Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.02.2009 по делу N А56-19691/2008 Суд признал незаконными действия ИФНС, выразившиеся во включении в справку о состоянии расчетов ОАО по налогам, сборам и взносам сведений о наличии у общества неисполненной обязанности по уплате пеней по НДФЛ, поскольку требование инспекции об уплате пеней было признано судом недействительным вступившим в силу судебным актом, однако ИФНС не внесла соответствующие изменения в карточку лицевого счета ОАО, что привело к отражению в названной справке недостоверных сведений.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 февраля 2009 г. по делу N А56-19691/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Ломакина С.А., Пастуховой М.В., при участии от открытого акционерного общества “Автодизель“ Мякшина В.Н. (доверенность от 01.07.2008 N 789/01-42/114), от Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 Мирзеханова Р.С. (доверенность от 09.04.2008 N 05-13/05669), рассмотрев 05.02.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2008 по делу N А56-19691/2008 (судья Левченко Ю.П.),

установил:

открытое акционерное общество “Автодизель“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) о признании незаконными действий Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 (далее - Инспекция), выразившихся во включении недостоверных сведений в справку N 459 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 08.06.2008, а также об обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем исключения из карточки лицевых счетов сведений о наличии задолженности по уплате 46 271 514 руб. 57 коп. пеней по налогу на доходы физических лиц и 20 000 руб. штрафных санкций.

Решением от 04.09.2008 суд первой инстанции признал незаконными действия Инспекции, выразившиеся во включении в справку N 459 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 08.06.2008 недостоверных сведений о наличии у Общества неисполненной обязанности по уплате 46 271 514 руб. 57 коп. пеней по налогу на доходы физических лиц, и обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем исключения из карточки лицевых счетов сведений о наличии указанной задолженности.

В удовлетворении остальной части заявления отказано.

В апелляционном суде дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение от 04.09.2008 в части удовлетворенных требований заявителя, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, у налогового органа, действующего в пределах полномочий, предоставленных налоговым законодательством, отсутствовали правовые основания для исключения из лицевого счета Общества сведений о задолженности по пеням. Кроме того, Инспекция, ссылаясь на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях Президиума от 11.05.2005 N 16504/04 и 16507/04, считает, что наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества отклонил их.



Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.

Как видно из материалов дела, Инспекция выдала Обществу справку N 459 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 08.06.2008, в которой указала о наличии у него неисполненной обязанности по уплате 46 271 514 руб. 57 коп. пеней по налогу на доходы физических лиц и 20 000 руб. штрафных санкций.

Общество обжаловало в судебном порядке действия налогового органа, выразившиеся во включении недостоверных сведений в справку N 459 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 08.06.2008, указав, что при составлении справки Инспекция не приняла во внимание вступивший в законную силу судебный акт Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-42953/2006 .

Суд первой инстанции частично удовлетворил заявление Общества, сославшись на отсутствие у Инспекции доказательств обоснованного и законного начисления налогоплательщику 46 271 514 руб. 57 коп. пеней по налогу на доходы физических лиц.

Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела и проверив доводы жалобы, считает решение суда от 04.09.2008 не подлежащим отмене, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговый орган обязан представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

Материалами дела подтверждается, что налоговый орган выдал Обществу справку N 459 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 08.06.2008 по форме N 39-1, в которой в графах 7 и 10 отразил задолженность налогоплательщика: 46 271 514 руб. 57 коп. (пени по налогу на доходы физических лиц) и 20 000 руб. (штрафные санкции).

Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и Методические указания по ее заполнению утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@, который издан в дополнение к приказам Федеральной налоговой службы от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468@ “Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками“ и от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ “Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению“.

Согласно Методическим указаниям по заполнению справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по форме N 39-1 (приложение 7 к приказу Федеральной налоговой службы от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ “Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению“) справка о состоянии расчетов для юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица формируется с помощью программных средств налогового органа по форме N 39-1 по всем кодам бюджетной классификации. Суммы недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пеням и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.

Следовательно, содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика.



Как установлено судом, решением Арбитражного суда города Санкт- Петербурга и Ленинградской области от 19.11.2007 по делу N А56-42953/2006, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.03.2008, признано недействительным требование Инспекции об уплате Обществом 46 271 514 руб. 57 коп. пеней по налогу на доходы физических лиц по состоянию на 06.07.2006. Суды первой и апелляционной инстанций установили нарушение Инспекцией срока принудительного взыскания недоимки по пеням, а также сделали вывод о недоказанности налоговым органом размера задолженности.

В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

В силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Инспекцией не оспаривается, что при составлении справки N 459 налоговым органом не учтены судебные акты по делу N А56-42953/2006 и в карточку лицевого счета не внесены соответствующие изменения.

Согласно приказу Министерства по налогам и сборам от 05.08.2002 N БГ-3-10/411 “Об утверждении рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов“ (утратил силу с 01.08.2005), приказам Федеральной налоговой службы от 12.05.2005 N ШС-3-10/201@ и от 16.03.2007 N ММ-3-10/138@ “Об утверждении рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных “Расчеты с бюджетом“ решения арбитражных судов о признании неправомерными решений налоговых органов (полностью или частично) по результатам налоговых проверок отражаются в лицевых карточках налогоплательщика.

Однако после вступления в законную силу решения арбитражного суда по делу N А56-42953/2006 Инспекция не внесла соответствующие изменения в карточку лицевого счета Общества.

Суд первой инстанции правильно указал, что отражение в документах внутриведомственного учета сведений о задолженности Общества без учета вступившего в законную силу судебного акта нарушает его права и законные интересы, поскольку на основании этих сведений Обществу выдана справка, содержание которой не соответствует реальной обязанности налогоплательщика.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконными действия Инспекции, выразившиеся во включении в справку N 459 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 08.06.2008 недостоверных сведений о наличии у Общества неисполненной обязанности по уплате 46 271 514 руб. 57 коп. пеней по налогу на доходы физических лиц.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц об отказе в совершении действий должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов Общества суд первой инстанции обоснованно обязал налоговый орган исключить из карточки лицевого счета сведения об имеющейся у Общества задолженности по пеням по налогу на доходы физических лиц.

Кассационная коллегия считает ошибочной ссылку Инспекции на постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, поскольку изложенные в них выводы не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора в рамках заявленного в суд требования.

Несостоятельной является и ссылка подателя жалобы на положения статьи 59 НК РФ, поскольку требование о списании спорной суммы пеней по налогу на доходы физических лиц как не реальной ко взысканию (безнадежной) Обществом не заявлялось. Более того, в соответствии с вступившим в законную силу решением суда по делу N А56-42953/2006 у Общества отсутствует задолженность по пеням, отраженная в карточке лицевого счета и в справке N 459.

Доводы налогового органа, приведенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального права и противоречат сложившейся судебно-арбитражной практике по данной категории дел.

Кассационная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нормы материального и процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, поэтому решение суда от 04.09.2008 является законным и обоснованным.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2008 по делу N А56-19691/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.В.БОГЛАЧЕВА

Судьи

С.А.ЛОМАКИН

М.В.ПАСТУХОВА