Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.05.2009 по делу N А56-48017/2008 Суд отказал ООО в признании недействительным приказа Роснедвижимости об отказе обществу в его аккредитации в качестве организации технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, поскольку ведение архива и хранение архивных документов, относящихся к государственной части Архивного фонда РФ, не могут осуществляться организациями иных форм собственности, помимо государственной или муниципальной.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 мая 2009 г. по делу N А56-48017/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Матлиной Е.О., Самсоновой Л.А., при участии от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Санкт-Петербургу Головиной Н.Б. (доверенность от 14.01.2009 N 00100), Крутицкого Н.А. (доверенность от 12.05.2009 N 04353), Чичкановой М.Б. (доверенность от 12.05.2009 N 04354), от общества с ограниченной ответственностью “БТИ “Портал“ Егорова А.Н. (доверенность от 12.11.2008), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2009 по делу N А56-48017/2008 (судьи
Савицкая И.Г., Зотеева Л.В., Семенова А.Б.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “БТИ “Портал“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным приказа Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Санкт-Петербургу (далее - Управление) от 11.11.2008 N 104 “Об утверждении решения Комиссии по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства“.

Решением суда от 26.12.2008 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2009 решение суда отменено. Приказ Управления признан недействительным. Суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем его аккредитации на проведение технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

В кассационной жалобе Управление, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.

В судебном заседании представители Управления поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Общества - доводы, изложенные в отзыве на нее.

Ходатайство Управления об отложении рассмотрения кассационной жалобы в связи с представлением объяснений оставлено судом без удовлетворения.

Законность постановления суда проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Управление с заявлением от 13.10.2008 об аккредитации его в качестве организации технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Приказом Управления от 11.11.2008 N 104 утверждено решение Комиссии по аккредитации организаций, оформленное протоколом от 11.11.2008 N 11 об отказе Обществу в его аккредитации на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Из содержания решения Комиссии по аккредитации следует, что Обществу отказано в проведении аккредитации
в связи с тем, что оно не доказало фактическое наличие на законном основании архива информации об объектах капитального строительства на территории субъекта Российской Федерации либо наличие права на доступ к такому архиву, находящемуся у иного лица.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2004 N 477 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности“ (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2005 N 141 “О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности“) установлено, что государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляют Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы (подпункт “а“); до принятия нормативных правовых актов, определяющих порядок ведения государственного технического учета, технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, устанавливаемом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, по правилам, утверждаемым указанным Министерством (подпункт “б“).

Во исполнение указанного постановления Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 05.04.2005 N 70 утверждено Положение об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (далее - Положение об аккредитации).

В соответствии с пунктом 2.1 Положения об аккредитации одним из требований, предъявляемых к организации для ее аккредитации на проведение технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, является требование о наличии у организации возможности ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию в соответствии с требованиями Постановлений Правительства
Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 “О государственном учете жилищного фонда Российской Федерации“ (далее - Положение о государственном учете жилищного фонда) и от 04.12.2000 N 921 “О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства“ (далее - Положение об организации технического учета).

Пунктом 3 Положения о государственном учете жилищного фонда установлено, что технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ), а пункт 14 предусматривает, что учетно-техническая, оценочная и правоустанавливающая документация жилищного фонда, включая технические паспорта, регистрационные книги, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, и иные инвентаризационные документы, хранятся в архиве БТИ, а также в объединенном архиве Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике. Архивы БТИ относятся к государственному архивному фонду Российской Федерации и являются федеральной собственностью, находящейся в пользовании субъектов Российской Федерации. Отчуждение архивов БТИ не допускается.

Согласно пункту 13 Положения об организации технического учета технические паспорта, оценочная и иная учетно-техническая документация по объектам капитального строительства, включая регистрационные книги, реестры, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, образуют архивные фонды, которые относятся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации и являются федеральной собственностью.

В соответствии с пунктом 3.2 Положения об аккредитации к заявлению об аккредитации прилагается справка о ведении (описи) архива, в том числе учетно-технической, оценочной и правоустанавливающей документации, подтверждающая ведение или возможность ведения архива в соответствии с требованиями пункта 2.1 настоящего Положения, а также порядок доступа и выдачи информации из архива, определенный надлежащим органом.

Пунктом 13 Положения об организации в
Российской Федерации государственного технического учета установлено, что технические паспорта, оценочная и иная учетно-техническая документация по объектам учета, включая регистрационные книги, реестры, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, образуют архивные фонды, которые относятся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации и являются федеральной собственностью.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона “Об архивном деле в Российской Федерации“ от 22.10.2004 N 125-ФЗ (далее - Закон N 125-ФЗ) документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в государственной собственности, хранятся постоянно - в государственных архивах, музеях, библиотеках и организациях Российской академии наук; временно - в государственных органах, государственных организациях, создаваемых ими архивах в течение установленных сроков, а также в муниципальных архивах в случае наделения органа местного самоуправления муниципального района или городского округа отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования.

Согласно части 1 статьи 20 Закона N 125-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, в процессе деятельности которых образуются документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы, подлежащие приему на хранение в государственные и муниципальные архивы, выступают источниками комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документами.

Частью 2 этой же статьи установлено, что государственные и муниципальные архивы составляют списки источников комплектования, передающих документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в эти архивы. Включение в указанные списки негосударственных организаций, а также граждан осуществляется на основании договора.

Суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что по смыслу приведенных норм закон допускает возможность осуществления негосударственными организациями деятельности, в результате которой образуются документы
Архивного фонда Российской Федерации, отнесенные к федеральной собственности с последующей их передачей на хранение в установленном порядке.

Однако такая деятельность не является деятельностью по ведению архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию, о которой говорится в пункте 2.1 Положения об аккредитации.

Напротив, из изложенных норм следует, что круг организаций, в которых могут храниться архивные документы, относящиеся к государственной части Архивного фонда, а соответственно и ведущих архивы таких документов, определен как государственные или муниципальные организации. В организациях иных организационно-правовых форм хранение архивных документов, относящихся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации и являющихся федеральной собственностью, не предусмотрено действующим законодательством. Такие организации являются только источниками комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документами.

Следовательно, у организаций, не являющихся государственными или муниципальными организациями, отсутствует возможность ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию в соответствии с требованиями Положения о государственном учете жилищного фонда.

Таким образом, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что ведение архива, в том числе хранение архивных документов, находящихся в государственной собственности, не может осуществляться организациями иных форм собственности, помимо государственной или муниципальной, а следовательно, такие организации не могут быть аккредитованы в качестве организации технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства как не соответствующие требованиям, установленным пунктом 2.1 Положения об аккредитации.

При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не было оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Следовательно, постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции от 26.12.2008 следует оставить в силе.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2009 по делу N А56-48017/2008 отменить.

Оставить в силе решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2008 по этому же делу.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью “БТИ “Портал“ в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.

Председательствующий

Т.В.КЛИРИКОВА

Судьи

Е.О.МАТЛИНА

Л.А.САМСОНОВА