Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 26.11.2009 N Ф09-9329/09-С6 по делу N А60-18338/2009-С5 Резервирование земельного участка, являющееся начальной стадией изъятия участка для муниципальных нужд, осуществляется в публичных интересах, не требует согласия лица, чей земельный участок резервируется для муниципальных нужд, и является юридически значимым фактом, государственная регистрация которого обязательна. Реализация полномочия на регистрацию обременения не может быть поставлена в зависимость от волеизъявления правообладателя на государственную регистрацию его прав.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 ноября 2009 г. N Ф09-9329/09-С6

Дело N А60-18338/2009-С5

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Маликовой Э.М.,

судей Мындря Д.И., Семеновой З.Г.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области (далее - регистрационная служба) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.07.2009 по делу N А60-18338/2009-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2009 по указанному делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель
регистрационной службы Черныш А.О. (доверенность от 25.09.2009 N 08-19/679).

Администрация г. Екатеринбурга (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа регистрационной службы от 20.02.2009 N 01/873/2008-324 в государственной регистрации обременений на объект недвижимости - земельный участок, расположенный в г. Екатеринбурге, ул. Победы, 108, кадастровый номер 66:41:0106064:7, об обязании регистрационной службы устранить допущенное нарушение путем регистрации ограничений, вытекающих из постановления главы Екатеринбурга от 10.11.2008 N 4836 “О резервировании для муниципальных нужд земельных участков в квартале улиц Победы - Народного фронта - переулка Никитина“.

Определением суда от 24.06.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Салазкина Л.Я., Чайникова С.Я., Ходырева В.И.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03.08.2009 (судья Филиппова Н.Г.) заявленные требования удовлетворены полностью.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А60-18338/2009-С5 принято 21.09.2009, а не 29.09.2009.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2009 (судьи Усцов Л.А., Панькова Г.Л., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе регистрационная служба просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 6, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ), п. 9 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 (далее - положение о резервировании), и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Заявитель полагает, что государственная регистрация ограничения права, установленного решением о резервировании земель,
может быть произведена только при наличии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Единый реестр) записи о государственной регистрации ранее возникшего права на землю.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, постановлением главы Екатеринбурга от 10.11.2008 N 4836 принято решение зарезервировать для муниципальных нужд земельные участки в квартале ул. Победы - Народного фронта - пер. Никитина в целях реализации Генерального плана развития городского округа - муниципального образования “город Екатеринбург“ на период до 2025 года согласно перечню. Земельный участок площадью 968 кв. м с кадастровым номером 66:41:0206064:7, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Победы, д. 108, вошел в состав резервируемых земель (перечень кадастровых номеров земельных участков, расположенных в границах резервируемых земель - приложение N 2 к постановлению от 10.11.2008 N 4836, кадастровый паспорт земельного участка от 12.12.2008 N 41-02/08-60573).

Администрация 26.12.2008 обратилась в регистрационную службу с заявлением о государственной регистрации обременения на земельный участок, кадастровый номер 66:41:0106064:7, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Победы, д. 108.

Сообщением от 20.02.2009 N 01/873/2008-324 в государственной регистрации обременения - резервирования земельного участка - отказано на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, поскольку отсутствует государственная регистрация ранее возникшего права на названный земельный участок.

Полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным и нарушает ее права и законные интересы, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением по рассматриваемому делу.

Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или
иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.

Согласно п. 1 ст. 4 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для муниципальных нужд путем выкупа. Решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд принимается органами местного самоуправления. Решение органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок.

На основании ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных для изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа.

Таким образом, обременение в виде резервирования земельного участка, возникшее на основании постановления от 10.11.2008 N 4836, подлежало государственной регистрации.

Как следует из Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, государственная регистрация прав на недвижимое имущество зависит от волеизъявления правообладателя.

В то же время резервирование земельного участка, являющееся начальной стадией изъятия земельного участка для муниципальных нужд, осуществляется в публичных интересах, не требует согласия лица, чей земельный участок резервируется для муниципальных нужд и является юридически значимым фактом, регистрация которого в установленном законом порядке обязательна. В рассматриваемом случае данная обязанность возложена на администрацию.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что реализация полномочия на резервирование земельного
участка с последующей обязательной государственной регистрацией такого обременения не может быть поставлена в зависимость от волеизъявления правообладателя на государственную регистрацию его прав.

При таких обстоятельствах суды обоснованно указали на отсутствие у регистрационной службы оснований для отказа в государственной регистрации резервирования спорного земельного участка и удовлетворили требования администрации.

Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.

С учетом изложенного решение Арбитражного суда Свердловской области и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.07.2009 по делу N А60-18338/2009-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2009 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области - без удовлетворения.

Председательствующий

МАЛИКОВА Э.М.

Судьи

МЫНДРЯ Д.И.

СЕМЕНОВА З.Г.