Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.04.2009 по делу N А44-2981/2008 Суд признал недействительным решение ГУ - регионального отделения ФСС РФ о взыскании с предпринимателя штрафа за нарушение срока подачи заявления о регистрации в качестве страхователя физического лица, сделав правильный вывод о существенном нарушении отделением процедуры привлечения к ответственности, поскольку данное решение принято в отсутствие предпринимателя, не извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 апреля 2009 г. по делу N А44-2981/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Корабухиной Л.И., Корпусовой О.А., рассмотрев 31.03.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 29.10.2008 по делу N А44-2981/2008 (судья Куропова Л.А.),

установил:

предприниматель без образования юридического лица Петрачков Николай Алексеевич обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение Фонда) от 16.04.2008 N 23 о привлечении
его к ответственности в виде взыскания штрафа 5 000 руб. на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ (далее - Закон N 125-ФЗ).

Решением суда первой инстанции от 29.10.2008 заявление удовлетворено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе отделение Фонда, ссылаясь на неправильное применение судом статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит отменить решение суда от 29.10.2008, в удовлетворении заявления Петрачкову Н.А. отказать.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, отделением Фонда проведена проверка своевременности регистрации предпринимателя Петрачкова Н.А. в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации, в ходе которой установлено, что 11.02.2008 предприниматель заключил трудовой договор с физическим лицом. Заявление о регистрации в качестве страхователя физического лица подано предпринимателем 26.02.2008, то есть с нарушением срока регистрации, установленного статьей 6 Закона N 125-ФЗ, менее чем на 90 дней. По результатам проверки отделением Фонда составлен акт от 25.03.2008 N 4634шр и вынесено решение от 16.04.2008 N 23, которым Петрачков Н.А. привлечен к ответственности в виде взыскания 5 000 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ, и ему предложено в срок до 16.05.2008 добровольно перечислить указанную сумму.

В связи с неисполнением решения отделение Фонда приняло постановление от 23.06.2008 N 814 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеней и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей за счет имущества страхователя.

Предприниматель не согласился с решением отделения Фонда от 16.04.2008 N 23 и обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции указал на нарушение отделением Фонда процедуры привлечения Петрачкова Н.А. к административной ответственности.

Кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда от 29.10.2008 с учетом следующего.

В соответствии со статьей 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ.

Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ.

Поскольку в данном случае отделение Фонда выявило правонарушение не в ходе камеральной проверки, а в результате проведения иных мероприятий контроля, то дело о привлечении предпринимателя к ответственности должно рассматриваться в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение. Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.

Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте
заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки (пункт 4 статьи 101.4 НК РФ).

В соответствии с пунктом 5 статьи 101.4 НК РФ лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица. При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства (пункт 7 статьи 101.4 НК РФ).

В соответствии с пунктом 9 статьи 101.4 НК РФ в решении о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах излагаются обстоятельства допущенного правонарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении лица к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих ответственность за данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.

В силу пункта 12 статьи 101.4 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом
Российской Федерации, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.

Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.

Суд первой инстанции установил, что акт от 25.03.2008 N 4634шр рассмотрен и решение от 16.04.2008 N 23 принято отделением Фонда без участия предпринимателя. На момент рассмотрения материалов проверки у отделения Фонда отсутствовали сведения о надлежащем извещении Петрачкова Н.А. о времени и месте их рассмотрения.

Суд правомерно указал, что в нарушение положений главы 15 Налогового кодекса Российской Федерации, применяемой к спорным правоотношениям, отделение Фонда при привлечении страхователя к ответственности не выяснило наличие или отсутствие обстоятельств, смягчающих или отягчающих его ответственность.

Таким образом, отделение Фонда при привлечении страхователя к ответственности допустило нарушение существенных условий процедуры привлечения к ответственности, что является также основанием для отмены решения, принятого отделением Фонда.

Поскольку порядок рассмотрения дела о привлечении к ответственности, предусмотренный статьей 101.4 НК РФ, аналогичен порядку, предусмотренному статьей 101 НК РФ, то ошибочное применение судом первой инстанции при рассмотрении дела положений статьи 101 НК РФ не привело к принятию неправильного судебного акта.

Кроме того, в силу пункта 10 статьи 101.4 НК
РФ отделение Фонда не вправе указывать в решении срок уплаты штрафа, так как данный срок с учетом возможности обжалования его решения в вышестоящий орган может быть определен только в требовании, которое направляется страхователю после вступления решения в силу.

То обстоятельство, что Петрачков Н.А. не проживает по месту своей регистрации, по мнению суда кассационной инстанции, не влияет на правильность принятого судебного акта в связи с отсутствием в действиях предпринимателя состава вменяемого ему правонарушения с учетом следующего.

Статьями 6 и 17 Закона N 125-ФЗ установлены обязанность и срок регистрации страхователей в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации. Такая обязанность страхователей предусмотрена также статьями 9 и 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ (далее - Закон N 165-ФЗ).

В соответствии со статьей 6 Закона N 125-ФЗ регистрация страхователей - физических лиц, заключивших трудовой договор с работником, осуществляется в исполнительных органах страховщика на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 10 дней со дня заключения трудового договора с первым из нанимаемых работников.

Согласно статье 19 Закона N 125-ФЗ нарушение установленного статьей 6 настоящего Федерального закона срока регистрации в качестве страхователя у страховщика менее чем на 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб.

В статье 6 Закона N 125-ФЗ не указано, с учетом календарных или рабочих дней следует исчислять установленный в данной статье срок.

В силу статьи 1 Закона N 165-ФЗ правоотношения, связанные с установлением и уплатой платежей на обязательное социальное страхование, контроль за их уплатой, обжалование действий (бездействия) должностных лиц, привлечение к ответственности виновных лиц регулируются
настоящим Федеральным законом, федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Поскольку ни Закон N 125-ФЗ, ни Закон N 165-ФЗ не содержат норм, определяющих порядок исчисления сроков, то применяются положения статьи 6.1 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Пунктом 2 статьи 6.1 НК РФ определено, что течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Согласно пункту 6 статьи 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

Применительно к спорным правоотношениям с учетом положений статьи 6.1 НК РФ и статьи 111 Трудового кодекса Российской Федерации следует признать, что в действиях Петрачкова Н.А. отсутствует состав правонарушения, поскольку он обратился с заявлением в отделение Фонда о регистрации в качестве страхователя, производящего выплаты физическим лицам, без пропуска установленного 10-дневного срока (с учетом 5 общевыходных дней), так как последним днем подачи предпринимателем заявления в Фонд является именно 26.02.2008.

При указанных обстоятельствах кассационная инстанция считает, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы.

Руководствуясь статьей 286
и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 29.10.2008 по делу N А44-2981/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

В.В.ДМИТРИЕВ

Судьи

Л.И.КОРАБУХИНА

О.А.КОРПУСОВА