Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.04.2009 по делу N А26-3818/2008 Суд признал незаконным приказ Министерства промышленности и природных ресурсов субъекта РФ о предоставлении ООО права пользования участком недр для геологического изучения и добычи строительного камня, поскольку оспариваемый приказ принят с нарушением установленного законом порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами: в отсутствие решения комиссии, созданной федеральным органом управления государственным фондом недр с участием представителей органа исполнительной власти субъекта РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 апреля 2009 г. по делу N А26-3818/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Константинова П.Ю. и Сергеевой И.В., при участии прокурора Онуфриевой Н.А., от общества с ограниченной ответственностью “Щебеночные карьеры“ Трубачева А.М. (доверенность от 26.01.2009), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу прокурора Республики Карелия на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2009 по делу N А26-3818/2008 (судьи Борисова Г.В., Фокина Е.А., Шульга Л.А.),

установил:

заместитель прокурора Республики Карелия обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными приказа Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Карелия (далее - Министерство промышленности и природных ресурсов РК) от 22.03.2007 N 128 “О предоставлении ООО “Щебеночные карьеры“ права пользования недрами для геологического изучения и добычи строительного камня“ и выданной обществу с ограниченной ответственностью “Щебеночные карьеры“ (далее - ООО “Щебеночные карьеры“) лицензии на право пользования недрами серии ПТЗ N 01487 ТР с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение и добыча строительного камня на участке недр “Уканмуртомяки“ с целью производства щебня. Прокурор также просил суд обязать Министерство промышленности и природных ресурсов РК устранить допущенные нарушения.

В соответствии с указом главы Республики Карелия от 15.10.2007 N 135 Министерство промышленности и природных ресурсов РК преобразовано в Министерство природных ресурсов Республики Карелия (далее - Минприроды), которое привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО “Щебеночные карьеры“, Управление по недропользованию по Республике Карелия (далее - Управление по недропользованию), Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия (далее - Управление Росприроднадзора).

Решением от 28.10.2008 (судья Кохвакко В.В.) заявленные требования удовлетворены.



Постановлением апелляционного суда от 02.02.2009 решение от 28.10.2008 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе прокурор просит отменить постановление от 02.02.2009 и оставить в силе решение от 28.10.2008. По мнению прокурора, апелляционный суд нарушил нормы материального права и сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным судом первой инстанции.

В отзыве на кассационную жалобу Минприроды просит оставить постановление апелляционного суда без изменения, а жалобу прокурора - без удовлетворения, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.

В судебном заседании прокурор поддержал доводы жалобы, а представитель ООО “Щебеночные карьеры“ просил оставить постановление апелляционного суда без изменения, считая ее доводы необоснованными.

Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, ООО “Щебеночные карьеры“ на основании приказа Министерства промышленности и природных ресурсов РК от 22.03.2007 N 128 выдана лицензия серии ПТЗ N 01487 ТР на право пользования недрами для геологического изучения и добычи строительного камня на участке недр “Уканмуртомяки“ с целью производства щебня сроком до 30.03.2032 (лицензия зарегистрирована Управлением по недропользованию 23.03.2007 в реестре за N 1496).

Полагая, что данные приказ и лицензия не соответствуют пункту 4 статьи 10.1 Закона Российской Федерации “О недрах“ (далее - Закон о недрах) в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, действовавшей на момент издания приказа и выдачи лицензии, пункту 9 Инструкции о порядке установления факта открытия месторождений полезных ископаемых, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации (далее - МПР РФ) от 11.11.2004 N 689, прокурор обратился с настоящими требованиями в суд.

Ввиду пропуска установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока обращения в арбитражный суд с заявлением по настоящему спору прокурор заявил ходатайство о восстановлении данного срока. Суд первой инстанции признал причины пропуска срока уважительными и восстановил прокурору пропущенный срок подачи такого заявления в арбитражный суд.

Управление по недропользованию и Управление Росприроднадзора поддержали требования прокурора.



Исследовав материалы дела и доводы участвующих в деле лиц, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый приказ и выданная на его основании лицензия не соответствуют Закону о недрах и нарушают права Российской Федерации по распоряжению недрами.

Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал прокурору в удовлетворении заявленных требований, посчитав, что прокурор не обосновал и не доказал наличия нарушения Министерством промышленности и природных ресурсов РК при принятии оспариваемого приказа и выдачи ООО “Щебеночные карьеры“ лицензии указанных прав Российской Федерации. Апелляционный суд пришел к выводу, что Министерство промышленности и природных ресурсов РК, издавая оспариваемый приказ, действовало в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с Законом о недрах, Законом Республики Карелия от 28.11.2005 N 924-ЗРК “О порядке предоставления недр и пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых“ (далее - Закон N 924-ЗРК). Апелляционный суд счел ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что основанием возникновения права пользования участками недр в целях геологического изучения является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр. По мнению апелляционной инстанции, названные комиссии принимают решения в отношении только участков недр федерального значения; геологическое изучение недр в любых без исключения целях, в том числе содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, к полномочиям федеральных органов не отнесено.

Кроме того, апелляционный суд посчитал, что прокурор не имел правовых оснований для обращения в суд с настоящими требованиями, поскольку из его заявления не следует, что оспариваемый приказ нарушает права и свободы граждан, организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо препятствует в их реализации, а что восстановление этих прав связано с отменой оспариваемого ненормативного акта.

Кассационная инстанция находит постановление апелляционной инстанции не соответствующим нормам материального и процессуального права.

Согласно статье 1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей природной среды (статья 2 Закона о недрах).

В силу статьи 4 Закона о недрах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения.

Согласно пункту 7 статьи 10.1 Закона о недрах решение уполномоченных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации может являться основанием для предоставления права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Законом N 924-ЗРК, действовавшим на момент принятия оспариваемого приказа и выдачи лицензии, предусмотрено, что по решению органа исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченного в сфере регулирования отношений недропользования, участки недр могут быть предоставлены в пользование для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (статья 1). Таким уполномоченным органом являлось Министерство промышленности и природных ресурсов РК.

В соответствии с пунктом 4 статьи 10.1 Закона о недрах в целях геологического изучения участков недр, за исключением участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, основанием возникновения права пользования участками недр является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр.

Приказом Федерального агентства по недропользованию от 23.11.2004 N 494 образована комиссия для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Республики Карелия, утверждены Положение о комиссии и ее состав. В соответствии с пунктом 6 названного Положения в полномочия комиссии входит принятие решений о предоставлении права пользования участками в целях геологического изучения участков недр, за исключением недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации.

Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции нормативно-правового регулирования в сфере экономического развития (статья 16 Закона о недрах).

Приказом МПР РФ от 15.03.2005 N 61 утвержден Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр.

В соответствии с пунктом 1.3 названного Порядка предоставление в пользование участков недр в целях геологического изучения может осуществляться в отношении участков недр, включенных в: утвержденные МПР РФ программы геологического изучения недр, воспроизводства и рационального использования минерально-сырьевой базы - для участков недр, геологическое изучение которых осуществляется за счет государственных средств; утвержденные МПР РФ перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование, официально опубликованные им в установленном законодательством Российской Федерации порядке, - для участков недр, геологическое изучение которых осуществляется за счет собственных средств пользователей недр.

Порядок установления факта открытия месторождений полезных ископаемых и их учет регламентированы Инструкцией, утвержденной приказом МПР РФ от 11.11.2004 N 689. Согласно пункту 9 данной Инструкции открытие месторождения полезных ископаемых - документально подтвержденный факт выявления нового объекта, запасы которого в недрах квалифицированы по определенным категориям.

Проанализировав названные Законы и правовые акты, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что уполномоченный орган Республики Карелия был вправе предоставить в пользование для геологического изучения участок недр, содержащий поставленное на соответствующий учет в порядке, установленном приказом МПР РФ N 689, месторождение общераспространенных полезных ископаемых, на основании решения комиссии, созданной федеральным органом управления государственным фондом недр с участием представителей органа исполнительной власти Республики Карелия.

Установив, что комиссия для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Республики Карелия не принимала решения о предоставлении ООО “Щебеночные карьеры“ в пользование для геологического изучения участка недр “Уканмуртомяки“ и согласно информации федерального государственного учреждения “Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР РФ по Северо-Западному федеральному округу“, являющегося уполномоченным государственным органом по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, сведения о зарегистрированных месторождениях на участке недр “Уканмуртомяки“ отсутствуют, суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемые приказ и выданную на его основании лицензию не соответствующими Закону о недрах и нарушающими права и законные интересы Российской Федерации по распоряжению недрами.

Поэтому постановление апелляционной инстанции от 02.02.2009, принятое с нарушением норм материального права, следует отменить, а решение суда первой инстанции от 28.10.2008 - оставить в силе.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2009 по делу N А26-3818/2008 отменить.

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.10.2008 оставить в силе.

Председательствующий

И.Л.ГРАЧЕВА

Судьи

П.Ю.КОНСТАНТИНОВ

И.В.СЕРГЕЕВА