Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.01.2009 по делу N А66-5254/2008 Суд признал недействительным заключенный между ОАО и ФГУ Минобороны РФ договор на оказание услуг междугородной и международной телефонной связи в части приостановления по инициативе ОАО доступа учреждения к услугам связи в случаях задержки платежей, поскольку в соответствии с законом приостановление (прекращение) услуг связи для нужд обороны страны и безопасности государства не зависит от волеизъявления оператора связи, а обусловлено наличием письменного согласия государственного заказчика данных услуг.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 января 2009 г. по делу N А66-5254/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Казанцевой Р.В., судей Кужаровой Н.И., Нефедовой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи “Ростелеком“ на решение Арбитражного суда Тверской области от 09.10.2008 по делу N А66-5254/2008 (судья Куров О.Е.),

установил:

заместитель прокурора Тверской области (далее - Прокурор) в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском о признании недействительными пунктов 3.4, 5.1.2 и 7.2 договора на оказание услуг междугородной и международной телефонной связи с предварительным выбором оператора от 01.01.2008, заключенного между открытым акционерным обществом междугородной и международной электрической связи “Ростелеком“ (далее - ОАО “Ростелеком“) и федеральным государственным учреждением “402 ВГ МВО“ Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение).

По мнению Прокурора, данные пункты договора противоречат Федеральному закону от 07.07.2003 N 126-ФЗ “О связи“ (далее - Закон о связи) и Указу Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 “О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства“ (далее - Указ N 1173).

Решением арбитражного суда от 09.10.2008 иск удовлетворен, в соответствии с принятым решением распределены судебные расходы.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ОАО “Ростелеком“ просит отменить принятое по существу спора решение, оставить исковое заявление Прокурора без рассмотрения, полагая, что, предъявляя настоящий иск, прокурор вышел за пределы предоставленных ему полномочий, в силу которых мог предъявить иск о признании договора недействительным в целом, а не отдельных его пунктов.

Кроме того, по мнению подателя жалобы, арбитражный суд неправильно применил нормы материального права.



На кассационную жалобу представлен отзыв.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, однако для участия в судебном заседании своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Кассационная инстанция проверила законность обжалуемого решения.

Как усматривается из материалов дела, 01.01.2008 между Учреждением и ОАО “Ростелеком“ заключен договор на оказание услуг междугородной и международной телефонной связи с предварительным выбором оператора.

В соответствии с условиями названного договора (пункты 3.4, 5.1.2 и 7.2) оператору связи предоставлено право приостанавливать по своей инициативе доступ Учреждения к услугам связи в случаях задержки Учреждением платежа либо иного нарушения с его стороны Закона о связи, Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной, международной телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2005 N 310, или условий договора.

Удовлетворяя заявленное требование, суд указал, что данные условия договора противоречат пункту 1 Указа N 1173, которым к действиям, нарушающим безопасность государства, отнесены ограничение или прекращение оказания услуг связи воинских частей, учреждений, предприятий и организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Данная норма Указа N 1173 согласуется с нормами статей 4 и 21 Закона о связи, в соответствии с которыми отношения в области связи регулируются, кроме Конституции РФ и указанного Закона, также правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

В силу статьи 51 Закона о связи оказание услуг связи для государственных нужд осуществляется на условиях договора возмездного оказания услуг, заключаемого в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, вследствие чего нормы пункта 1 Указа N 1173 являются в отношении договора оказания услуг связи нормами прямого действия.

Учреждение подпадает под действие норм статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.05.2003 N 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации“, на основании выписки из ЕГРЮЛ от 12.08.2008, представленной МРИ ФНС N 12 по Тверской области (основным видом деятельности ФГУ “402 ВГ МВО“ Минобороны России является деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности).

Как следует из письма ВРИО начальника Учреждения, указанная организация является военной организацией, где осуществляется военная служба, а также в соответствии с пунктами 1.1, 1.5, 1.9, 2.1, 3.7 Устава Учреждения, утвержденного приказом Командующего войсками Московского военного округа 30.10.2006, где указано, что данное учреждение сформировано в соответствии с директивой Главного штаба Сухопутных войск, подчинено начальнику медицинской службы управления тыла МВО, его структура и штат утверждаются в порядке, установленном Министерством обороны РФ, расходует бюджетные средства на выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.



Ссылка ОАО “Ростелеком“ на то, что Учреждение, подписав договор, по существу согласилось с возможностью ограничения доступа к услугам связи в определенных случаях, правомерно не принята судом во внимание.

Согласно пункту 4 статьи 51.1 Закона о связи при исполнении государственного контракта на оказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка оператор связи, заключивший такой контракт, не вправе приостанавливать и (или) прекращать оказание услуг связи без согласия в письменной форме государственного заказчика.

Таким образом, исходя из целей и задач, которые возложены на Учреждение, приостановление и (или) прекращение услуг связи для нужд обороны страны и безопасности государства не зависят от волеизъявления оператора связи, а обусловлены наличием письменного согласия государственного заказчика таких услуг, которое при намерении оператора приостановить и (или) прекратить эти услуги должно быть получено им у государственного заказчика в каждом конкретном случае.

Доводы кассационной жалобы о том, что Прокурор, предъявляя настоящий иск, вышел за пределы предоставленных ему полномочий, противоречат положениям статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены принятого по существу спора решения и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 09.10.2008 по делу N А66-5254/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи “Ростелеком“ - без удовлетворения.

Председательствующий

Р.В.КАЗАНЦЕВА

Судьи

Н.И.КУЖАРОВА

О.Ю.НЕФЕДОВА