Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.05.2009 по делу N А26-7085/2007 Суд признал незаконным бездействие администрации городского округа, выразившееся в непроведении выбора испрашиваемого ООО земельного участка для строительства торгово-развлекательного комплекса, поскольку размещение в рекреационной зоне культурно-оздоровительного объекта, непосредственно связанного с отдыхом граждан, не запрещается действующим законодательством.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 мая 2009 г. по делу N А26-7085/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Константинова П.Ю., Сапоткиной Т.И., при участии от ООО “Торговый холдинг “Лотос“ Евдокимовой Л.В. (доверенность от 20.06.2008), рассмотрев 26.05.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Петрозаводского городского округа на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.01.2009 по делу N А26-7085/2007 (судья Левичева Е.И.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Торговый холдинг “Лотос“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Петрозаводского городского округа (далее - Администрация), выразившегося в неоформлении в установленном порядке акта
выбора земельного участка для строительства торгово-развлекательного комплекса по предварительному адресу: Петрозаводск, пр. Лесной - ул. Сыктывкарская; неутверждении проекта границ названного земельного участка; ненаправлении в Министерство природных ресурсов Республики Карелия (далее - Министерство) указанных документов; а также просило об обязании Администрации устранить нарушение прав и законных интересов Общества в месячный срок с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу; оформить акт о выборе земельного участка для строительства торгово-развлекательного комплекса по предварительному адресу: г. Петрозаводск, пр. Лесной - ул. Сыктывкарская на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Министерство привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

До принятия решения Общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявление и просило признать незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непроведении в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) выбора земельного участка для строительства торгово-развлекательного комплекса по адресу: Петрозаводск, пр. Лесной - ул. Сыктывкарская и обязать Администрацию обеспечить выбор земельного участка для строительства данного комплекса в соответствии со статьей 31 ЗК РФ.

Решением от 26.01.2009 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непроведении в порядке статьи 31 ЗК РФ выбора земельного участка для строительства торгово-развлекательного комплекса по адресу: Петрозаводск, пр. Лесной - ул. Сыктывкарская, как не соответствующее требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и
обязал Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, а именно: обеспечить выбор земельного участка для строительства торгово-развлекательного комплекса по названному адресу в соответствии с требованиями статьи 31 ЗК РФ.

В апелляционном порядке решение суда не пересматривалось.

В кассационной жалобе Администрация просит отменить названный судебный акт и отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Податель жалобы указывает, что спорный земельный участок относится к землям рекреационного назначения, в связи с чем строительство торгово-развлекательного комплекса на испрашиваемом земельном участке противоречит статье 85 ЗК РФ.

В отзывах на кассационную жалобу Министерство и Общество просят оставить обжалуемое решение без изменения, считая его законным и обоснованным.

В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы.

Администрация и Министерство извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, 09.06.2006 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о выделении земельного участка площадью 10 га по адресу: Петрозаводск, пр. Лесной - ул. Сыктывкарская для проектирования торгово-развлекательного комплекса “Сигма-2“.

Администрация в ответе от 07.07.2006 сообщила о предполагаемом изменении основного вида разрешенного использования данного земельного участка как водоохранной зоны реки Неглинки и зеленой зоны района и необходимости представить предпроектные проработки на рассмотрение архитектурно-художественной комиссии.

Общество 04.09.2006 обратилось в Администрацию с заявлением о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-развлекательного центра площадью 140 000 кв.м по названному адресу с
приложением протокола публичных слушаний от 21.08.2006.

Общество 27.03.2007 обратилось в Министерство, которое в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ и Закона Республики Карелия от 28.02.2007 N 1060-ЗРК осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками в Петрозаводском городском округе, государственная собственность на которые не разграничена, с заявлением о предварительном согласовании места размещения торгово-культурно-оздоровительного центра на земельном участке из земель населенных пунктов Петрозаводского городского округа ориентировочной площадью 30 070,23 кв.м и 59 503,57 кв.м, расположенном в районе пр. Лесной и улицы Сыктывкарской для строительства многофункционального торгового культурно-оздоровительного центра. К заявлению приложены схематичный план расположения земельного участка, схема размещения объекта, ТЭО строительства, копии протокола от 21.08.2006.

Министерство 29.03.2007 направило в адрес Администрации заявление Общества с приложенными документами, а также обратилось с просьбой подготовить и согласовать акт выбора и проект границ данного земельного участка.

Администрация в письме от 04.04.2007 сообщила Министерству, что испрашиваемый земельный участок в связи с корректировкой генерального плана города является рекреационной зоной.

Министерство в письме от 20.04.2007 повторно обратилось в Администрацию с просьбой подготовить и согласовать акт выбора, подготовить и утвердить проект границ по ранее направленным заявлениям.

Администрация письмом от 08.05.2007 сообщила о продолжении работ по формированию земельного участка для размещения культурно-оздоровительного центра и о предстоящем рассмотрении вопроса о размещении объекта на заседании архитектурно-художественной комиссии; 30.05.2007 в Министерство направлена выписка из протокола заседания комиссии, из которой следует, что размещение культурно-оздоровительного центра на испрашиваемом земельном участке возможно.

Министерство письмом от 27.06.2007 просило Администрацию сообщить о ходе подготовки проекта границ и акта выбора земельного участка.

Общество письмом от
23.07.2007 просило Администрацию сообщить о действиях по ранее представленным заявлениям с приложенными документами.

Администрация письмом от 14.08.2007 сообщила Обществу, что после доработки проектных предложений по замечаниям архитектурно-художественной комиссии будут определены границы участка и подготовлен акт выбора земельного участка.

Считая отказ Администрации подготовить акт выбора и утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка не соответствующим статье 31 ЗК РФ и нарушающим охраняемые законом права и интересы Общества, последнее обратилось с настоящими требованиями в арбитражный суд.

Суд первой инстанции установил, что Администрация незаконно уклонилась от совершения действий, предусмотренных статьей 31 ЗК РФ, и удовлетворил заявление Общества.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с предварительным согласованием места размещения объекта регламентирован статьями 30 - 32 ЗК РФ.

В силу пункта 5 статьи 30 ЗК РФ при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 того же Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Согласно статье 31 ЗК РФ выбор земельных участков для строительства осуществляется в следующем порядке. Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе
документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).

Таким образом, в соответствии с названными нормами Земельного кодекса Российской Федерации Администрация, получив от Министерства заявление Общества о выборе и утверждении схемы расположения земельного участка для строительства объекта недвижимости, должна была выполнить действия, предусмотренные пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ.

Однако Администрация не выполнила указанных действий и не представила суду доказательств, свидетельствующих о наличии причин, препятствующих выбору земельного участка.

Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий определяются статьей 85 ЗК РФ. Согласно пункту 1 статьи 85 ЗК РФ в составе земель населенных пунктов выделяются различные территориальные зоны, в том числе рекреационные.

В соответствии с пунктом 9 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

В силу пункта 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами,
озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Таким образом, суд правомерно и обоснованно указал, что размещение в рекреационной зоне культурно-оздоровительного объекта, непосредственно связанного с отдыхом граждан, не запрещается действующим законодательством. Кроме того, как следует из протокола заседания архитектурно-художественной комиссии от 10.05.2007 N 4.4-12, утвержденного главным архитектором города Петрозаводска, подтверждена возможность размещения такого объекта в данной зоне.

Учитывая изложенное, суд правомерно признал оспариваемый отказ Администрации не соответствующим статье 31 ЗК РФ и в качестве меры восстановления нарушенного права применительно к пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязал Администрацию обеспечить выбор и утвердить схему расположения земельного участка для строительства объекта недвижимости по испрашиваемому адресу.

При принятии решения от 26.01.2009 суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, правильно применил нормы материального права и не допустил каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену обжалуемого судебного акта. В связи с изложенным в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.01.2009 по делу N А26-7085/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Петрозаводского городского округа - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.М.РУДНИЦКИЙ

Судьи

П.Ю.КОНСТАНТИНОВ

Т.И.САПОТКИНА