Постановление ФАС Уральского округа от 21.10.2009 N Ф09-8157/09-С1 по делу N А50-8001/2009 Дело по заявлению о признании недействительными вынесенных надзорным органом акта проверки использования субсидий и представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса направлено на новое рассмотрение, поскольку вопрос о соответствии оспариваемых ненормативных актов закону или иному нормативному правовому акту не исследован, не проверялось, нарушены ли данными актами права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2009 г. N Ф09-8157/09-С1
Дело N А50-8001/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лимонова И.В.,
судей Поротниковой Е.А., Ященок Т.П.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства образования Пермского края (далее - министерство, заявитель) на определение Арбитражного суда Пермского края от 01.06.2009 по делу N А50-8001/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2009 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
министерства - Лаврентьева Е.Р. (доверенность от 15.10.2009 N СЭД-26-01-22-639);
территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае (далее - управление) - Муратова Т.П. (доверенность от 26.09.2008 N 07-01-23/2387).
Министерство обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными вынесенных управлением акта от 17.03.2009 проверки использования субсидий, выделенных из федерального бюджета Министерству образования Пермского края в 2006 году, и представления от 25.03.2009 N 15 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 01.06.2009 (судья Кетова А.В.) производство по делу прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2009 (судьи Богданова Р.А., Борзенкова И.В., Грибиниченко О.Г.) определение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит данные судебные акты отменить в части прекращения производства по требованию о признании недействительным представления управления от 25.03.2009 N 15 и направить дело на рассмотрение по существу в суд первой инстанции, ссылаясь на то, что оспариваемое представление вынесено уполномоченным органом по результатам проведенной проверки в качестве меры принуждения, неисполнение которого влечет административную ответственность. Указанное представление является ненормативным правовым актом, которое может быть обжаловано в порядке ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). В жалобе заявитель указывает на то, что меры принуждения на основании оспариваемого акта применяются непосредственно к министерству, вне зависимости от того, что представление адресовано министру образования Пермского края Карпушину Н.Я.; оспариваемым ненормативным правовым актом нарушены права и законные интересы заявителя как юридического лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса к бюджетным правоотношениям, в том числе, относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе контроля за использованием средств федерального бюджета.
Контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которая в соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право проводить проверки в организациях, получающих средства федерального бюджета и направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (п. 5.14 Положения).
В соответствии с п. 5 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, территориальное управление осуществляет полномочия по контролю и надзору за использованием, в частности, средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета.
В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых проверяет правомерность и эффективность использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также направляет в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (п. 5.14.3 и 5.14.7 указанного Положения).
Исходя из анализа вышеназванных норм права, суд кассационной инстанции приходит к выводам о том, что отношения, возникшие между участниками спора по настоящему делу, относятся к бюджетным правоотношениям; оспариваемое представление вынесено органом, осуществляющим финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в рамках предоставленных ему полномочий.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 150 Кодекса установлено, что арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций, прекращая производство по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Кодекса, указали на то, что оспариваемые акт и представление управления не отвечают процессуальным требованиям, установленным ст. 27, 29, 198 Кодекса. При этом в отношении представления суды пришли к данному выводу на основании того, что этот документ адресован непосредственно министру образования Пермского края Карпушину Н.Я., а не самому министерству.
По мнению судов, неисполнение перечисленных в представлении указаний может повлечь неблагоприятные правовые последствия именно для руководителя министерства, следовательно, оспариваемым представлением права и законные интересы заявителя как юридического лица не нарушены.
Между тем данный вывод судов является ошибочным в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 197 Кодекса дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными в гл. 24 Кодекса.
На основании ч. 1 ст. 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Министр образования в данном случае выступает от имени самого министерства.
Следовательно, заявленное министерством требование в части признания недействительным представления управления от 25.03.2009 N 15 соответствует ст. 198 Кодекса и, в связи с этим подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Поскольку судами не исследовался вопрос о соответствии оспариваемого представления закону или иному нормативному правовому акту, не проверялось, нарушены ли данным ненормативным правовым актом права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.
Руководствуясь ст. 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
определение Арбитражного суда Пермского края от 01.06.2009 по делу N А50-8001/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2009 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
ЛИМОНОВ И.В.
Судьи
ПОРОТНИКОВА Е.А.
ЯЩЕНОК Т.П.