Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.01.2009 по делу N А21-2519/2008 Таможня неправомерно отказала ООО в оформлении вывозимых товаров в режиме свободной таможенной зоны, сославшись на непредставление обществом документов, подтверждающих обоснованность заявленных в декларации преференций и право на получение льгот по уплате таможенных платежей, поскольку материалами дела подтверждается факт документального подтверждения ООО права на применение названной льготы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 января 2009 г. по делу N А21-2519/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Любченко И.С., Подвального И.О., при участии от общества с ограниченной ответственностью “РУМБ“ Зеленковой Э.В. (доверенность от 08.10.2008 N 08/10-08), от Калининградской областной таможни Волкова Д.А. (доверенность от 30.12.2008 N 157), рассмотрев 20.01.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.07.2008 (судья Генина С.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2008 (судьи Шульга Л.А., Борисова Г.В., Фокина Е.А.) по делу N А21-2519/2008,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “РУМБ“ (далее - Общество)
обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением о признании незаконными действий Балтийского таможенного поста Калининградской таможни, выразившихся в отказе принять грузовую таможенную декларацию (далее - ГТД) N 10205090/130308/000 (бланк ТД 3 N 38271395); признать незаконным пункт 3 решения Калининградской областной таможни (далее - Таможня) от 24.04.2008 N 05-26-02/1 и обязании Калининградской областной таможни и Балтийского таможенного поста Калининградской областной таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества как юридического лица, осуществлявшего свою деятельность до 01.04.2006 и имеющего право на использование льгот, предусмотренных Федеральным законом от 10.01.2006 N 16-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ (далее - Закон N 16-ФЗ), путем принятия ГТД и осуществления таможенного оформления выпуска продуктов переработки с территории особой экономической зоны в Калининградской области в таможенном режиме ИМ 40 с применением льгот.

Решением суда первой инстанции от 21.07.2008 заявление Общества удовлетворено.

Постановлением апелляционного суда от 26.09.2008 решение суда от 21.07.2008 оставлено без изменения в части признания незаконными действий Балтийского таможенного поста Калининградской таможни по непринятию ГТД и отменено в остальной части. Суд апелляционной инстанции признал право Общества на применение льготы по уплате таможенных пошлин, одновременно изменив способ устранения таможенными органами допущенных нарушений прав Общества.

В кассационной жалобе Таможня ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, в связи с чем просит отменить принятые судебные акты и принять новое решение. Податель жалобы полагает, что судами сделан неправильный вывод о наличии у Общества права на пользование льготами,
предусмотренными статьей 24 Закона N 16-ФЗ, поскольку оно по состоянию на 01.04.2006 не осуществляло свою деятельность на основании Федерального закона Российской Федерации от 22.01.1996 N 13-ФЗ “Об Особой экономической области в Калининградской области“ (далее - Закон N 13-ФЗ), и не пользовалось льготами, предоставленными этим Законом.

В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества отклонил их.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела следует, что Общество представило 13.03.2008 Балтийскому таможенному посту Калининградской таможни ГТД N 10205090/130308/000 для оформления товара с учетом льгот, установленных Законом N 16-ФЗ, с приложением документов, подтверждающих правомерность применения льготы по уплате таможенных платежей.

Таможенным органом в приеме названной ГТД отказано на основании пункта 2 статьи 132 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), поскольку Обществом в нарушение требований пунктов 1 и 3 статьи 131 ТК РФ не представлены документы, подтверждающие обоснованность заявленных в графе 36 ГТД преференций и право декларанта на получение льгот по уплате таможенных платежей.

Не согласившись с отказом Балтийского таможенного поста в принятии указанной ГТД, Общество обратилось в Калининградскую областную таможню с жалобой на действия должностного лица, отказавшего в приеме указанной ГТД, с просьбой разрешить ООО “Румб“ таможенное оформление товаров с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин и налогов, предусмотренных статьей 23 Закона N 16-ФЗ, обязав таможенный пост принять новое решение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решением от 24.04.2008 N 05-26-02/1 Таможня признала отказ Балтийского таможенного поста в принятии таможенной декларации Общества с заявлением товаров в таможенном режиме свободной таможенной зоны не соответствующим положениям пункта 2 статьи 132
ТК РФ. При этом было указано, что необходимые для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным режимом и предусмотренным приказом Федеральной таможенной службы России от 25.04.2007 N 536 “Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным режимом“ документы декларантом представлены. В удовлетворении остальных требований Таможня отказала, поскольку документы, представленные декларантом при таможенном оформлении товаров в режиме свободной таможенной зоны по ГТД N 10205090/130308/000, недостаточны для предоставления Обществу таможенных преференций и льгот по уплате таможенных платежей. По мнению таможенного органа, осуществление деятельности на основании Закона N 13-ФЗ может быть подтверждено предоставлением грузовой таможенной декларации с ранее заявленным таможенным режимом, в соответствии с которым декларанту предоставлялись льготы, предусмотренные Законом N 13-ФЗ. Таможенные операции в отношении товаров, вывозимых по ГТД N 10205070/010306/0000977 (представленной в подтверждение преференций), Обществом не осуществлялись, а в качестве декларанта выступало иное лицо, которому предоставлялись преференции в виде освобождения от уплаты таможенных платежей.

Посчитав отказ в принятии ГТД и решение Таможни по жалобе от 24.04.2008 незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд за восстановлением нарушенных прав.

Суд первой инстанции признал незаконным отказ Балтийского таможенного поста Калининградской таможни в принятии ГТД N 10205090/130308/000 и обязал Таможню принять указанную ГТД к оформлению с приложенными к ней документами в соответствии со статьей 132 ТК РФ.

Суд апелляционной инстанции изменил решение суда от 21.07.2008, обязав Калининградскую областную таможню и Балтийский таможенный пост Калининградской областной таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем признания его права на применение льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 3 статьи
23 Закона N 16-ФЗ в отношении товара, указанного в сертификате происхождения товара от 05.03.2008 N ОЭЗ 8003011410. Суды признали, что Общество осуществляло деятельность в соответствии с Законом N 13-ФЗ, поэтому вправе применять льготу, предусмотренную пунктом 3 статьи 23 Закона N 16-ФЗ.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, кассационный суд считает, что основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют в силу следующего.

Согласно пункту 1 статьи 131 ТК РФ подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. Перечень документов, необходимых для представления таможенной декларации, установлен пунктом 2 статьи 131 ТК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 132 ТК РФ поданная таможенная декларация принимается таможенным органом в день ее получения. За исключением случаев, если: таможенная декларация подана в таможенный орган, неправомочный принимать таможенные декларации; таможенная декларация подается ненадлежащим лицом; в таможенной декларации не указаны необходимые сведения (статья 124 ТК РФ); таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме; при подаче таможенной декларации не представлены документы, необходимые для таможенного оформления, за исключением документов, которые могут быть представлены после принятия таможенной декларации в соответствии с пунктом 5 статьи 131 ТК РФ; в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с Кодексом должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.

Факт неуплаты таможенных пошлин, налогов на момент подачи таможенной декларации не является основанием для отказа в принятии таможенной декларации.

Пунктом 3 статьи 131 ТК РФ установлено, что если декларант претендует на получение льгот по уплате таможенных платежей,
в том числе при заявлении таможенного режима, предусматривающего полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, на неприменение к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо на уменьшение налоговой базы, то он обязан представить в таможенный орган документы, подтверждающие соответствующие заявленные условия.

Таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, - это таможенный режим, при котором иностранные товары ввозятся на территорию Калининградской области и используются на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов, без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, с учетом особенностей, устанавливаемых настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона N 16-ФЗ юридические лица, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые на день вступления Закона в силу осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона от 22.01.1996 N 13-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Калининградской области“, могут применять таможенный режим свободной таможенной зоны в порядке, определяемом главой 3 Закона N 16-ФЗ, с особенностями, установленными настоящей главой.

В пункте 3 статьи 23 Закона N 16-ФЗ предусмотрено, что при вывозе с территории особой экономической зоны продуктов переработки товаров, ввезенных в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, вывозные таможенные пошлины не уплачиваются, если выполняются условия, установленные статьей 24 Закона N 16-ФЗ.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что Общество зарегистрировано в Калининградской области 24.10.2002, до вступления в силу Закона N 16-ФЗ. Соблюдение Обществом условий,
установленных пунктом 1 статьи 24 Закона N 16-ФЗ о достаточной переработке товара на территории особой экономической зоны в Калининградской области ввезенных ранее в таможенном режиме свободной таможенной зоны товаров, подтверждается сертификатом происхождения товара, подвергнутого достаточной переработке на территории Особой экономической зоны Калининградской области от 05.03.2008 N ОЭЗ 8003011410, и актом экспертизы происхождения товара от 05.03.2008 N 1512 “З-ВЭД“.

Общество представило в таможенный орган ГТД N 10205070/010306/0000977 в подтверждение ввоза сырья, переработанного в дальнейшем Обществом. В ГТД получателем и декларантом ввезенного сырья, подвергшегося в дальнейшем переработке, является ООО “Фрегат“. Судами был оценен договор комиссии от 05.05.2005 N 1к/05, заключенный между ООО “Румб“ (комитент) и ООО “Вест-Ойл (комиссионер), по условиям которого комитент поручил комиссионеру от своего имени заключать внешнеэкономические контракты на поставку сырья, и от своего имени заключать договоры комиссии, поручения, агентские договоры с третьими лицами.

ООО “Вест-Ойл“ в соответствии с условиями договора комиссии от 05.05.2005 N 1к/05 заключило с ООО “Фрегат“ договор комиссии от 01.01.2006 N 1кс/01, в соответствии с которым последнему было поручено от своего имени заключать внешнеэкономические контракты на поставку сырья, а также производить его таможенное оформление. Во исполнение договора комиссии ООО “Фрегат“ ввезло и осуществило таможенное оформление сырья.

Факт передачи сырья от ООО “Фрегат“ ООО “Вест-Ойл“ подтверждается актом приемки-передачи от 22.02.2006 N 6, а от ООО “Вест-Ойл“ ООО “Румб“ - актом приемки-передачи от 22.02.2006 N 15. Ввезенное сырье оприходовано Обществом.

Таким образом, на основании представленных документов суды установили, что Общество документально подтвердило свое право на применение льготы, предусмотренной пунктом 3 статьи 23 Закона N 16-ФЗ.

При таких обстоятельствах вывод судов о незаконности действия
таможенного поста, фактически отказавшего в выпуске товара в соответствии с заявленным таможенным режимом, является обоснованным.

Суд апелляционной инстанции правомерно изменил решение суда первой инстанции, отказав Обществу в признании недействительным решения Таможни в обжалуемой части со ссылкой на отсутствие полномочий по таможенному оформлению товаров у должностного лица, принимающего решение по жалобе.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд, признавая незаконными действия государственного органа, обязан указать способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.

Суд апелляционной инстанции исходя из обстоятельств дела и признав право Общества на применение льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона N 16-ФЗ в отношении спорного товара, правильно указал способ устранения допущенных нарушений со стороны Балтийского таможенного поста и Калининградской областной таможни.

При таких обстоятельствах постановление апелляционного суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части первой статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2008 по делу N А21-2519/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.Е.БУРМАТОВА

Судьи

И.С.ЛЮБЧЕНКО

И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ