Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.03.2009 по делу N А56-22599/2008 Суд отменил как незаконное постановление ИФНС о привлечении ООО к административной ответственности за неприменение ККТ и документов строгой отчетности при осуществлении наличных денежных расчетов за оказание услуг пассажирской перевозки в маршрутном такси, поскольку инспекция не доказала наличие события вменяемого обществу правонарушения и согласно акту проверки в такси имелись бланки строгой отчетности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 марта 2009 г. по делу N А56-22599/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Алешкевича О.А., Клириковой Т.В., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Санкт-Петербургу Ермилова Д.К. (доверенность от 11.01.2009 N 13/50), от общества с ограниченной ответственностью “ПИТЕРАВТО“ Шуралевой В.С. (доверенность от 29.05.2008 N 65-05/08), рассмотрев 17.03.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2008 по делу N А56-22599/2008 (судьи Зотеева Л.В., Петренко Т.И., Семенова А.Б.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “ПИТЕРАВТО“ (далее -
Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 11.06.2008 N 616/32-ю о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 29.08.2008 (судья Синицына Е.В.) в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 08.12.2008 решение от 29.08.2008 отменено, заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит постановление от 08.12.2008 отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, 26.05.2008 на основании поручения от 26.05.2008 N 04-24/554 Инспекция провела проверку выполнения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ (далее - Закон N 54-ФЗ) при перевозке пассажиров в принадлежащем Обществу маршрутном такси N К-111 в городе Санкт-Петербурге.

В ходе проверки Инспекцией обнаружен факт неприменения контрольно-кассовой техники и документов строгой отчетности при осуществлении наличных денежных расчетов за оказание услуги по перевозке двух пассажиров общей стоимостью 44 руб., о чем составлены акт от 26.05.2008 N 021776 и протокол об административном правонарушении от 06.06.2008 N 021776.

Постановлением Инспекции от 11.06.2008 N 616/32-ю Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, в виде взыскания 40 000 руб. штрафа.

Считая постановление Инспекции незаконным, Общество оспорило его
в арбитражный суд.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, сделав вывод о том, что материалами дела подтверждается наличие в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения и Инспекцией соблюден порядок привлечения Общества к административной ответственности.

Суд апелляционной инстанции, посчитав, что Инспекция не представила достаточных доказательств, подтверждающих событие административного правонарушения, отменила решение суда первой инстанции, признала незаконным и отменила оспариваемое постановление налогового органа.

Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

В соответствии со статьями 2, 5 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ организации в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения форм бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статьей 14.5 КоАП РФ установлена административная ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

В пункте 4 постановления Пленума от 31.07.2003 N 16 “О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин“ Высший Арбитражный Суд Российской Федерации разъяснил, что в случае невыдачи документов строгой отчетности
соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Из материалов дела следует, что в качестве доказательства совершения Обществом вменяемого административного правонарушения Инспекция представила акт проверки от 26.05.2008 N 011776.

Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что налоговый орган не доказал наличие события вменяемого административного правонарушения. При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что Общество оспаривает факт совершения административного правонарушения; акт проверки от 26.05.2008 N 011776 подписан в одностороннем порядке сотрудниками налогового органа, проводившими проверку. Водитель отказался подписать акт проверки, однако данное обстоятельство надлежащим образом не удостоверено. Из акта проверки усматривается, что в маршрутном такси имелись бланки строгой отчетности. В основу протокола об административном правонарушении от 06.06.2008 N 021776 в качестве доказательства по административному делу положен вышеуказанный акт проверки.

Иных доказательств, подтверждающих факт совершения Обществом правонарушения, налоговый орган не представил.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что налоговый орган не представил достаточных доказательств совершения Обществом вменяемого административного правонарушения, правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Инспекции.

В силу статей 286 и 287 АПК РФ у суда кассационной инстанции нет оснований для переоценки данного вывода суда апелляционной инстанции.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1
части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2008 по делу N А56-22599/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ

Судьи

О.А.АЛЕШКЕВИЧ

Т.В.КЛИРИКОВА