившееся в оперативном управлении и хозяйственном ведении. Указанное имущество было включено Администрацией в реестр муниципальной казны, без учета его на своем балансе в качестве основных средств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 373 НК РФ плательщиками налога на имущество признаются, в частности, российские организации. Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (пункт 1 статьи 374 НК РФ). Пунктом 2 статьи 11 НК РФ предусмотрено, что к организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством муниципальные образования не относятся к организациям, их правовое положение определяется специальным нормативным регулированием. Такой вывод следует из части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой муниципальное образование является самостоятельным участником гражданских правоотношений.

В силу статьи 124 ГК РФ городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Частью 2 статьи 125 ГК РФ установлено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в
рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Исходя из положений гражданского законодательства, муниципальные образования не могут быть отнесены к организациям в смысле, придаваемом этому понятию пунктом 2 статьи 11 НК РФ. Следовательно, Администрация как орган местного самоуправления не может быть признана организацией-налогоплательщиком в соответствии со статьей 373 НК РФ. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (часть 1 статьи 215 ГК РФ).

В силу части 3 статьи 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 294, 296). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

В соответствии со статьями 37 и 38 Устава муниципального образования “Гусевский городской округ“, пунктом 2.2 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования (утвержденного решением окружного совета депутатов МО “Гусевский городской округ“ от 12.07.2006 N 95) Администрация обладает правами юридического лица и осуществляет управление муниципальной собственностью, ведение учета и реестра муниципальной собственности соответствующего муниципального образования.

Согласно пункту 5.4 данного Положения собственником муниципального имущества является соответствующее муниципальное образование. Согласно пункту 6.3.1 Положения выбытие имущества из состава муниципальной казны при закреплении его на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными предприятиями и учреждениями и изъятие имущества из хозяйственного ведения и оперативного управления и передача его в муниципальную казну осуществляются на основании распоряжения главы администрации городского округа.

Таким образом, обоснован вывод
судов, что изъятое на основании постановлений и распоряжений главы Администрации из оперативного управления и хозяйственного ведения предприятий и учреждений имущество, переданное в муниципальную казну, было правомерно включено Администрацией в реестр муниципальной казны, ею ведется пообъектный учет муниципального имущества в реестре муниципальной казны в соответствии с пунктом 5.11 Положения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 215 ГК РФ средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

В силу пункта 6 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ порядок учета муниципального имущества устанавливается федеральным законом.

Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26.08.2004 N 70н, действующая до 2006 года, не содержала указаний на то, что имущество муниципальной казны должно учитываться на балансовом счете 101 “Учет нефинансовых активов“. По данному делу спор по имуществу, изъятому в муниципальную казну в 2004 - 2006 годы.

Конкретные указания на порядок учета имущества муниципальной казны впервые были отражены в Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н (далее - Инструкция), которая зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 11.04.2006 N 7674, опубликована 25.05.2006, но ее действие распространялось на правоотношения, возникшие с 01.01.2006.

Однако бюджетный учет Администрацией объектов имущества казны в соответствии с требованиями Инструкции не ведет к изменению их правового режима и возникновению объекта обложения налогом на имущество.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 13.01.2009 N КАС08-679, положения Инструкции не регулируют вопросы налогообложения, следовательно, и не
возлагают на орган местного самоуправления обязанность по уплате налога на имущество.

При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы общества не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.12.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по делу N А21-3926/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Калининградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.В.БЛИНОВА

Судьи

Л.И.КОЧЕРОВА

Л.Л.НИКИТУШКИНА