Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 28.09.2009 N Ф09-7375/09-С4 по делу N А50-21069/2008 Иск в части взыскания излишне выплаченных субсидий удовлетворен правомерно, поскольку факт излишнего перечисления денежных средств подтвержден материалами дела, ответчиком доказательств наличия расходов по субсидиям на оплату жилья и коммунальных услуг в заявленной сумме, а также перечисления данных бюджетных денежных средств другим организациям в качестве компенсации расходов, понесенных в связи с предоставлением субсидий, не представлено.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 сентября 2009 г. N Ф09-7375/09-С4

Дело N А50-21069/2008

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Сердитовой Е.Н.,

судей Азанова П.А., Лиходумовой С.Н.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия “Расчетно-кассовый центр“ (далее - предприятие “Расчетно-кассовый центр“) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2009 по делу N А50-21069/2008 Арбитражного суда Пермского края.

В судебном заседании приняли участие представители:

предприятия “Расчетно-кассовый центр“ - Марченко Т.П. (паспорт), Остраховская О.С. (доверенность от 26.02.2009), Новоселова-Данченко И.В. (доверенность от 18.09.2009);

ликвидационной комиссии Управления социальной защиты населения администрации г. Чусового - Бодрова М.П. (доверенность от 11.02.2009).

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и
месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.

Ликвидационная комиссия Управления социальной защиты населения администрации г. Чусового обратилась в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к предприятию “Расчетно-кассовый центр“ о взыскании 9 995 700 руб., в том числе 7 569 318 руб. 60 коп. излишне выплаченных субсидий, 2 246 381 руб. 40 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, согласно ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечена администрация Чусовского муниципального района.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 27.03.2009 (судья Круглянин В.М.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2009 (судьи Риб Л.Х., Ясикова Е.Ю., Мещерякова Т.И.) решение суда отменено. С предприятия “Расчетно-кассовый центр“ взыскано 7 569 318 руб. 61 коп. излишне выплаченных субсидий. В удовлетворении остальной части требований отказано.

В кассационной жалобе предприятие “Расчетно-кассовый центр“ просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм процессуального права, применение не подлежащей применению ст. 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель полагает, что постановление суда апелляционной инстанции принято в пользу третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, поскольку удовлетворены требования о взыскании излишне выплаченных субсидий в доход бюджета Чусовского муниципального района. Данное предприятие указывает на недостоверность размера заявленных требований, поскольку в материалах дела отсутствует промежуточный ликвидационный баланс,
являющийся основным документом, подтверждающим наличие указанной задолженности. По мнению заявителя, к муниципальному унитарному предприятию “Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства“ (далее - предприятие “Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства“) не перешли права и обязанности муниципального учреждения “Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства“, поскольку данное учреждение было ликвидировано 14.12.2004 без установления правопреемства. Предприятие “Расчетно-кассовый центр“ ссылается на прекращение с 30.08.2004 действия договора на возмещение затрат, связанных с предоставлением субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, от 01.01.2003 в связи с изменением порядка предоставления субсидий.

В отзыве на кассационную жалобу ликвидационная комиссия Управления социальной защиты населения просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, указывая, что излишне выплаченные денежные средства на возмещение затрат, связанных с предоставлением субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, являются бюджетными денежными средствами и подлежат возврату в доход бюджета Чусовского муниципального района, а истец является главным распорядителем бюджетных средств по получаемым субсидиям. Ликвидационная комиссия Управления социальной защиты населения ссылается на то, что Законом Пермской области от 30.11.2005 N 2741-613 “О бюджете Пермской области на 2006 г.“ предусмотрен возврат субсидий в случае их неполного использования.

Согласно ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Как следует из материалов дела, между муниципальным учреждением “Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства“, администрацией г. Чусового и Управлением социальной защиты населения г. Чусового 01.01.2003 заключен договор на возмещение затрат, связанных с предоставлением субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, согласно условиям которого во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.1999
N 887 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения“ муниципальное учреждение “Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства“ предоставляет гражданам, проживающим в муниципальном, в том числе и приватизированном жилом фонде, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, а администрация г. Чусового через Управление социальной защиты населения г. Чусового возмещает муниципальному учреждению “Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства“ затраты на сумму предоставленных субсидий в соответствии с Положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденным Указом губернатора Пермской области от 29.02.2000 N 61 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения“, и Положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденным постановлением главы администрации г. Чусового от 19.05.2000 N 588 “Об утверждении социальных стандартов на оплату жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения“.

По условиям дополнительных соглашений, заключенных между сторонами указанного договора на 2004, 2005 г., права и обязанности муниципального учреждения “Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства“ по договору на возмещение затрат, связанных с предоставлением субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, от 01.01.2003 перешли к предприятию “Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства“.

Судами установлено, что администрация г. Чусового на основании заявок Управления социальной защиты населения г. Чусового перечисляла предприятию “Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства“ поступившие из бюджета субъекта Российской Федерации денежные средства на выплату субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг.

В соответствии с постановлением главы администрации г. Чусового от 30.11.2005 N 2264 принято решение о ликвидации с 30.01.2006 Управления социальной защиты населения г. Чусового, утверждена
ликвидационная комиссия.

Актом проведенной Контрольно-счетной палатой Пермской области проверки целевого использования бюджетных средств, направленных на возмещение затрат, связанных с предоставлением субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, от 26.12.2005 установлен факт излишнего перечисления 10 622 600 руб. на счет предприятия “Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства“ по состоянию на 01.10.2005.

Во исполнение предписания Контрольно-счетной палаты Пермской области и письма Министерства финансов Пермского края от 15.03.2007 перечисленные из бюджета субъекта Российской Федерации денежные средства для финансирования расходов в связи с предоставлением субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, не израсходованные на указанные цели, платежными поручениями от 31.10.2007 N 49193, от 09.11.2007 N 49785 были перечислены в бюджет субъекта Российской Федерации из бюджета Чусовского муниципального района.

Ссылаясь на то, что предприятие “Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства“ неосновательно удерживает денежные средства, выделенные в качестве субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, ликвидационная комиссия Управления социальной защиты населения администрации г. Чусового обратилась в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств наличия условий применения ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Отменяя решение суда первой инстанции на основании ч. 3 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ч. 5 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным данным Кодексом для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, в частности акты сверки взаиморасчетов, реестр платежных документов, платежные поручения, справку о суммах
перечисленных из бюджета денежных средств, оценив их в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также учитывая, что согласно постановлению главы администрации Чусовского городского поселения от 16.04.2007 N 40 предприятие “Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства“ переименовано в предприятие “Расчетно-кассовый центр“ (п. 1.1 Устава данного предприятия), суд апелляционной инстанции установил, что факт излишнего перечисления из бюджета денежных средств в сумме 7 569 318 руб. 60 коп. предприятию “Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства“ подтвержден, требования заявлены истцом к надлежащему ответчику.

В силу ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства, выделяемые из бюджета, должны доводиться до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

При этом в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предприятием “Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства“ не представлено доказательств наличия расходов по субсидиям на оплату жилья и коммунальных услуг в указанной сумме, а также перечисления данных бюджетных денежных средств другим организациям в качестве компенсации расходов, понесенных в связи с предоставлением субсидий.

Исходя из вышеизложенного судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

Довод заявителя кассационной инстанции о том, что к предприятию “Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства“ не перешли права и обязанности муниципального учреждения “Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства“, отклоняется, поскольку согласно дополнительным соглашениям на 2004, 2005 г. к договору на возмещение затрат, связанных с предоставлением субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, от 01.01.2003, подписанным представителем предприятия “Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства“, права и обязанности муниципального учреждения “Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства“ по указанному договору перешли к данному предприятию. Кроме того, из
материалов дела следует, что денежные средства в связи с предоставлением субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг предприятию “Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства“ перечислялись.

Ссылка заявителя на то, что суд апелляционной инстанции необоснованно применил по отношению к предприятию “Расчетно-кассовый центр“ ст. 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, отклоняется. Судом апелляционной инстанции установлено, что данное предприятие получало бюджетные средства для компенсации расходов в связи с предоставлением субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Кроме того, применение указанной статьи не повлияло на выводы суда апелляционной инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

Иные доводы предприятия “Расчетно-кассовый центр“, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для их переоценки в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

На основании изложенного обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции от 22.06.2009 следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2009 по делу N А50-21069/2008 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия “Расчетно-кассовый центр“ - без удовлетворения.

Председательствующий

СЕРДИТОВА Е.Н.

Судьи

АЗАНОВ П.А.

ЛИХОДУМОВА С.Н.