Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.02.2009 по делу N А05-6170/2008 Таможня неправомерно привлекла ООО к административной ответственности за недекларирование по установленной форме вывезенных с территории РФ нефтепродуктов, поскольку ошибочное помещение данных товаров под таможенный режим перемещения припасов вместо режима экспорта при условии заявления обществом достоверных сведений о товаре не образует состав административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 февраля 2009 г. по делу N А05-6170/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Бурматовой Г.Е., Любченко И.С., при участии от общества с ограниченной ответственностью “РН-Архангельскнефтепродукт“ Шишкина Р.Е. (доверенность от 31.12.2008 N 000660), от Архангельской таможни Карпова А.Б. (доверенность от 01.07.2008 N 28), рассмотрев 10.02.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Архангельской таможни на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.07.2008 (судья Чурова А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2008 (судьи Осокина Н.Н., Мурахина Н.В., Чельцова Н.С.) по делу N А05-6170/2008,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “РН-Архангельскнефтепродукт“ (далее - общество) обратилось в
Арбитражный суд Архангельской области с заявлениями о признании незаконными и отмене постановлений Архангельской таможни (далее - таможня) от 21.02.2008 по делу об административном правонарушении N 10203000-343/2007, от 25.03.2008 по делу об административном правонарушении N 10203000-341/2007 о привлечении заявителя к административной ответственности на основании части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда первой инстанции от 15.07.2008, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.10.2008, требования общества удовлетворены.

В кассационной жалобе таможня просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение. По мнению подателя жалобы, суды пришли к ошибочному выводу о том, что в действиях общества отсутствует состав вмененного правонарушения, поскольку заявитель должен был до фактического вывоза топлива произвести декларирование экспортируемого товара надлежащим образом.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение суда первой инстанции от 15.07.2008 и постановление апелляционной инстанции от 07.10.2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу таможни - без удовлетворения.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции.

Законность и обоснованность обжалуемых судебных актов проверены в кассационном порядке.

Из материалов дела видно, что общество на основании заключенного с компанией “Oil & Marine Technology S.A.“ (Панама) контракта от 01.09.2006 N 0131206/21-0124К на поставку последней топлива подало в таможню заявки на оформление в режиме перемещения припасов дизельного топлива: N 230407/00704 в количестве 3 300 т и N 220307/0474 в количестве 2 530 т для последующей бункеровки судов в Баренцевом море танкером “Видное“.

Вывоз нефтепродуктов осуществлен 30.04.2007 на основании разрешений таможенного органа от 23.04.2007 и от 22.03.2007.

На основании материалов специальной таможенной ревизии, в ходе которой установлен факт бункеровки
танкером “Видное“ нефтепродуктами в количестве 5 287,333 т судов, принадлежащих российским юридическим лицам, прокурором Архангельской транспортной прокуратуры 08.11.2007 вынесены постановления о возбуждении в отношении общества дел об административных правонарушениях N 10203000-343/2007, 10203000-341/2007 по факту недекларирования по установленной форме товаров, подлежащих декларированию.

Постановлениями таможни от 21.02.2008 по делу об административном правонарушении N 10203000-343/2007, от 25.03.2008 по делу об административном правонарушении N 10203000-341/2007 общество признано виновным в совершении административных правонарушений по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере одной второй стоимости предмета административного правонарушения, что составило соответственно - 14 479 156,65 руб. и 19 863 381,49 руб.

Общество обжаловало постановления таможни в административном порядке. Решениями Северо-Западной оперативной таможни от 28.05.2008 N 10212000/69ю/43А, от 04.06.2008 N 10212000/82ю/47А постановления таможни оставлены без изменения, жалобы общества - без удовлетворения.

Общество, считая, что при декларировании нефтепродуктов им представлены все сведения о товаре и поданы соответствующие документы, и полагая, что в его действиях отсутствует событие и вина вменяемого правонарушения, обратилось в суд.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, указав, что неправильный выбор таможенного режима - перемещение припасов - при наличии в распоряжении таможенного органа достоверных сведений о вывозимом товаре не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Апелляционный суд признал выводы суда первой инстанции обоснованными.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, оценив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

В соответствии со статьей 16 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) обязанность по совершению таможенных операций
для выпуска товаров, если иное не установлено названным Кодексом, несет российское лицо, если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена.

Товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных статьями 183, 184, 247, 391 названного Кодекса (статья 123 ТК РФ).

Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей (пункт 1 статьи 124 ТК РФ).

Форма декларирования определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе сокращать перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, с учетом категории лиц, указанных в статье 16 Кодекса, видов товаров, требований таможенных режимов или исходя из вида транспорта, используемого при перемещении товаров через таможенную границу (пункт 6 статьи 124 ТК РФ).

При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения (подпункт 1 пункта 2 статьи 127 ТК РФ).

Обществом в целях оформления вывозимых нефтепродуктов поданы заявки на перемещение припасов N 220307/0474, по которой фактически вывезено 1 280 т топлива, и N 230407/00704, по которой фактически вывезено 2 480 т топлива. На данных заявках проставлен штамп таможни “Погрузка
разрешена“, то есть вывоз нефтепродуктов в соответствии с режимом перемещения припасов осуществлен на основании разрешения таможенного органа. Названное обстоятельство получило надлежащую оценку судов нижестоящих инстанций.

Согласно статье 264 ТК РФ перемещение припасов - таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (пункт 1).

Под таможенный режим перемещения припасов допускается помещение товаров, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки (в том числе топлива и горюче-смазочных материалов) (пункт 1 статьи 265 ТК РФ).

Как указано в приказе Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 19.10.2001 N 1000 “О таможенном режиме перемещения припасов“, декларирование припасов производится путем представления таможенной декларации на припасы, в качестве которой таможенным органом принимается - при перемещении (загрузке) припасов на морские, воздушные суда и в поезда во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации - неполная таможенная декларация в виде письменной заявки (заявок) на погрузку припасов, составленной в произвольной форме, с последующим представлением до убытия транспортного средства с таможенной территории Российской Федерации стандартных документов перевозчика, предусмотренных международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами,
кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которые внесены сведения о перемещенных (загруженных) припасах (пункт 2).

Помимо заявок на перемещение припасов общество представило декларацию о судовых припасах и иные стандартные документы перевозчика, тем самым выполнив требования таможенного законодательства в части соблюдения условий заявленного таможенного режима.

В кассационной жалобе таможня указывает на то, что общество должно было произвести декларирование нефтепродуктов путем подачи грузовой таможенной декларации с заявлением режима экспорта, уплатив таможенные платежи. По мнению таможенного органа, несовершение обществом названных действий повлекло непредставление в таможенных целях надлежащим образом оформленных документов, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

Кассационная инстанция отклоняет данный довод как основанный на неправильном применении норм материального права.

Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 названного Кодекса.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).

Поскольку перемещение товаров в таможенном режиме перемещения
припасов сопровождалось подачей обществом письменной заявки, то есть декларированием по установленной (письменной) форме, вывод судов об отсутствии оснований для привлечения общества к указанной административной ответственности является правильным.

Иные доводы кассационной жалобы повторяют приведенные в апелляционной жалобе и ранее получили надлежащую оценку суда апелляционной инстанции.

Суды первой и апелляционной инстанций правильно установили обстоятельства дела и применили нормы права, подлежащие применению, в связи с чем судебные акты являются законными и обоснованными.

Руководствуясь статьями 104, 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.07.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2008 по делу N А05-6170/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Архангельской таможни - без удовлетворения.

Возвратить Архангельской таможне из средств федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы.

Председательствующий

Л.Б.МУНТЯН

Судьи

Г.Е.БУРМАТОВА

И.С.ЛЮБЧЕНКО