Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.03.2009 по делу N А56-19853/2008 ИФНС неправомерно отказала ООО в возмещении НДС, уплаченного в составе стоимости платформ, сославшись на то, что в нарушение условия договора поставки счета-фактуры выставлены поставщиком уже после выполнения работ по комплектации и ремонту платформ, поскольку материалами дела подтверждается фактическое исполнение поставщиком своих обязательств по договору, а указанная в счетах-фактурах стоимость товара соответствует установленной в договоре стоимости платформ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 марта 2009 г. по делу N А56-19853/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Дмитриева В.В. и Корпусовой О.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью “Стура Транспорт“ Стогова А.Г. (доверенность от 13.02.2009), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области Ретунской О.А. (доверенность от 12.01.2009 N 57), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.09.2008 (судья Денего Е.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2008 (судьи Семиглазов
В.А., Будылева М.В., Загараева Л.П.) по делу N А56-19853/2008,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Стура Транспорт“ (далее - Общество, ООО “Стура Транспорт“) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области (далее - Инспекция) от 20.03.2008 N 958/476 в части отказа в возмещении из бюджета 1 602 763 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за октябрь 2007 года.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.09.2008 заявленное Обществом требование удовлетворено.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2008 решение суда от 18.09.2008 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и постановление судов и отказать ООО “Стура Транспорт“ в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, Общество необоснованно в разделе 7 декларации по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2007 года включило в состав налоговых вычетов 1 602 763 руб. этого налога, предъявленного ему обществом с ограниченной ответственностью “АС Логистикс“ (далее - ООО “АС Логистикс“) при приобретении бывших в употреблении железнодорожных платформ. Налоговый орган утверждает, что счета-фактуры, выставленные поставщиком, оформлены с нарушением требований пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку в них неверно указан грузоотправитель товара. В счетах-фактурах в графе “грузоотправитель и его адрес“ указано ООО “АС Логистикс“. Между тем по условиям договора от 02.10.2006 N ST-02/10 после приемки Обществом платформ в собственность они передаются представителями продавца для выполнения работ по
комплектации и капитальному ремонту. Отремонтированные и полностью укомплектованные платформы передаются заявителю с составлением акта выполненных работ, после чего продавец предоставляет покупателю счет-фактуру на выполненные работы. В соответствии с договором от 02.10.2006 N ST-02/10 ремонт осуществляется на ВЧД Батайск и других станциях Северо-Кавказской железной дороги, следовательно, как считает Инспекция, в счетах-фактурах в качестве грузоотправителя должна быть указана Северо-Кавказская железная дорога - филиал ОАО “Российские железные дороги“.

В заседании представитель Инспекции настаивал на удовлетворении жалобы, а представитель Общества просил ее отклонить.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, ООО “Стура Транспорт“ в ноябре 2007 года (20.11.2007) представило в Инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2007 года, в которой предъявило к возмещению из бюджета 3 530 670 руб. налога на добавленную стоимость. В разделе 7 “Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена“ декларации налогоплательщик указал стоимость транспортно-экспедиционных услуг по перевозке в принадлежащих ему железнодорожных вагонах (платформах) грузов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации. В графе 3 этого раздела Общество отразило сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную по этой операции, а в графе 5 - сумму налоговых вычетов. В состав налоговых вычетов Общество включило 1 602 763 руб. налога на добавленную стоимость, предъявленного ему ООО “АС Логистикс“ при приобретении железнодорожных платформ, которые использованы при оказании транспортно-экспедиционных услуг. По требованию налогового органа налогоплательщик представил документы, предусмотренные статьями 169, 171 - 172 НК РФ.

Инспекция провела камеральную проверку полученных декларации и документов, в ходе которой признала неправомерным
включение в состав налоговых вычетов 1 602 763 руб. налога на добавленного стоимость, предъявленного Обществу ООО “АС Логистикс“. По мнению налогового органа, в представленных налогоплательщиком счетах-фактурах, выставленных ООО “АС Логистикс“, неправильно заполнена графа “грузоотправитель и его адрес“, чем нарушены требования пункта 5 статьи 169 НК РФ. По условиям договора от 02.10.2006 N ST-02/10, заключенного Обществом с ООО “АС Логистикс“, железнодорожные платформы передаются Обществу после их ремонта и комплектации. Ремонт и передача товара осуществляется на путях Северо-Кавказской железной дороги. Следовательно, грузоотправителем в счетах-фактурах, составленных ООО “АС Логистикс“, должна быть указана, по мнению Инспекции, Северо-Кавказская железная дорога - филиал ОАО “Российские железные дороги“. Кроме того, Инспекция пришла к выводу, что счета-фактуры на реализованные Обществу платформы выставлены ООО “АС Логистикс“ с нарушением сроков, установленных пунктом 3 статьи 168 НК РФ.

Решением Инспекции от 20.03.2008 N 958/476 в возмещении ООО “Стура Транспорт“ из бюджета 1 602 763 руб. налога на добавленную стоимость отказано.

Общество обжаловало решение Инспекции об отказе в возмещении из бюджета 1 602 763 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за октябрь 2007 года в арбитражном суде.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требование заявителя.

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.

Материалами дела подтверждается, что ООО “Стура Транспорт“ оказывает иностранной компании АО “Строа Энсо“ (Финляндия) услуги по организации и экспедированию перевозок грузов железнодорожным транспортом в международном и внутригосударственном сообщении в собственном и арендованном подвижном составе, в подвижном составе общего парка ОАО “Российское железные дороги“, а также в подвижном составе
других организаций по заявкам иностранной компании. Для выполнения принятых на себя обязательств Общество заключило с ООО “АС Логистикс“ договор от 02.10.2006 N ST-02/10 (л.д. 76 - 85) о покупке бывших в употреблении железнодорожных платформ моделей 13-401, 13-4012 в количестве 180 штук с истекшим и не истекшим нормативным сроком службы. Эти платформы приобретены ООО “АС Логистикс“ (продавцом) в установленном порядке из инвентарного парка ОАО “Российские железные дороги“.

В пункте 1.2 договора от 02.10.2006 N ST-02/10 предусмотрено, что после передачи платформ Обществу в собственность ООО “АС Логистикс“, их продавец, выполняет работы по их полной комплектации и капитальному ремонту.

В подтверждение факта приобретения платформ, а также выполнения работ по их комплектации и капитальному ремонту, ООО “Стура Транспорт“ представило в Инспекцию и суд товарные накладные, акты приема-передачи платформ после выполнения работ по их комплектации и капитальному ремонту, счета-фактуры. В товарных накладных и счетах-фактурах в графе “грузоотправитель“ указано ООО “АС Логистикс“, являющееся продавцом платформ по договору от 02.10.2006 N ST-02/10, а также лицом, обязанным обеспечить их комплектацию, капитальный ремонт и передачу Обществу после выполнения этих работ. Стоимость товара, указанная в документах, соответствует суммам, определенным сторонами в пунктах 4.1 и 4.2 названного договора.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно
пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

А в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) на экспорт в пункте 3 статьи 172 НК РФ указано, что вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1 - 8 статьи 171 НК РФ, производятся в порядке, изложенном в статье 172 НК РФ, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 НК РФ.

Инспекция отказала Обществу в возмещении из бюджета 1 602 763 руб. налога на добавленную стоимость, предъявленного ООО “АС Логистикс“ при приобретении у него железнодорожных платформ, сославшись на несоответствие представленных налогоплательщиком счетов-фактур требованиям пункта 5 статьи 169 НК РФ. По мнению налогового органа, в счетах-фактурах неверно указан грузоотправитель товара - ООО “АС Логистикс“.

Суды признали необоснованным отказ налогового органа в возмещении из бюджета спорной суммы налога. Суды указали, что Общество подтвердило право на возмещение спорной суммы налога представленными документами, в том числе счетами-фактурами, соответствующими требованиям статьи 169 НК РФ, первичными документами, подтверждающими принятие на учет приобретенных товаров и их оплату вместе с налогом на добавленную стоимость.

Кассационная инстанция не находит оснований для переоценки этого вывода судов.

В нарушение положений статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговый орган не доказал нарушение при оформлении спорных счетов-фактур требований подпункта 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ указанием в графе “грузоотправитель
и его адрес“ реквизитов продавца (ООО “АС Логистикс“) по договору от 02.10.2006 N ST-02/10. Наличие в договоре условия о выполнении работ по полной комплектации и капитальному ремонту платформ на согласованных сторонами станциях Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО “Российской железной дороги“ (пункты 3.2 и 3.3 договора) не означает, как правильно указали суды, что именно Северо-Кавказская железная дорога является грузоотправителем платформ Обществу. Договором от 02.10.2006 N ST-02/10 предусмотрено, что ООО “Стура Транспорт“ (покупатель) осуществляет приемку платформ, а также результатов ремонтных работ непосредственно от продавца - ООО “АС Логистикс“ на станции ремонта (на железнодорожных путях Северо-Кавказской железной дороги). В договоре не указано, что грузоотправителем товара в составляемых при передаче платформ документах после их ремонта является филиал ОАО “Российской железной дороги“ (станции Северо-Кавказской железной дороги).

Суды правомерно отклонили и ссылку Инспекции на нарушение положений пункта 3 статьи 168 НК РФ, обоснованную наличием в пункте 3.5 договора от 02.10.2006 N ST-02/10 условия, согласно которому счета-фактуры на оплату платформ должны быть выставлены до проведения ремонта. Инспекция считает, что Обществом нарушено это условие договора, поскольку счета-фактуры выставлены только после выполнения ремонтных работ.

Как правильно указали суды, в пунктах 3.2 и 3.4 договора от 02.10.2006 предусмотрено, что осмотр, приемка и передача платформ на станции ремонта являются окончательной передачей товара; момент подписания акта приемки товара Обществом рассматривается как исполнение ООО “АС Логистикс“ обязательств по передаче товара и права собственности на товар покупателю; продавец одновременно с передачей товара передает Обществу все необходимые документы, в том числе счета-фактуры.

Согласно пункту 3 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав
соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав.

Судами установлено, что спорные счета-фактуры выставлены Обществу после выполнения работ по комплектации и ремонту платформ и окончательной их передачи на основании товарных накладных, датированных теми же числами. Стоимость товара, включая налог на добавленную стоимость, в этих документах соответствует установленной в договоре стоимости платформ с учетом выполнения работ по полной комплектации и капитальному ремонту.

Учитывая изложенное, суды пришли к правильному выводу, что представленные Обществом документы подтверждают фактическое исполнение ООО “АС Логистикс“ обязательств по договору от 02.10.2006 N ST-02/10, оформленные поставщиком документы содержат достоверные сведения и свидетельствуют о выполнении предусмотренных статьями 169, 171, 172 и 173 НК РФ условий для принятия Обществом спорной суммы налога к вычету, а потому отказ Инспекции Обществу в возмещении из бюджета 1 602 763 руб. налога на добавленную стоимость является необоснованным.

Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены.

Правовых оснований для удовлетворения жалобы налогового органа и отмены принятых судами по данному делу решения и постановления не имеется.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.09.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2008 по делу N А56-19853/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Н.Г.КУЗНЕЦОВА

Судьи

В.В.ДМИТРИЕВ

О.А.КОРПУСОВА